Рефераты. Конституция Франции






В 1994 г. в Национальном собрании вносился 21 предварительный вопрос, и все они были отклонены при голосовании Однако случается, что в Сенате предварительный вопрос одобряется. Это, однако, чаще всего делается палатой, чтобы оттянуть время или улучшить законопроект (так называемый позитивный предварительный вопрос). Впрочем, предварительный вопрос — обычный элемент законодательной процедуры, признаваемый зарубежным законодательством.

На первом чтении проводятся общая дискуссия по докладу комиссии, постатейное обсуждение и голосование в целом, после чего одобренный в первом чтении акт передается в другую палату. По возвращении из нее проводится второе чтение, а при необходимости — третье, четвертое и т. д.

При постатейном обсуждении поправки обсуждаются после текста, к которому они относятся, а голосуются до голосования по нему. Обсуждаются только поправки, внесенные в бюро па-латы. При конкуренции поправок сначала обсуждаются поправки, предлагающие исключить текст, затем — наиболее отличающиеся от текста и в зависимости от того, противоречат ли тексту или дополняют его. Поправки Правительства или комиссии обсуждаются в приоритетном порядке. По требованию любого из этих органов возможно упрощение процедуры (отказ от обсуждения или ограничение дебатов).

Число вносимых поправок обычно весьма значительно. Например, в период седьмой легислатуры (1981 — 1986 гг.) в Национальном собрании было предложено 15 711 поправок на 524 принятых закона, или в среднем по 30 поправок на закон. Такая же пропорция была и в период восьмой (в 1986 — 1988 гг. — 4334 поправки на 174 закона) и девятой легислатур (в 1988 -« 1993 гг. — 12 273 поправки на 456 законов). Интересно, что 60% поправок вносилось самими же постоянными комиссиями, рассматривавшими проекты, а 20 % — Правительством. Некоторые поправки, внесенные простыми парламентариями, фактически были инициированы Правительством. По требованию Правительства палата должна провести голосование по всему обсуждаемому тексту или по его части в целом, включая поправки, предложенные или принятые Правительством (ч. 3 ст. 44 Конституции). Эта процедура называется

блокированным голосованием и позволяет Правительству в лю­бое время прервать дискуссию.

Если другая палата, получив принятый в первом чтении первой палатой текст, одобряет его без изменений, то этот текст пере­дается Президенту. Если же в текст другой палатой вносятся изменения, он возвращается в первую палату, где, как отмеча­лось, проводится второе чтение, причем одобренные другой па­латой положения изменению больше не подлежат.

Поскольку текст будущего законодательного акта может очень долго ходить между палатами («челнок»), ст. 45 Конституции предусмотрела возможность прекращения этого процесса по инициативе Правительства. Если акт не принят после двух чте­ний в любой палате или одного чтения в каждой из палат, Правительство может заявить, что вопрос не терпит отлагатель­ства, и Премьер-министр созывает смешанную паритетную ко­миссию для выработки нового текста по спорным вопросам. Этот текст предлагается палатам, и поправки к нему не могут при­ниматься без согласия Правительства. Если же все это не удаст­ся, то после нового чтения в обеих палатах Правительство мо­жет потребовать от Национального собрания принять оконча­тельное решение. Национальное собрание может вернуться к тексту смешанной комиссии или к своему последнему тексту с возможным учетом поправок Сената.

Принятый Парламентом закон поступает для промульгации Президенту, который в течение 15 дней после передачи закона Правительству может потребовать нового обсуждения закона или его частей (ст. 10 Конституции).

Особенности прохождения проектов и предложений органиче­ских законов определены ст. 46 Конституции. Обсуждение и голо­сование в палате проводятся в течение 15 дней после внесения, а при отсутствии согласия между палатами применяется процедура, предусмотренная ст. 45, которую мы только что описали, с тем, однако, что в последнем чтении Национальное собрание принимает закон абсолютным большинством голосов своих членов. Если орга­нический закон касается Сената, то без его согласия не может быть принят. В любом случае Конституционный совет проверяет конституционность органических законов до их промульгации. Согласно ст. 47 Конституции, свои особенности имеет и прохождение  финансовых законопроектов. Проект вносится в Национальное собрание не позднее третьего вторника октября, и оно должно провести первое чтение в 40-дневный срок. Сенату дается на первое чтение 20 дней. Если Национальное собрание Указанный срок не приняло проекта, Правительство с возможным учетом поправок Национального собрания передает его Сенат, который в этом случае должен высказаться в течение 15 дней. Затем применяется процедура ст. 45 Конституции. Если Парламент  не  принял  закон  за   70  дней,  положения  проект могут быть введены в действие ордонансом Президента. Если Правительство не внесло в Парламент проект бюджета своевременно, то оно срочно испрашивает у Парламента разрешение на взимание налогов и открывает декретом кредиты согласно принятым частям бюджета.

3). Правительство (Совет министров).

В Конституции раздел о Правительстве следует сразу за разделом о Президенте, что уже само по себе свидетельствует о том значении, которое придавали этому институту составители Основного закона. Следует отметить, что когда Конституция упоминает Совет министров, имеется в виду, что этот орган принял решение под председательством Президента. Заседания в отсутствие Президента именуются советом кабинета. Премьер-министр может председательствовать в Совете министров только по специальному упол­номочию Президента и по определенной повестке дня. Акты Совета министров — ордонансы и декреты — подписываются Президентом.

Компетенция. Согласно ч. 1 и 2 ст. 20 Конституции, Правительство определяет и проводит политику нации, распоряжается администрацией и  Вооруженными силами. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Конституции, декретом, принятым в Совете министров, может быть объявлено  осадное положение.               

Часть 3 ст. 13 Конституции предусматривает, что государственные советники (т. е. члены Государственного совета), великий канцлер ордена Почетного легиона, чрезвычайные послы и посланники, старшие советники Счетного суда, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются в Совете министров. Согласно части четвертой указанной статьи, этот перечень может быть расширен органическим законом, который может также определить условия делегирования Президентом полномочий по назначению должностных лиц. Правительство принимает акты в сфере регламентарной власти, т. е. за пределами законодательной компетенции Парламента (ст. 37 Конституции). Наряду с этим, согласно ст. 38, Правительство для выполнения своей программы может просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем принятия ордонансов мероприятия, обычно носимые к сфере закона. Эти ордонансы принимаются в Совете министров   после   рассмотрения Государственным   советом, приобретают силу с момента опубликования, однако теряют ее, если законопроекты об их утверждении не вносятся в Парламент до истечения срока, установленного законом о делегировании законодательных полномочий. После истечения срока делегирования предусмотренное в ордонансах регулирование пред­метов законодательной компетенции может осуществляться только законом.

 Как уже отмечалось, глава Прави­тельства назначается Президентом, а по его представлению Президент назначает остальных членов Правительства. При назначении Премьер-министра Президент должен учитывать соотношение политических сил в Национальном собрании, дове­рие которого необходимо для деятельности Правительства. В соответствии со ст. 23 Конституции функции члена Прави­тельства несовместимы с осуществлением парламентского ман­дата, с любыми профессиональными функциями представитель­ства в национальном масштабе, с любой публичной должностью или любой профессиональной деятельностью. Если министром становится парламентарий, его мандат временно передается избранному вместе с ним заместителю, который возвращает мандат его первоначальному носителю, если тот перестал быть министром. Однако член Правительства может сохранять манда­ты регионального, генерального или коммунального советника или должность мэра. Так, будучи Премьер-министром Алан Жюп-пе сохранял за собой должность мэра г. Бордо, хотя очень трудно представить себе, как можно реально совместить обе долж­ности. Составив Правительство, Премьер-министр после обсуждения в Совете министров выносит (ч. 1 ст. 49 Конституции) на одоб­рение Национального собрания программу Правительства или его общеполитическую декларацию, ставя вопрос о доверии. Он может также просить Сенат одобрить общеполитическую декла­рацию (ч. 4 ст. 49), однако решение Сената юридических последствий не влечет, имея чисто политическое значение. Придя к власти в  результате  выборов   1997  г.,  социалисты уменьшили состав Правительства до 26 членов, из которых 14 Министров. В Правительстве теперь восемь женщин, в том числе занимающих ключевые должности. Обращаю особое внимание на моральную репутацию членов Правительства, в день объявления состава которого четыре министра прежнего, правого Правительства были обвинены в финансовых нарушениях. Премьер-министр. Это ключевая фигура в Правительстве, которая представляет собой полноценный конституционный институт. Согласно ст. 21 Конституции, он руководит деятельностью Правительства, несет ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, осуществляет регламентарные полномочия и назначает на гражданские и военные должности. Некоторые свои полномочия он может делегировать министрам. В случае необходимости он замещает Президента. Декреты Премьер-министра в случае необходимости контрассигнуются соответствующими министрами.

Весьма значительны полномочия Премьер-министра в отношении Парламента, которые он осуществляет лично или в сотрудничестве с Президентом. Он может предложить Президенту созвать Парламент, когда тот не заседает. Он обладает правом законодательной инициативы, может участвовать в работе палат Парламента и комиссий, должен быть выслушан там в любое время. Ему принадлежит право созывать смешанные паритетные комиссии палат при разногласиях между ними по законопроекту, ставить в Национальном собрании вопрос о доверии Правительству, отменять и изменять акты, даже законодательные, если они относятся к сфере регламентарной власти, обращаться в Конституционный совет с требованием проверки конституционности закона или вынесения решения о разграничении законодательной и регламентарной власти. У Премьер-министра внушительный вспомогательный аппарат: его комитет, генеральные секретариаты планирования и национальной обороны, юридическая и технические службы и др. В его распоряжении генеральный секретариат Правительства с его многочисленными службами. Ответственность. Конституция, как уже отмечалось, предусматривает политическую ответственность Правительства перед Национальным собранием (ч. 2 и 3 ст. 49 и ст. 50 Конституции). Реализуется она путем принятия Национальным собранием резолюции порицания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.