Рефераты. Личные права и свободы человека России








Под гарантиями понимаются «правовые средства, обес­печивающие реализацию того или иного права человека и гражданина»[46]. Каждое право только тогда может быть реали­зовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обес­печить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, приме­нительно к конституционным правам и свободам это обя­занность государства.

Нередко употребляется выражение «материальные га­рантии прав», под которыми понимается совокупность эконо­мических и политических условий, делающих права реаль­ными. Но наука конституционного права изучает преимуще­ственно юридические гарантии, т.е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников.

В Конституции РФ права и свободы закрепляются в раз­ных формулировках. Некоторые права закреплены деклара­тивно («каждый имеет право на жилище»), другие - как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи - как объект охраны или защиты со стороны госу­дарства или закона («право частной собственности охраняется законом», «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Консти­туция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицания. Однако фор­мулировка «гарантируются» звучит более весомо, она чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает сис­темой, способной обеспечить права всех граждан. Например, в одной и той же статье Конституции (ст. 43) о дошкольном и основном общем образовании говорится, что оно гаранти­руется, и это вызвано тем, что начальных и средних школ достаточно для всех граждан, а получить высшее образова­ние только «каждый вправе», поскольку бесплатно дать такое образование всем гражданам государство не в состо­янии. Формулировки «охраняются государством» и «находятся под защитой закона» по существу означают, что соответ­ствующие права обеспечены специальным законом. Суще­ствуют также права, которые закрепляются вместе с га­рантией их обеспечения, например, право на свободу и лич­ную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста (ст. 22).

Однако наряду с таким «попутным» решением пробле­мы гарантий прав Конституция содержит специальные ста­тьи (ст. 45-54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.


3.1. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина


Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наи­высшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных прин­ципах и нормах международного права. Эта наивысшая га­рантия трансформируется Конституцией РФ в систему оп­ределенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Защита прав и свобод - обязанность государства. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными пра­вовыми средствами обеспечивать защиту личных прав и свобод человека и гражданина, осу­ществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом личных прав и свобод человека и гражданина выступает Президент России. Обязанность осуще­ствлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет глав­ное назначение судебной системы. Следовательно, в гаран­тировании прав и свобод участвует весь механизм государ­ства, все органы государственной власти.

Самозащита прав и свобод. Наряду с обязанностью государства обеспечивать защи­ту личных прав и свобод человека и гражданина существует право человека и самому защи­щать свои права и свободы всеми способами, не запрещен­ными законом. Способы самозащиты многообразны: обжало­вание действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных орга­низаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружии (в редакции от 10 апреля 2000 г.) предоставил гражданам возможность при­обретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необ­ходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит при­менению в отношении женщин, инвалидов, несовершенно­летних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обстав­лено и право на приобретение оружия.

Судебная защита. Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эф­фективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд мо­гут быть обжалованы любые решения и действия (или без­действие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стра­не, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий, и решений, нарушающих права и свободы граж­дан (в редакции от 14 декабря 1995 г.).

В ноябре 1995 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по жалобам Р. Н. Самигулиной и А. А. Апанасенко о проверке конституционности ст. 209 УПК РСФСР, которая на практике лишала граждан права обжаловать в судебном порядке постанов­ление о прекращении уголовного дела, позволяя обращаться с жалобой только к прокурору. Суд отметил, что право граждан на судебную защиту относится к таким правам, которые в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не могут быть ограничены ни при каких условиях. Между тем по смыслу, придаваемому правопримени-тельной практикой положению рассматриваемой статьи, участ­ники уголовного процесса, чьи права, и законные интересы за­трагиваются прекращением производства по делу, оказались ли­шенными права обратиться за защитой в суд. Таким образом, зна­чительное число правоприменительных решений, затрагивающих основные права и свободы граждан,, вопреки установлениям ст. 46 Конституции РФ выводится из-под судебного контроля. Суд признал данное положение закона неконституционным.

Международная защита. Конституция РФ предоставляет каждому право обра­щаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Рос­сийской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся, средства правовой защиты. Следовательно, жа­лоба может быть подана после отказа лицу во всех судеб­ных инстанциях Российской Федерации.

Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пак­том о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жало­бы, если они не анонимны и не представляют собой зло­употребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой меж­дународного разбирательства и исчерпало ли лицо все дос­тупные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего госу­дарства, а государство обязано в шестимесячный срок пред­ставить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых ме­рах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует еже­годный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в ко­тором нарушаются права человека.

Европейский Суд по правам человека. Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европей­ский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. в соот­ветствии с Европейской Конвенцией о защите прав челове­ка и основных свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоя­тельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкова­нием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации.

Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как госу­дарство, так и физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано только после того, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончатель­ный, и государства обязаны ему подчиняться. Жертве нару­шения прав может быть назначено «справедливое возмеще­ние».

Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. учреждена должность Уполномаченного РФ при Европейском Суде (на­значается Президентом РФ).

Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причи­нением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нару­шенное право и обеспечить его реализацию, но и в возме­щении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконны­ми действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Возмещение причиненного вреда регулируется граждан­ско-правовым законодательством и является гарантией, рас­пространяющейся на любые нарушения прав и свобод. От­дельные виды ответственности за причиненный вред за­креплены в специальных законах - Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Фе­дерации (в редакции от 30 декабря 1999 г.) и др. По действу­ющему законодательству, например, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, неза­конным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыс­кания в виде ареста или исправительных работ. Материаль­ную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причи­ненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) мораль­ного вреда, причиненного человеку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.