Рефераты. Президент Республики Беларусь и судебная власть






В соответствии с законом “О судоустройстве и статусе судей” Верховный Суд Республики Беларусь состоит из Председателя, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда и действует в составе: судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии и судебной коллегии по патентным делам, Пленума Верховного Суда, Президиума Верховного Суда. Декретом от 21 января 1999 года №1 “О численном составе судей Верховного Суда” устанавливается, что численный состав судей Верховного Суда определяется Президентом. Указ от 25 января 1999 года №54 “О некоторых вопросах деятельности Верховного Суда” (в редакции Указа №6 от 4.01.2000г.) в целях повышения деятельности Верховного Суда установил количество судей и работников аппарата этого суда 51 и 79 единиц соответственно. Председателю Верховного Суда было предоставлено право утверждать штатное расписание и структуру аппарата Верховного Суда в пределах установленной численности работников этого суда.

Высший Хозяйственный Суд возглавляет систему хозяйственных судов, несёт ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, также организацию, состояние и совершенствование их деятельности. Высший Хозяйственный Суд состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя, первого заместителя и заместителей Председателя Численность заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда определяется Президентом. Количественный состав Высшего Хозяйственного Суда устанавливается Президентом по представлению Председателя этого Суда. Высший Хозяйственный Суд действует в составе Пленума, Президиума (образован Декретом Президента от 29 сентября 1998 года №17 в составе Председателя, первого заместителя, заместителей Председателя и пяти судей Высшего Хозяйственного Суда. Декрет также определял полномочия Президиума), коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов и судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров. В Высшем Хозяйственном Суде также действует квалификационная коллегия судей. Указ Президента Республики Беларусь от 24 июня 1997 года №337, вступивший в силу с 1.07.1998г. постановил увеличить численность судей и специалистов Высшего Хозяйственного Суда соответственно на 4 и 7 единиц. Кроме того, ст.11 Закона о хозяйственных судах в Республике Беларусь закрепляет, что не реже одного раза в год Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь информирует о деятельности хозяйственных судов Президента Республики Беларусь, а также Палату Представителей и Совет Республики Национального Собрания.

Если Конституция 1994 года в ст.126 ранее предусматривала формирование Конституционного Суда Верховным Советом, то действующая редакция Конституции закрепляет назначение судей Конституционного Суда Президентом и Советом Республики на паритетной основе. Шесть судей назначаются Президентом (п.10 ст.84), шесть судей избираются Советом Республики (п.4 ст.98). При этом необходимо учитывать требования к судьям Конституционного Суда, закрепленные в ст.116 Конституции: “Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень”.

 В соответствии с п.11 ст.84 Президенту также предоставлено право освобождать от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики (основания прекращения полномочий судьи предусмотрены ст.72 и ст.75 закона “О судоустройстве и статусе судей”, а также ст.15 закона “О Конституционном Суде Республики Беларусь”.

Президент назначает и иных судей Республики Беларусь (п.10 ст.84 Конституции).

Ст.7 закона “О судоустройстве и статусе судей” регламентирует порядок образования судов Республики Беларусь. Суды образуются на основах выборности или назначаемости судей. Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, а также специализированных судов назначаются Президентом и исполняют свои обязанности бессрочно, кроме назначаемых на должность судьи впервые. Судьи, назначаемые на должность впервые, назначаются бессрочно после 5 лет работы судьей. Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом сроком на 5 лет. При назначении лица на должность судьи учитывается время работы судьей по административным делам и исполнительным производствам.

Районный (городской) суд образуется в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе. Президентом по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда может быть образован один районный (городской) суд на район или город. Так, Указом Президента от 4 мая 1999 года №250 “О преобразовании судов районов и городов областного подчинения, имеющих общий административный центр” в целях приведения судебной системы в соответствие с административно-территориальным делением Республики Беларусь некоторые районные и городские суды были преобразованы в районные суды.

Состав районного (городского) суда определяется ст.19 закона “О судоустройстве и статусе судей”. Районные (городские) суды состоят из председателя суда, судей и судей по административным делам и исполнительным производствам. Председатель районного (городского) суда, а также его заместитель назначаются сроком на 7 лет. Количество судей для каждого районного (городского) суда устанавливается Президентом по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда.

Указом Президента от 3 мая 1997 года №269 “Об установлении количества судей по административным делам и исполнительным производствам в районных (городских) судах” в составе районных (городских) судов Брестской области было установлено 10 судей по административным делам и исполнительным производствам, в Витебской -  14 судей; в Гомельской -  11 судей; Гродненской – 12 судей; Минской области – 16; Могилевской области – 11, и в районных судах г.Минска – 16 судей. Указ от 21 апреля 1999 года №227 “Об увеличении численности судей по административным делам и исполнительным производствам в районных (городских) судах” постановил увеличить численность судей на 95 единиц.

В соответствии со ст.24 закона “О судоустройстве и статусе судей” областной, Минский городской суд состоят из Председателя суда, судей и действуют в составе судебных коллегий и президиумов судов. Количество, состав этих судов также устанавливается Президентом по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Своим указом от 6 августа 1997 года №424 Президент постановил увеличить количество судей областных и Минского городского судов на 12 единиц. Количество судей некоторых районных (городских) судов в соответствии с этим указом также увеличилось на 9 единиц.

Ст.33 закона “О судоустройстве и статусе судей” закрепляет порядок образования межгарнизонных военных судов. Межгарнизовнные военные суды образуются Президентом Республики Беларусь с учетом численности и дислокации вооруженных сил Республики Беларусь и других воинских формирований по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 1999 года №41 “О военных судах Республики Беларусь и Военной коллегии Верховного Суда” в целях упорядочения деятельности военных судов и Военной коллегии установил, что судьи военных судов Республики Беларусь и Военной коллегии Верховного Суда назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих офицерские звания и на них распространяется действие актов законодательства, регламентирующих статус судей и военнослужащих. Финансирование деятельности этих судов, обеспечение их транспортными средствами, связью, оружием , охраной, служебными и жилыми помещениями осуществляет Министерство обороны за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов судебной власти и выделенных на эти цели данному министерству.

Белорусский военный суд состоит из председателя суда, заместителей председателя, судей и действует в составе судебных коллегий. Должность заместителя председателя была введена в штатное расписание Указом Президента от 19 февраля 1996 года №81 “О реорганизации военных судов Республики Беларусь”, который одновременно упразднил должность помощника председателя.

Закон о хозяйственных судах в ст.27 установил, что в областях Республики Беларусь действуют хозяйственные суды областей, к которым приравнивается также суд города Минска, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - также специализированные хозяйственные суды областей и г.Минска. Хозяйственные суды состоят из судей, в том числе Председателя и заместителей Председателя. Хозяйственный суд г.Минска был создан с 1 января 1999 года Указом Президента от 10.11.1998г. №540 путем выделения его из хозяйственного суда Минской области. Численность судей хозяйственного суда г.Минска была установлена в количестве 18 единиц, а численность хозяйственного суда Минской области – в количестве 10 единиц.

Таким образом, Президент Республики Беларусь имеет широкие полномочия в области формирования судейского корпуса, несмотря на то, что назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда производится Президентом совместно с верхней палатой Парламента. Следует отметить, что в демократических странах в процедуре наделения кандидатов судейскими полномочиями участвуют различные ветви власти, что позволяет обеспечить независимость судей и суда. По нашему мнению, наиболее приемлемым следует считать смешанный способ наделения судей судейскими полномочиями, который состоит в сочетании избрания и назначения судей, поскольку назначение судей может производить с учетом их лояльности к власти, по их убеждениям. Кроме того, назначение отстраняет население от участия в формировании судейского корпуса. Так, еще в июле 1996 года в беседе с журналистами, отвечая на вопрос о взаимоотношениях с судебной властью, нынешний президент Беларуси А.Лукашенко сказал: “…по Конституции она [судебная власть] является фактически президентской. Да, декларирована самостоятельность судов, но назначает и смещает судей с занимаемых должностей, кроме членов Верховного Суда, президент. В силу этого президенту проще проводить свою политику через судебную власть.”1

На наш взгляд, кроме того, следует отдать предпочтение избранию судей высших судов Парламентом, как это производится на Украине, где судьи избираются Радой по представлению Президента; и в Российской Федерации, где по представлению Президента судьи избираются Советом Федерации. Обеспечивается, таким образом, более демократичный порядок в большей степени легитимность судебной власти, ее авторитет, независимость.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.