5. Под гарантиями личных прав и свобод человека и гражданина понимаются средства, обеспечивающие реализацию этих права. Право можег быть реализовало, только если ему соответствует чья-то обязанность это обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности.
Конституционное закрепление обязанности Российской власти признавать, соблюдать и.защищать личные права человека и гражданина - выражение сущности нового конституционного строя России, при котором учредительная (законодательная) власть принадлежит суверенному - многонациональному народу. Однако для воплощения в жизнь этого прекрасного принципа необходмо понимание того, что произошло в нашей стране за последние десять лет, умение делать выводы и, самое главное, желание власти и народа воплотить этот принцип. Сегодня многие личные права человека и гражданина нарушаются или оспариваются, создаются препятствия к их осуществлению.
Нередко употребляется выражение «материальные гарантии». Под ними понимается совокупность экономических и политических условий, делающих личные права реальными.
В Конституции России личные права человека и гражданина закрепляются в разных формулировках. некоторые изначально декларативны («каждый имеет право на свободное использование своих способностей - ч. 1 ст. 54), другие - как гарантия («гарантируется свобода массовой информации» – ч. 5 ст. 29, «каждому гарантируется coц иальное обеспечение по возрасту» – ч. 1 ст. 39), третьи - как обьект охраны или защиты со стороны государства или закона («право частной собственности охраняется законом» - ч. 1 ст. 55, «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» - ч. 1 ст. 58). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или и иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможность его отрицания.
Все же «каждому гарантируется» звучит более весомо, нежели «каждый имеет право», к тому же первая формула чаще встречается в тex случаях, когда властные органы обладают системой, способной обеспечить реализацию соответствующих прав. на-пример, ч. 1 ст. 59 гласи: «каждому гарантируется социальной обеспече-ние по возрасту, в случае болезни, инвалидности...». Однако пенсионная реформа, стартовавшая 1 января 2002 года, даст результат только через несколько лет, а сегодня мы наблюдаем многомесячные задержки зарплат, пенсий и пособий – это прямое нарушение права на жизнь - первого элементарного и вместе с тем фундаментального права, без которого все остальное лишается смысла. именно инстинкт выживания толкает людей на активный протест - пикеты, забастовки, голодовки, требования об отставке лидеров и т.п. Не подлежит сомнению, что тот или иной курс любой страны прямо или опосредованно связан с правом на жизнь, ибо от этого курса в конечном счете зависит состояние экономики, а следовательно, уровень благосостояния граждан, их социальная защищенность, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, оплата труда, наполнение потребительской корзины и многое другое. Поэтому-то ошибка в политике, как заметил Талейран, хуже преступления.
Права, свободы и обязанности реализуются на основе равноправия -главного принципа, характеризующего статус личности. В статье 19 Конституции РФ выделены три основных его аспекта:
1) равенство всех перед законом и судом;
2) равенство прав и свобод человека и гражданина;
3) равноправие мужчины и женщины.
Личные права и свободы человека и гражданина основываются на их гарантированности. Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии. Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечиваюцие использование личных прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура - система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества, и т.д.
Политические гарантии предполагают соответствующим образом сориентированную политику власти, ее нацеленность на создание условий, обеспечивлющих достойную жизню и свободное развитие личности; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе, должный уровеньполитической культуры граждан; борьбу с бюрократизмом, взяточничеством и другие политико-организационные факторы.
Юридические гарантии представляют собой конституционную возможность применения государством к индивиду мер принудительного воздействия, привлечения его к судебной ответственности, cyщественного ограничения его свобод. Конституция гарантирует демократические принципы судопроизводства, гуманное отношение к лицам, привлекаемым к уголовной или административной ответственности,налагаемой в судебном порядке.
К числу юридических гарантий в первую очередь относятся:
1) Конституционно-судебные механизмы (деятедьность Конституционного Суда РФ - ч. 4 ст. 125 КонституцииРФ);
2) Судебная защита (деятельность судов общей юрисдикции - ст. 46);
3) действия органов исполнительной власти (ст. 2 и 18);
4) законодательная деятельность представительных органов власти РФ и ее
5) субьектов (ст. 71 и 72);
6) юрисдикционная роль института президента в россии как конституционного гаранта прлв и свобод человека и гражданина (ст. 80 КонституцииРФ).
Однако именно суды, судебная власть могут и должны обеспечивать максимальную защиту прав и свобод человека и гражданина в сложный период перехода российского общества от авторитарного режима к демократическому, в период слома старых командно-административных отношений и становления отношений рыночных.
1. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993, вступившая в действие 25 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1994 г. - Ч. 1,2. – М., 2000.
3. Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.
4. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в редакции от 26 марта 2000 г.).
5. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в редакции от 24 июня 1999 г.).
6. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996.
7. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г.
8. Федеральный закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993.
9. Федеральный закон «Об обжаловании в суд действий, и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции от 14 декабря 1995 г.).
10. Федеральный закон «О милиции» от 18.04.1991.
11. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. №395-1.
12. Указ Президента РФ «Об учреждении должности Уполномаченного РФ при Европейском Суде (назначается Президентом РФ)» от 29 марта 1998 г.
13. Указ Президента РФ «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» от 26.06.1997.
14. Указ Президента РФ «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14 марта 1996 г.
15. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» от 23 марта 1995 г.
16. Постановление Правительства РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 г. № 35.
17. Правила «О порядке регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России установлен Правилами, утвержденые постановлением Правительства РФ (в редакции от 16 марта 2000 г.).
18. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание. Утвержденое постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 789.
19. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство. Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 794.
Судебная практика
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г.
21. Постановление Конституционного Суда РФ «В связи с жалобой А. Я. Аванова на Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г.» от 15 января 1998 г.
22. Постановление Конституционного Суд РФ «По делу о проверке конституционности ст. 1 и 21 Закона РФ «О государственной тайне» от 27 марта 1996 г.
23. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» от 4 апреля 1996 г.
24. Постановление Конституционного Суда РФ «По жалобам Р.Н. Самигулиной и А.А. Апанасенко о проверке конституционности ст. 209 УПК РСФСР» от 20 ноября 1995 г.
25. Постановление Конституционного Суда РФ «По поводу обращения А.В. Козырева» от 27 сентября 1995 г.
26. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу Л.Н. Ситаловой» от 25 апреля 1995 г.
27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994г.
Литература
28. Алексеев С.С. Философия права. - М., 1997.
29. Ануфриев В.А. Социальный статус и активность личности. - М., 1984. .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15