Рефераты. Конституционный суд РФ [Курсовая]






 В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного суда, в заседаниях палат – только те, которые входят в состав данной палаты. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой установлен Регламентом Конституционного Суда. Председатель и заместитель Председателя не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат должен меняться каждые три года. Все эти вопросы относятся к организационным формам конституционного судопроизводства и приведены в статье 20 закона.

 В статье 21 перечисляются вопросы, которые могут быть рассмотрены в пленарных заседаниях суда. Вообще, на пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда. Это подчеркивает ведущую роль полного состава Суда в разрешении дел. В пленарном заседании Конституционный суд разрешает наиболее важные и актуальные вопросы. Исключительно же в пленарном заседании Конституционный Суд:

1.       Разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;

2.       Дает толкование Конституции РФ;

3.       Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4.       Принимает послания Конституционного Суда РФ;

5.       Решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

 Выбор вышеперечисленных вопросов не случаен. Причина – уровень актов, принимаемых Российской Федерацией и её субъектами и подлежащих оценке. Также в пленарном заседании Конституционный суд решает организационные вопросы: избирает Председателя, его заместителя, судью – секретаря, формирует персональные составы палат, принимает Регламент, устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, распределяет дела между палатами, принимает решение по вопросам о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о досрочном освобождении от должности Председателя, его заместителя, судьи – секретаря.

 Перечень, приведенный в статье 21 – не полный. Ряд других статей устанавливает иные полномочия Конституционного Суда, которые он реализует только в пленарных заседаниях. Например, решение вопроса о даче согласия на привлечение судьи к уголовной или административной ответственности, налагаемом в судебном порядке, на его арест, применение других процессуальных мер (ст.15). Или вынесение предупреждения судье, имеющему занятие или совершающему действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда (п.7 ч.1 ст.18). Эти и ряд других вопросов также решаются исключительно в пленарных заседаниях.

 Статья 22 Закона устанавливает круг вопросов, которые рассматриваются в заседаниях палат Конституционного суда. Это полномочия Конституционного Суда, перечисленные в статье 3 ч.ч. 1,2,3 Закона. Эти вопросы определены по остаточному принципу относительно тех полномочий, которые осуществляются в пленарных заседаниях. Тем не менее, они также чрезвычайно важны, поэтому здесь действует принцип, что любой вопрос, указанный в статье 22 может быть также рассмотрен и в пленарном заседании. Решение пленарных заседаний и заседаний палат юридически равнозначны.

 Усовершенствование организационной структуры Конституционного Суда имело свои результаты: за первый год после возобновления своей деятельности он рассмотрел 23 дела.[31]

 Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь – это руководящие органы Конституционного суда. Порядок их избрания гарантирует обеспечение принципов независимости Конституционного Суда и равенство прав его судей. Все они избираются на пленарных заседаниях путем тайного голосования большинством голосов на три года. Тайное голосование гарантирует свободу волеизъявления судей при решении данного вопроса. На их должности может быть избран только судья Конституционного Суда. Допускается их повторное избрание и возможность досрочно сложить с себя свои полномочия. Для этого достаточно их личного письменного заявления. Конституционный Суд не может этому воспрепятствовать и должен констатировать своим решением сложение полномочий. Порядок их избрания регулируется статьей 23 Закона.

 Эта же статья предусматривает новую процедуру досрочного освобождения Председателя и его заместителя, судьи – секретаря. Это становиться возможным по инициативе не менее 5 судей Конституционного Суда, которые считают, что указанные лица недобросовестно исполняют свои обязанности или злоупотребляют своими правами. Досрочное освобождение указанных лиц возможно по решению большинства от общего числа судей, но не менее 2/3. Этот вопрос решается тайным голосованием.

 Новое законодательство практически уравняло позиции Председателя Конституционного суда с позициями других судей. По Закону 1991 года Председатель Конституционного Суда обладал значительными полномочиями. Статья 24 Закона 1994 г. говорит о следующих полномочиях Председателя:

1.     Он руководит подготовкой пленарного заседания Конституционного суда, созывает их и председательствует на них;

2.     Вносит на обсуждение суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

3.     Представляет Конституционный суд в отношениях с государственными и общественными органами, уполномочен выступать с заявлениями от имени Суда;

4.     Осуществляет общее руководство работой аппарата Суда, представляет на утверждение пленарного заседания суда кандидатуры руководителей секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Суда, а также Положение о Секретариате и штатное расписание;

5.     Издает приказы и распоряжения и осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим законом и Регламентом Конституционного Суда.

 По старому законодательству существовал принцип несменяемости Председателя Конституционного Суда и его заместителя. Теперь, чтобы не возникало бюрократических, консервативных тенденций в организации работы Суда, этот принцип отменен.

 Активная роль отведена лицам, которые выполняют функции председательствующих в судебных заседаниях. Статья 58 настоящего закона определяет полномочия председательствующего в заседании. Он принимает необходимые меры для обеспечения порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксирует ход и результаты разбирательства, представляет слово судьям и участникам процесса, может лишить их слова.

 Заместитель Председателя выполняет функции, которые возложены на него Председателем или Конституционным Судом в отсутствии Председателя. Они указаны в статье 26 Закона.

 Судья-секретарь отвечает за ряд вопросов, связанных с организационным обеспечением деятельности суда в целом. Он руководит работой аппарата Конституционного Суда, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда, доводит до сведения органов, организаций и лиц, принятые решения и информирует суд об их исполнении и осуществляет другие полномочия, возложенные на него настоящим законом и Регламентом Конституционного Суда. Обязанности судьи-секретаря перечислены в статье 27.

 Организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда осуществляет аппарат Суда, состоящий из Секретариата и иных подразделений (ст. 111). На Секретариат так же возложен приём посетителей, рассмотрение обращений в адрес Конституционного Суда в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействие судьям в подготовке дел и иных вопросов, изучение и обобщение деятельности государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда. Теперь не предусмотрен Научно-консультативный Совет при Конституционном Суде как это было ранее, согласно ст. 83 Закона 1991 года.

 

Глава 5. Полномочия Конституционного Суда.

 Конституция 1993 г. и Закон «О Конституционном Суде РФ» 1994 г. существенно изменили полномочия Конституционного Суда. В ст. 3 Закона они поделены на несколько групп и подробно рассматриваются в разделе 3 Закона.

 Первая группа полномочий относится к контролю Конституционного Суда за соответствием Конституции иных правовых актов. В ст. 84 приведён чёткий перечень субъектов возбуждения дел в Конституционном Суде. Это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов. Ст. 3 ч. 1 определяет объём конституционного контроля. С точки зрения соответствия Конституции Конституционный Суд проверяет акты федерального уровня: федеральные законы, нормативные акты Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; акты субъектов федерации: конституции республик, уставы, законы и иные акты субъектов Федерации. Ч.2 ст.85 оговаривает, что проверка конституционности законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Федерации допустима только по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти её субъектов. Далее, согласно ст.3 ч.1 п.п. «в» и «г» Конституционный Суд проверяет на соответствие Конституции внутригосударственные и внутрифедеративные договоры РФ и международные договоры РФ. Ч.1 ст.85 говорит о двух случаях допустимости запроса о проверке конституционности нормативных актов государственной власти, договоров между ними и отдельных положений этих договоров: во-первых, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности и, во-вторых, если заявитель считает эти акты подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных государственных органов, высших органов государственной власти субъектов и их должностных лиц об отказе принять и исполнить эти акты по причине их несоответствия Конституции РФ. Ст. 86 определяет пределы проверки по данным вопросам. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, поэтому законы и иные правовые акты РФ не должны ей противоречить. Конституционный Суд обязан проверять конституционность нормативно-правового акта или государственно-правового договора, в том числе путем проверки того, на сколько установленные ими права и обязанности субъектов соответствуют требованиям Конституции, соблюдена ли установленная конституционная форма и выдержана ли процедура законодательного процесса. Если нормативный акт или договор не соответствует хотя бы одному пункту ч.1 ст.86, Конституционный Суд вправе признать его неконституционным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.