Рефераты. Личные права и свободы человека России






5. Под гарантиями личных прав и свобод человека и гражданина понимаются средства, обеспечивающие реализа­цию этих права. Право можег быть реализовало, только если ему соответствует чья-то обязанность это обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности.

Конституционное закрепление обязанности Российской власти призна­вать, соблюдать и.защищать личные права че­ловека и гражданина - выражение сущности ново­го конституционного строя России, при котором учредительная (законодательная) власть принадлежит суверенному - многонациональному народу. Однако для воплощения в жизнь это­го прекрасного принципа необходмо понимание того, что произошло в нашей стране за последние десять лет, умение делать выводы и, самое глав­ное, желание власти и народа вопло­тить этот принцип. Сегодня многие личные права человека и гражданина нарушаются или оспариваются, создают­ся препятствия к их осуществлению.

Нередко употребляется выражение «материальные гарантии». Под ними понимается совокупность экономи­ческих и политических условий, дела­ющих личные права реальными.

В Конституции России личные права человека и гражданина закрепляются в разных формулировках. некоторые изначально декларативны («каждый имеет право на свободное использование своих способностей - ч. 1 ст. 54),  другие -  как гарантия («гарантируется свобода массовой информации» – ч. 5 ст. 29, «каждому гарантируется   coц иальное   обеспечение по возрасту» – ч. 1 ст. 39),  третьи - как обьект охраны или защиты со стороны государства или закона («право частной собственности охраняется законом» - ч. 1 ст. 55, «материнство и детство, семья находятся под защи­той государства» - ч. 1 ст. 58). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или и иного права есть своеобразная его  гарантия,  во всяком случае невозможность его отрицания.

Все же «каждому гарантируется» звучит более весомо, нежели «каждый имеет право», к тому же первая формула чаще встречается в тex случаях, когда властные органы обладают сис­темой, способной обеспечить реали­зацию соответствующих прав. на-пример, ч. 1 ст. 59 гласи: «каждому гарантируется социальной обеспече-ние по возрасту, в случае болезни, инвалидности...». Однако пенсион­ная реформа, стартовавшая 1 января 2002 года, даст результат только че­рез несколько лет, а сегодня мы наблюдаем многомесячные задержки зарплат, пенсий и пособий – это прямое нарушение права на жизнь - первого элементарного и вместе с тем фундаментального права, без которого все остальное лишается смысла. именно инстинкт выживания толкает людей на активный протест - пикеты, забастовки, голодовки, требования об отстав­ке лидеров и т.п. Не подлежит сомне­нию, что тот или иной курс любой страны прямо или опосредованно свя­зан с правом на жизнь, ибо от этого курса в конечном счете зависит со­стояние экономики, а следовательно, уровень благосостояния граждан, их социальная защищенность, пенсион­ное обеспечение, медицинское обслуживание, оплата труда, наполнение потребительской корзины и многое другое. Поэтому-то ошибка в полити­ке, как заметил Талейран, хуже преступления.

Права, свободы и обязанности реализуются на основе равноправия -главного принципа, характеризующего статус личности. В статье 19 Конституции РФ выделены три основных его аспекта:

1)                      равенство всех перед законом и судом;

2)                      равенство прав и свобод человека и гражданина;

3)                      равноправие мужчины и женщины.

Личные права и свободы человека и гражданина основываются на их гарантированности. Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии. Социально-экономические га­рантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечиваюцие использование личных прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощ­ности, широкая инфраструктура - сис­тема учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества, и т.д.

Политические гарантии предпо­лагают соответствующим образом сориентированную политику власти, ее нацеленность на создание условий, обеспечивлющих достойную жизню и свободное развитие личности; устойчивость политических структур, их спо­собность к достижению гражданско­го согласия, исключающего дестабилизацию в обществе, должный уровеньполитической культуры граждан; борь­бу с бюрократизмом, взяточничеством и другие политико-организационные факторы.

Юридические гарантии представляют собой конституционную возможность применения государством к индивиду мер принудительного воздействия, привлечения его к судебной ответственности, cyщественного ограничения его свобод. Конституция гарантирует демократические принципы судопроизводства, гуманное отноше­ние к лицам, привлекаемым к уголов­ной или административной ответственности,налагаемой в судебном порядке.

К числу юридических гарантий в первую очередь относятся:

1)       Конституционно-судебные механизмы (деятедьность Конституционного Суда РФ - ч. 4 ст. 125 Консти­туцииРФ);

2)       Судебная защита (деятельность су­дов общей юрисдикции - ст. 46);

3)       действия органов исполнительной власти (ст. 2 и 18);

4)       законодательная деятельность представительных органов власти РФ и ее

5)       субьектов (ст. 71 и 72);

6)       юрисдикционная роль института президента в россии как конституци­онного гаранта прлв и свобод челове­ка и гражданина (ст. 80 КонституцииРФ).

Однако именно суды, судебная власть   могут   и   должны   обеспечивать максимальную защиту прав и свобод человека и гражданина в сложный период перехода российского общества от авторитарного режима к демократическому, в период слома старых командно-административных отноше­ний и становления отношений рыночных.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты


1.      Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993, вступившая в действие 25 декабря 1993 г.

2.      Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1994 г. - Ч. 1,2. – М., 2000.

3.      Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.

4.      Федеральный закон «О свободе совести и о ре­лигиозных объединениях» (в редакции от 26 марта 2000 г.).

5.      Федераль­ный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в редакции от 24 июня 1999 г.).

6.      Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996.

7.      Федеральный закон «О пожарной безопас­ности» от 21 декабря 1994 г.

8.      Федеральный закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передви­жения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993.

9.      Федеральный закон «Об обжаловании в суд действий, и решений, нарушающих права и свободы граж­дан» (в редакции от 14 декабря 1995 г.).

10.  Федеральный закон «О милиции» от 18.04.1991.

11.  Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. №395-1.

12. Указ Президента РФ «Об учреждении должности Уполномаченного РФ при Европейском Суде (на­значается Президентом РФ)» от 29 марта 1998 г.

13.  Указ Президента РФ «О неотложных мерах по за­щите населения от бандитизма и иных проявлений организо­ванной преступности» от 26.06.1997.

14.  Указ Президента РФ «О мерах по реабилитации священнослужителей и верую­щих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14 марта 1996 г.

15.  Указ Прези­дента РФ «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Рос­сийской Федерации» от 23 марта 1995 г.

16.  Постановление Правительства РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 г. № 35.

17.  Правила «О порядке регистрации и снятия граждан Российской Фе­дерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России установлен Прави­лами, утвержденые постановлением Правительства РФ (в редакции от 16 марта 2000 г.).

18.  Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание. Утвержденое постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 789.

19. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жи­тельство. Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 794.

Судебная практика


20.  Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г.

21.  Постановление Конституционного Суда РФ «В связи с жалобой А. Я. Аванова на Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г.» от 15 января 1998 г.

22.  Постановление Конституционного Суд РФ «По делу о проверке конституционности ст. 1 и 21 Закона РФ «О госу­дарственной тайне» от 27 марта 1996 г.

23.  Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов го­рода Москвы и Московской области, Ставропольского края, Во­ронежской области и города Воронежа, регламентирующих поря­док регистрации граждан, прибывающих на постоянное житель­ство в названные регионы» от 4 апреля 1996 г.

24.  Постановление Конституционного Суда РФ «По жалобам Р.Н. Самигулиной и А.А. Апанасенко о проверке конституционности ст. 209 УПК РСФСР» от 20 ноября 1995 г.

25.  Постановление Конституционного Суда РФ «По поводу обращения А.В. Козырева» от 27 сентября 1995 г.

26.  Постановление Конституционного Суда РФ «По делу Л.Н. Ситаловой» от 25 апреля 1995 г.

27.  Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994г.



Литература


28.  Алексеев С.С. Философия права. - М., 1997.

29.  Ануфриев В.А. Социальный статус и активность личности. - М., 1984. .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.