Рефераты. Современное состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации






Важным направлением привлечения сбережений населения явится дальнейшее

развитие рынка ценных бумаг, расширение масштабов выпуска различного вида

ценных бумаг таких, как жилищные сертификаты и жилищные облигации. Правовая

основа для этого уже есть.

Значительный потенциал финансовых ресурсов для инвестирования формируется

на рынке ценных бумаг и, прежде всего, в секторе корпоративных ценных

бумаг. Масштабы привлечения инвестиций через механизм рынка ценных бумаг во

многом определяются вовлечением в фондовый оборот продаваемых на аукционах

и инвестиционных конкурсах крупных пакетов акций, в том числе

государственных, участием в фондовых операциях как крупных

институциональных инвесторов, так и значительных масс населения через

систему инвестиционных фондов, инвестиционных и страховых компаний.

Существенные положительные сдвиги произошли в развитии законодательной

базы рынка ценных бумаг[9]. Вместе с тем, несмотря на позитивные сдвиги в

развитии рынка ценных бумаг, значительные размеры эмиссии акций

промышленных предприятий по отдельным акционерным обществам, вторичная их

эмиссия и объемы капитальных вложений, финансируемых за счет нее, пока в

целом недостаточны. Отсутствие интереса к вложению средств в корпоративные

ценные бумаги обусловлено сохраняющейся высокой стоимостью государственных

заимствований (ГКО, ОФЗ) при низком уровне доходности и ликвидности акций.

В результате, несмотря на значительный рост предложений и выход на рынок

акций ряда наиболее интересных российских предприятий, приток денежных

средств на российский фондовый рынок резко сократился.

Из-за низкого доверия к корпоративным бумагам государству не удалось

привлечь и временно свободные средства населения, к моменту проведения

специализированных денежных аукционов у населения появился

альтернативный инструмент для их вложения — облигации государственного

сберегательного займа.

В этой связи уже вносятся соответствующие коррективы в государственную

финансовую политику, направленные на обоснованное (адекватно инфляции) и

последовательное снижение доходности государственных ценных бумаг с тем,

чтобы создать условия и стимулировать, направление капиталов на

инвестиционные нужды, на финансирование высокоэффективных коммерческих

инвестиционных проектов и реализацию наиболее важных федеральных программ

социальной ориентации, при условии поиска альтернативных источников

пополнения доходной части бюджета.

В целях повышения роли фондового рынка в привлечении инвестиций, прежде

всего в приоритетные отрасли и производства, в 1997 году в области

приватизации будет осуществляться переход от массовой приватизации к

приватизации по "точечным" (индивидуальным) проектам. При этом расширение

объемов мобилизуемых инвестиционных средств возможно обеспечить как за счет

совершенствования существующих, так и внедрения новых финансовых схем

привлечения инвестиций через рынок ценных бумаг.

Для повышения инвестиционной направленности и результативности конкурсных

продаж государственных пакетов акций необходимо совершенствование

механизмов проведения инвестиционных конкурсов и специализированных

денежных аукционов. К участию в торгах должны допускаться инвесторы с

подготовленными программами реконструкции и модернизации производства, а

также располагающие достаточными средствами для финансирования

инвестиционной программы.

Целесообразно сохранить существующую практику освобождения от

налогообложения полученных предприятиями по результатам инвестиционных

конкурсов (торгов) инвестиций в случае использования их по прямому

назначению и в сроки, предусмотренные инвестиционной программой.

Необходимо также создать эффективный механизм защиты прав вкладчиков и

акционеров, обеспечивающий восстановление доверия мелких инвесторов и

населения к вложению средств в ценные бумаги.

Новым этапом развития процесса приватизации государственной и

муниципальной собственности, создающим принципиально иные условия для

расширения инвестиционных ресурсов предприятий, должно стать развитие рынка

недвижимости с возможностью заключать инвестиционные договоры (контракты),

предполагающие льготную продажу недвижимости под гарантии покупателя по

инвестированию, а также разрешение выкупа земельных участков, на которых

расположены приватизированные предприятия.

С появлением у предприятий права собственности на земельный участок они

получают возможность самофинансирования расширения и реконструкции

производства (земля как наиболее ценное имущество может быть использована в

качестве залога при выдаче этому предприятию кредита) . Существенно

снижается и риск инвестора. Для регионов Российской Федерации появляется

возможность значительно расширить свой инвестиционный потенциал.

В рамках инвестиционной политики требует своего решения вопрос об

эффективном взаимодействии крупного производственно-финансового

капитала с малым предпринимательством. Государственная поддержка

деятельности малого предпринимательства остается приоритетной задачей

инвестиционной политики в ближайшей перспективе.

Анализ ситуации в стране свидетельствует о том, что малое

предпринимательство за годы реформ стало быстро растущим сектором

зкономики, обеспечивающим сравнительно высокую отдачу капитала и

эффективное использование ресурсов, абсорбирующим основную часть

трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, и снимающим

тем самым острые социальные проблемы.

Принятые в последние годы нормативно-правовые акты, направленные на

развитие малого предпринимательства, сыграли определенную роль в

становлении этого сектора экономики. Так, начиная с 1988 года, нормативно-

правовую базу развития предпринимательства последовательно формировали

законы "0 кооперации в СССР", "0 предприятиях и предпринимательской

деятельности" и др. Непосредственно на поддержку малого предпринимательства

были направлены постановления Правительства Российской Федерации от 1

апреля 1993 г. № 268 "0 Фонде поддержки предпринимательства и развития

конкуренции" и от 29 апреля 1994 г. № 409 "0 мерах по государственной

поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на !994-1995

гг.", Федеральная программа государственной поддержки малого

предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 гг., которая

утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря

1995 г. № 1256.

Важным этапом в формировании государственной политики в области малого

предпринимательства стало принятие Федерального закона от 14 июня 1995 г. №

88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской

Федерации". Закон определяет основные формы и условия финансовой поддержки

малого предпринимательства со стороны государства, ключевым звеном которой

является система специализированных фондов поддержки предпринимательства —

некоммерческих организаций, создаваемых для финансирования на льготных

условиях программ и проектов в сфере малого предпринимательства.

Дальнейшим направлением развития нормативно-правовой базы государственной

поддержки малого предпринимательства станет приведение в соответствие с

федеральным законодательством норм и положений, содержащихся в

ведомственных актах и инструктивных документах. Особое внимание при этом

уделено упорядочению деятельности всех участников процесса развития и

поддержки малого предпринимательства, включая региональный уровень. Будет

рассмотрено предложение Российской ассоциации развития малого

предпринимательства о необходимости подготовки Федерального закона "0б

основах малого предпринимательства в Российской Федерации".

Таким образом, действующая система льгот для малого бизнеса должна быть

сохранена и дополнена более широкими полномочиями регионов в установлении

этих льгот. Кроме того, на государственном уровне должна быть разработана

система мер по включению в ФПГ малых, обеспечивающих и технологически

привязанных производств. Первыми шагами в этом направлении должно стать

формирование банков данных о производственных возможностях и бизнес-планах

малых предприятий, разработка положения о конкурсах и тендерах на

выполнение НИОКР, работ и услуг малыми фирмами для крупных производств.

Необходимо стимулировать становление массового малого производственного и

инновационного предпринимательства путем расширения целевого кредитования

(в т.ч. отсрочки выплат процентов), лизинга оборудования и облегчения

условий аренды помещений. Следует расширить финансовые возможности

Федерального фонда предпринимательства, создать условия для вовлечения

средств пенсионных фондов, страховых компаний в финансирование проектов

малого предпринимательства (гарантии возврата кредита, налоговые льготы и

др.).

Созданию режима благоприятствия для малого инвестора будет содействовать

политика стимулирования развития институциональных инвесторов, таких, как

взаимные фонды, аккумулирующие свободные средства населения и предприятий

под управлением профессионалов.

Заключение

Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной

инвестиционной политики на 1997 год по-прежнему остается активное

привлечение в Россию иностранных инвестиций.

В целях более активного привлечения иностранного капитала в российскую

экономику необходимо ускорить формирование благоприятного инвестиционного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.