3). Французское гражданство.
Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции, нормы, касающиеся гражданства, устанавливаются законом. В настоящее время действует Кодекс французского гражданства 1945 г. с позднейшими изменениями.
Гражданство приобретается главным образом по рождению на основе действия принципа крови, даже если ребенок т рожден вне брака, но один из его родителей является гражданином Франции. В последнем случае, однако, лицо может отказаться от этого гражданства в течение шести месяцев, предшест- вующих достижению совершеннолетия, т. е. 18 лет. Право на отказ теряется, если в то время, когда ребенок был несовершеннолетним, один из родителей — иностранец или лицо без гражданства — приобретет французское гражданство.
Право почвы применяется в случае, если ребенок родился во Франции, но от неизвестных родителей, или от родителей, или от родителей-иностранцев, но к нему не были применены законы о гражданстве ни одного из родителей. Если же ребенок родился вне Франции, неважно, законнорожденный он или нет, ему также дается гражданство этой страны при условии, что один из его родителей сам родился во Франции. Такой ребенок может отказаться от этого гражданства за шесть месяцев до своего совершеннолетия. Другими словами, законодательство дает довольно широкие возможности для приобретения гражданства, беря «под свое крыло» многих лиц, рассеянных по всему миру. Законно усыновленным детям также предоставляется гражданство, если один из приемных родителей является французом (т.е. французским гражданином) или если усыновление производят оба супруга и хотя бы один из них — французский гражданин.
Вступление в брак не оказывает влияния на гражданство, но иностранец или апатрид, вступивший в брак с французским гражданином, может приобрести гражданство в упрощенном порядке. Некоторые льготы для приобретения гражданства предоставляются лицам, призванным во французскую армию или добровольно принимавшим участие в операциях, приравненных к прохождению военной службы.
Натурализация, по французскому закону — приобретение гражданства по решению властей — осуществляется изданием декрета Правительства по просьбе иностранца. До обращения с этой просьбой заявитель должен проживать в стране пять лет и быть в состоянии доказать это. Указанный срок может быть сокращен до двух лет для иностранца, успешно проучившегося во французском университете или другом высшем учебном заведении в течение этого срока, или для тех, кто своим талантом или способностями может оказать Франции важные услуги. Независимо от срока гражданство предоставляется некоторым категориям лиц (например, матери или отцу трех несовершеннолетних детей, служащим в вооруженных силах). В названных нормах отчетливо прослеживается стремление Франции увеличивать численность своих граждан.
Прекращение гражданства также может иметь место по нескольким основаниям. Если французский гражданин добровольно принимает иностранное гражданство, то он утрачивает свое; оно прекращается и в случае отказа от него. В облегченном порядке можно выйти из гражданства при вступлении в брак с иностранцем. В Кодекс содержит и нормы о лишении гражданства путем издания декрета Правительства по получении заключения Государственного совета. Такие случаи довольно многочисленны, и они в некоторой мере контрастируют с желанием государства увеличивать число своих граждан. Лишаются гражданства лица, осужденные за преступления против безопасности государства,
4). Гражданские (личные) права, свободы и обязанности.
Прежде чем обратиться к данной группе прав, свобод и обязанностей, необходимо еще раз оговориться, что классификация их весьма условна, и некоторые из них могут быть с основанием отнесены к более чем одной группе. В ст. 4 и 5 Декларации определены существенные признаки свободы человека, которые, как и ряд других ее положений, стали, если можно так выразиться, правовой классикой: «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами»; «все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом». Далее Декларация содержит ряд прав, свобод и обязанностей уголовно- и административно-правового, а также процессуального характера, представляющих собой гарантии личной свободы:
никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом, и в предписанных им формах (ст. 7); отдание, исполнение или принуждение к исполнению приказов, основанных на произволе, наказуемо (ст. 7); вызванный или задержанный в силу закона гражданин обязан беспрекословно повиноваться; сопротивление влечет ответственность (ст. 7); закон должен устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые (ст. 8); никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного (ст. 8); каждый считается невиновным, пока его вина не установлена (ст. 9); излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми в случае ареста, должны строжайше пресекаться законом (ст. 9). Эти конституционные принципы конкретизированы и развиты в уголовном, административном и процессуальном законодательстве. Конституция в ст. 66 гарантирует от произвольного лишения свободы. Нормы, касающиеся гражданских прав, устанавливаются, согласно ч. 2 ст. 34 Конституции, законом.
5). Политические права и свободы.
В политической сфере Декларация установила следующие принципы:
все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в создании закона, который есть выражение общей воли (ст. 6);
все граждане, как отмечалось, имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями (ст. 6);
никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественного порядка, установленного законом (ст. 10);
свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека: каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом (ст. 11).
Из прав и свобод данной группы преамбула Конституции 1946 г. упоминает лишь право убежища на территории Республики для каждого человека, который преследуется за свою деятельность на благо свободы (абзац четвертый). Следует отметить, что борцам за свободу предоставляется право убежища, т. е. государство обязывается давать убежище таким лицам. Это не означает, что убежище не может быть предоставлено и в других случаях, однако права там уже нет, и все зависит от усмотрения соответствующих должностных лиц. Конституция в ч. 4 ст. 3 гласит: «В соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами». Совершеннолетие, напомним, наступает с 18 лет. Предложение второе ст. 4 содержит принцип свободного образования и деятельности политических партий. Остальные конституционные по существу своему принципы регулирования политических прав и свобод содержатся, как отмечалось, в текущем законодательстве. Нормы, касающиеся основных гарантий, предоставляемых гражданам для осуществления публичных свобод, а также повинностей, возлагаемых права и социального обеспечения. Подробное регулирование в рамках этих основных принципов может, стало быть, осуществляться правительственными (регламентарными) актами.
1). Конституционное регулирование экономических, социальных и духовно-культурных отношений.
Если не считать рассмотренных выше соответствующих конституционных прав, свобод и обязанностей, то регулирование указанных групп отношений имеет место лишь в преамбуле Конституции 1946 г. и лишь в виде обязанностей республики или нации. Здесь также широко проявились социалистические взгляды многих членов Учредительного собрания.
Так, в абзаце девятом содержится уже упоминавшееся выше положение: «Всякое имущество, любое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает характер национальной публичной службы или фактической монополии, должно стать собственностью всех». Десятый и одиннадцатый абзацы возлагают на нацию обязанности обеспечивать индивиду и семье необходимые условия для их развития, гарантировать всем, особенно детям, матерям и престарелым труженикам, материальное обеспечение, отдых и досуг. «Любой человек, — говорится в преамбуле, — который в силу своего возраста, физического или умственного развития, экономического положения не в состоянии трудиться, имеет право получить от общества достаточные средства к существованию». Общие правила получения минимума финансовых средств законодательно не установлены. Однако некоторые категории лиц могут претендовать на определенное государственное вспомоществование. Например, французские граждане старше 25 лет, проживающие в стране, а также иностранцы, если им разрешено проживать по меньшей мере в течение трех лет, обладающие месячным доходом не более 2 тыс. фр., имеют право на получение пособия. На 1 июня 1992 г. эта минимальная сумма составляла 2184,79 фр. ; при некоторых условиях пособие могло быть увеличено. Выше в связи с равноправием уже упоминалось содержание абзаца двенадцатого, который гласит: «Нация провозглашает солидарность и равенство всех французов в несении повинностей, обусловленных национальными бедствиями». И наконец, согласно абзацу тринадцатому, нация в равной мере гарантирует детям и взрослым доступ к образованию, профессиональному обучению и культуре. Организация бесплатного светского публичного образования всех ступеней является долгом государства.
2). Конституционные основы политической системы.
Характеристика главных задач публичной власти, основных принципов ее организации и деятельности содержится в Декларации, ст. 2, «цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетения». А в ст. 16, напомним, сказано, что общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет конституции. В соответствии со ст. 3 Декларации источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15