Важным направлением привлечения сбережений населения явится дальнейшее
развитие рынка ценных бумаг, расширение масштабов выпуска различного вида
ценных бумаг таких, как жилищные сертификаты и жилищные облигации. Правовая
основа для этого уже есть.
Значительный потенциал финансовых ресурсов для инвестирования формируется
на рынке ценных бумаг и, прежде всего, в секторе корпоративных ценных
бумаг. Масштабы привлечения инвестиций через механизм рынка ценных бумаг во
многом определяются вовлечением в фондовый оборот продаваемых на аукционах
и инвестиционных конкурсах крупных пакетов акций, в том числе
государственных, участием в фондовых операциях как крупных
институциональных инвесторов, так и значительных масс населения через
систему инвестиционных фондов, инвестиционных и страховых компаний.
Существенные положительные сдвиги произошли в развитии законодательной
базы рынка ценных бумаг[9]. Вместе с тем, несмотря на позитивные сдвиги в
развитии рынка ценных бумаг, значительные размеры эмиссии акций
промышленных предприятий по отдельным акционерным обществам, вторичная их
эмиссия и объемы капитальных вложений, финансируемых за счет нее, пока в
целом недостаточны. Отсутствие интереса к вложению средств в корпоративные
ценные бумаги обусловлено сохраняющейся высокой стоимостью государственных
заимствований (ГКО, ОФЗ) при низком уровне доходности и ликвидности акций.
В результате, несмотря на значительный рост предложений и выход на рынок
акций ряда наиболее интересных российских предприятий, приток денежных
средств на российский фондовый рынок резко сократился.
Из-за низкого доверия к корпоративным бумагам государству не удалось
привлечь и временно свободные средства населения, к моменту проведения
специализированных денежных аукционов у населения появился
альтернативный инструмент для их вложения — облигации государственного
сберегательного займа.
В этой связи уже вносятся соответствующие коррективы в государственную
финансовую политику, направленные на обоснованное (адекватно инфляции) и
последовательное снижение доходности государственных ценных бумаг с тем,
чтобы создать условия и стимулировать, направление капиталов на
инвестиционные нужды, на финансирование высокоэффективных коммерческих
инвестиционных проектов и реализацию наиболее важных федеральных программ
социальной ориентации, при условии поиска альтернативных источников
пополнения доходной части бюджета.
В целях повышения роли фондового рынка в привлечении инвестиций, прежде
всего в приоритетные отрасли и производства, в 1997 году в области
приватизации будет осуществляться переход от массовой приватизации к
приватизации по "точечным" (индивидуальным) проектам. При этом расширение
объемов мобилизуемых инвестиционных средств возможно обеспечить как за счет
совершенствования существующих, так и внедрения новых финансовых схем
привлечения инвестиций через рынок ценных бумаг.
Для повышения инвестиционной направленности и результативности конкурсных
продаж государственных пакетов акций необходимо совершенствование
механизмов проведения инвестиционных конкурсов и специализированных
денежных аукционов. К участию в торгах должны допускаться инвесторы с
подготовленными программами реконструкции и модернизации производства, а
также располагающие достаточными средствами для финансирования
инвестиционной программы.
Целесообразно сохранить существующую практику освобождения от
налогообложения полученных предприятиями по результатам инвестиционных
конкурсов (торгов) инвестиций в случае использования их по прямому
назначению и в сроки, предусмотренные инвестиционной программой.
Необходимо также создать эффективный механизм защиты прав вкладчиков и
акционеров, обеспечивающий восстановление доверия мелких инвесторов и
населения к вложению средств в ценные бумаги.
Новым этапом развития процесса приватизации государственной и
муниципальной собственности, создающим принципиально иные условия для
расширения инвестиционных ресурсов предприятий, должно стать развитие рынка
недвижимости с возможностью заключать инвестиционные договоры (контракты),
предполагающие льготную продажу недвижимости под гарантии покупателя по
инвестированию, а также разрешение выкупа земельных участков, на которых
расположены приватизированные предприятия.
С появлением у предприятий права собственности на земельный участок они
получают возможность самофинансирования расширения и реконструкции
производства (земля как наиболее ценное имущество может быть использована в
качестве залога при выдаче этому предприятию кредита) . Существенно
снижается и риск инвестора. Для регионов Российской Федерации появляется
возможность значительно расширить свой инвестиционный потенциал.
В рамках инвестиционной политики требует своего решения вопрос об
эффективном взаимодействии крупного производственно-финансового
капитала с малым предпринимательством. Государственная поддержка
деятельности малого предпринимательства остается приоритетной задачей
инвестиционной политики в ближайшей перспективе.
Анализ ситуации в стране свидетельствует о том, что малое
предпринимательство за годы реформ стало быстро растущим сектором
зкономики, обеспечивающим сравнительно высокую отдачу капитала и
эффективное использование ресурсов, абсорбирующим основную часть
трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, и снимающим
тем самым острые социальные проблемы.
Принятые в последние годы нормативно-правовые акты, направленные на
развитие малого предпринимательства, сыграли определенную роль в
становлении этого сектора экономики. Так, начиная с 1988 года, нормативно-
правовую базу развития предпринимательства последовательно формировали
законы "0 кооперации в СССР", "0 предприятиях и предпринимательской
деятельности" и др. Непосредственно на поддержку малого предпринимательства
были направлены постановления Правительства Российской Федерации от 1
апреля 1993 г. № 268 "0 Фонде поддержки предпринимательства и развития
конкуренции" и от 29 апреля 1994 г. № 409 "0 мерах по государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на !994-1995
гг.", Федеральная программа государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 гг., которая
утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря
1995 г. № 1256.
Важным этапом в формировании государственной политики в области малого
предпринимательства стало принятие Федерального закона от 14 июня 1995 г. №
88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации". Закон определяет основные формы и условия финансовой поддержки
малого предпринимательства со стороны государства, ключевым звеном которой
является система специализированных фондов поддержки предпринимательства —
некоммерческих организаций, создаваемых для финансирования на льготных
условиях программ и проектов в сфере малого предпринимательства.
Дальнейшим направлением развития нормативно-правовой базы государственной
поддержки малого предпринимательства станет приведение в соответствие с
федеральным законодательством норм и положений, содержащихся в
ведомственных актах и инструктивных документах. Особое внимание при этом
уделено упорядочению деятельности всех участников процесса развития и
поддержки малого предпринимательства, включая региональный уровень. Будет
рассмотрено предложение Российской ассоциации развития малого
предпринимательства о необходимости подготовки Федерального закона "0б
основах малого предпринимательства в Российской Федерации".
Таким образом, действующая система льгот для малого бизнеса должна быть
сохранена и дополнена более широкими полномочиями регионов в установлении
этих льгот. Кроме того, на государственном уровне должна быть разработана
система мер по включению в ФПГ малых, обеспечивающих и технологически
привязанных производств. Первыми шагами в этом направлении должно стать
формирование банков данных о производственных возможностях и бизнес-планах
малых предприятий, разработка положения о конкурсах и тендерах на
выполнение НИОКР, работ и услуг малыми фирмами для крупных производств.
Необходимо стимулировать становление массового малого производственного и
инновационного предпринимательства путем расширения целевого кредитования
(в т.ч. отсрочки выплат процентов), лизинга оборудования и облегчения
условий аренды помещений. Следует расширить финансовые возможности
Федерального фонда предпринимательства, создать условия для вовлечения
средств пенсионных фондов, страховых компаний в финансирование проектов
малого предпринимательства (гарантии возврата кредита, налоговые льготы и
др.).
Созданию режима благоприятствия для малого инвестора будет содействовать
политика стимулирования развития институциональных инвесторов, таких, как
взаимные фонды, аккумулирующие свободные средства населения и предприятий
под управлением профессионалов.
Заключение
Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной
инвестиционной политики на 1997 год по-прежнему остается активное
привлечение в Россию иностранных инвестиций.
В целях более активного привлечения иностранного капитала в российскую
экономику необходимо ускорить формирование благоприятного инвестиционного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6