Рефераты. Конституционный суд РФ [Курсовая]






 Урегулирование данного вопроса имеет большое значение, но до сих пор он является предметом острых дискуссий. Даже при таких строгих ограничениях Конституционный Суд не может быть неполитичным, так как он защищает политико-правовую идею, заложенную в конституции. Нельзя отрицать политическую функцию Конституционного Суда. Вместе с тем данная статья гарантирует беспристрастность, независимость и неподкупность судей Конституционного Суда, препятствует возможным злоупотреблениям судей своим положением и авторитетом. Надо сказать, что ограничения, содержащиеся в статье 11 есть и в других государствах, где действуют конституционные суды.

 Закон определяет гарантии независимости Судьи Конституционного Суда. Одной из первых записана несменяемость судьи. Ст. 14 говорит, что полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным настоящим Законом в ст. ст. 17-19, где приведен полный перечень для приостановления или прекращения полномочий судьи. Если раньше срок полномочий судьи был неограниченным согласно ст.15 Закона 1991года, то теперь он назначается на должность на 12 лет (ст.12 Закона 1994 г.). При этом повторное назначение не допускается. Данная гарантия обеспечивает определённую сменяемость судей. Наряду с этим предусмотрены: неприкосновенность, равенство прав судей, особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи, их право на отставку; обязательность установленной процедуры конституционного судопроизводства, запрет вмешательства в судебную деятельность. Немаловажное значение имеют так же материальное, социальное обеспечение судьи и гарантии безопасности судьи. Здесь можно привести в пример Указ Президента РФ от 14.09.1995 г. № 941 «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда РФ».[29].


Глава 3. Принципы конституционного судопроизводства.

 Закон перечисляет принципы деятельности Конституционного Суда. В качестве основных здесь рассматриваются принципы независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон. Принципы устности разбирательства, языка конституционного судопроизводства, непрерывности судебного заседания не являются основными.

 Первым в ст. 29 Закона 1994 г. приведён принцип независимости – наиболее важный. Эта статья воплощает в себе требования ст. 120 Конституции, где приведены конституционные принципы осуществления конституционного судопроизводства. Этот принцип напрямую связан с принципом разделения властей и сутью самого правосудия. Конституционный Суд венчает судебную власть как самостоятельную ветвь. Гарантии независимости судей, приведённые выше, необходимы, чтобы обеспечить независимость Конституционного Суда при принятии решений. В ч. 1 ст. 29 записано, что при осуществлении своих полномочий, судьи Конституционного Суда руководствуются только Конституцией и настоящим Законом. Это специфические рамки их процессуальной независимости. Более они не должны подчиняться никому и ничему. Если расширить рамки их процессуальной независимости, то соответственно увеличиться их ответственность. Независимость нужна Конституционному Суду, прежде всего для того, чтобы свободно оценивать конституционность нормативно-правовых актов. У принципа независимости судей Конституционного Суда есть внешняя и внутренняя сторона. Внешняя сторона проявляется в том, что судья Конституционного Суда не может представлять интересы каких-либо государственных или социальных структур. На реализацию этого направлена ст. 11 Закона о Конституционном Суде. В судопроизводстве судья отстаивает свою личную позицию (ч.2 ст. 29). Постороннее воздействие на свободу волеизъявления судей должно быть исключено как извне, так и изнутри. Судьи имеют право выражать свою позицию по порядку исследования вопросов (ст. 60), свободно высказываться в ходе совещания судей; обеспечивается соответствующий порядок голосования и тайна совещания (ст. 15 ч. 4, ст. 70). Все эти нормы направлены на обеспечение внешней стороны принципа независимости. Его внутренняя сторона – это субъективная внутренняя независимая позиция судьи. Судья политически беспристрастно должен выражать свою позицию (ч. 3 ст. 29). Установлена ответственность за вмешательство в деятельность Конституционного Суда. Часть 5 статьи 29 является лишь отсылочной нормой. Санкции предусмотрены в отраслевом законодательстве.

 Следующий принцип – коллегиальность. Так как в Конституционном Суде дела не могут быть рассмотрены единолично, а только коллегиально (даже большинство организационных и кадровых), то для Конституционного Суда принцип коллегиальности имеет более универсальное значение. Он более расширен в новом Законе: в ст. ст. 40-42, 47, 49, 54. Принцип коллегиальности связан с принципом независимости, так как нельзя гарантировать коллегиальность без равенства прав судей и их независимости. Ч.ч. 2 и 3 ст. 30 устанавливают кворум, при котором суд может принимать решения. В пленарных заседаниях это – не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты – не менее трёх четвертей. Но статья 4 Закона 1994 года содержит более жёсткие требования. Она говорит, что признаёт конституционность суда как коллегиального органа только при наличии не менее трёх четвертей от полного состава. Правда, здесь в отличие от ст. 30, учитываются и те судьи, полномочия которых приостановлены.

 Следующий принцип – это принцип гласности, он приведен в статье 31. Это общий конституционный принцип. В Конституции он содержится в ст. 123 ч.1. Этот принцип призван обеспечивать социальный контроль за осуществлением правосудия и ответственность судей перед обществом. Немаловажен тот факт, что в конституционном судопроизводстве решения не пересматриваются. Над Конституционным судом кроме социального контроля нет никакого другого. Поэтому принцип гласности очень важен (и для граждан, и для государственных органов и должностных лиц). Он предполагает свободный доступ в зал судебного заседания. «В прежней практике имели место факты, когда допуск публики в зал был по персональным пропускам или спискам, независимо от того, принято ли решение об этом судом или его должностными лицами».[30] Гласность выражается в проведении открытых заседаний (ст.54). Ст. 31 определяет, что закрытые заседания проводятся только по основаниям, предусмотренным в ст. 55. Особенностью старого закона было то, что присутствие публики допускалось даже при проведении совещания и голосования судей, согласно ст.28 Закона от 1991 г. Этого можно было избежать по требованию не менее чем 3-х судей, что часто применялось на практике. Теперь ст. 70 четко говорит, что решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным судом в закрытом совещании. Принцип гласности нужен, чтобы придать авторитет выносимым решениям. Нередко к рассмотрению дел подключаются средства массовой информации.

 Следующий принцип – состязательность и равноправие сторон – приводится в статье 35 Закона. Ранее у Конституционного суда принципа состязательности не было. В конституционном судопроизводстве состязательность такая же, как и в других судопроизводствах. Она не ограничивается признанием равноправия сторон участвующих в рассмотрении дел судами. Теперь функции Суда и сторон в конституционном судопроизводстве разграничены. Это исключает начало процесса по инициативе суда и исходит из принципа разделения властей. Иначе Конституционный суд подменял бы законодательную и исполнительную власть, оценивая конституционность их актов и действий, вмешивался бы в законотворческую и исполнительную деятельность. Состязательность в конституционном судопроизводстве имеет ту особенность, что стороной в деле нередко бывает орган государственной власти. В разбирательстве вообще может не быть спора, если это, например, разбирательство по запросу о толковании Конституции. Равноправие сторон предполагает, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции. Стороны могут действовать в интересах третьих лиц или в общих интересах, могут отказаться отстаивать позицию, изменить её, стороны имеют равные права и при решении процедурных вопросов не связанных с их позицией по существу дела. Свидетели, эксперты, переводчики также пользуются равными правами. Процессуальные отношения строятся с ними на равной основе.

 В статье 32 говорится о принципе устности разбирательства. В ходе заседания Конституционный Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. Этот принцип тесно связан с гласностью судопроизводства. Он обеспечивает судьям и участникам процесса непосредственное восприятие сведений о фактах и обстоятельствах дела. Но допускается и не оглашение документов, если они были представлены для ознакомления судьям и сторонам или их содержание излагалось на заседании по данному делу. Это не ограничивает принципа гласности, если к тому же заседание закрытое, или открытое, но публика на нем не присутствует. Результативность и демократичность разбирательства от этого не пострадают.

 Язык конституционного судопроизводства - следующий принцип, обозначенный в статье 33 Закона. Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Если участник процесса не владеет русским языком, он может давать объяснения на другом языке и обеспечивается услугами переводчика.

 Принцип непрерывности судебного заседания (ст.34). Он важен для объективного, своевременного и всестороннего анализа дел, рассматриваемых Конституционным Судом. Его цель обеспечить разрешение дела без волокиты и в наиболее благоприятных условиях для судей. Закон устанавливает, что заседания по каждому делу происходят непрерывно за исключением времени на отдых или на подготовку участников процесса к дальнейшему разбирательству, либо для устранения обстоятельств мешающих нормальному ходу заседания. Этот принцип исключает параллельное проведение судебных заседаний с участием тех же судей по нескольким делам. Но часть 4 статьи 34 говорит, что до принятия решения по делу, рассматриваемому пленарным заседание Конституционного Суда, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат и наоборот. Из-за этого данный принцип, несмотря на всю его важность, не перечисляется в статье 5 наряду с другими основными принципами.







Глава 4. Организационные формы и структура конституционного

судопроизводства.


 Закон 1994 года о Конституционном Суде РФ существенно изменил организационные формы конституционного судопроизводства. Число судей было увеличено с 15 до 19 человек. Это, а также накопленный опыт работы, изменения в полномочиях предопределили принципиальные изменения в структуре и организации деятельности Конституционного Суда. По новому законодательству Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела на пленарных заседаниях и заседаниях палат. Тогда как раньше Конституционный Суд действовал в едином составе и в перерывах заседания по конкретному делу не мог рассматривать другие вопросы. Это приводило к волоките. Созданы две палаты – по 10 и 9 судей в каждой. Таким образом, теперь Конституционный Суд может осуществлять конституционное производство в составе трех коллегий. Создание палат не наносит ущерб статусу Конституционного Суда как единого органа. Это нововведение опирается на опыт других стран, который показывает преимущества данной организационно правовой формы осуществления Конституционным Судом своей компетенции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.