Рефераты. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России






регулирующей взаимоотношения с иностранными инвесторами давно назрели. И

сейчас предложены три варианта поправок к закону “Об иностранных

инвестициях в РСФСР”. Первый из них — версия Глазьева — зарубежным

инвесторам не дает практически никаких новых привилегий, а следовательно, к

повышению инвестиционной активности не приведет. Правительственный вариант

является наиболее продуманным с юридической точки зрения. Его разработчики

параллельно предлагают и внесение необходимых изменений в законы “О налоге

на прибыль”, “О НДС”, “О таможенном тарифе”.

Но только проект, подготовленный депутатами Мельниковым и Михайловым

из фракции “Яблоко” содержит четко прописанную временную оговорку. Между

тем для иностранных инвесторов основной смысл обновления закона состоит

именно в обеспечении гарантий стабильности экономического законодательства

России. Теперь свое решение должна принять согласительная комиссия

Государственной думы (см. приложение 2).

III. Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала в

экономику Российской Федерации

1. Создание благоприятного инвестиционного климата

Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие в

российской экономике благоприятного инвестиционного климата.

В 1994 — 1995 годах Правительтством Российской Федерации были

предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата

для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов

инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с

иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость

и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части

к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте,

полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отменено

ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий,

учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен

вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса

рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой

прибыли. Принято решение об отмене с 1 января 1996 года налога на

сверхнормативное превышение расходов на оплату труда.

В 1995 — 1997 годах решающее значение приобретает улучшение

макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как

следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для

инвестиционных целей.

Действующие законодательные акты в области налоговой политики

предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и

организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие

годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот,

сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах

России на рынке инвестиционных капиталов.

Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во

многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие

которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в

и стабилизации производства.

На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на

акции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее

характерен для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких

отраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь.

Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда

значительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будет

идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских

акционерных обществ, владеющих предприятиями.

В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное

значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по

привлечению отечественных и иностранных инвестиций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

формируют благоприятный инвестиционный климат регионов по средством

организации выставок и участия в федеральных и международных выставках

инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в

печатных изданиях.

Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало

совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации

и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по

вопроса м привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ.

Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционной

политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение

иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.

Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья

служит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развития

экономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно без

согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию

и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.

Привлечение капитала из государств-участников Содружества Независимых

Государств должно осуществляться путем совместного государственно-

коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного

финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа

консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимо

также создать условия для привлечения частных российских инвесторов в

производственные объекты государств-участников СНГ в продукции которых

заинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно со

странами Содружества Независимых государств механизм инвестиционного

сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение.

В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в

экономику России, обеспечения проведения последовательной работы и

скоординированной государственной политики в этой области Правительство РФ

приняло постановление “Об активизации работы по привлечению иностранных

инвестиций в экономику Российской Федерации” от 29 сентября 1994 г.

Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применение

национального режима к иностранным инвесторам.

До последнего времени основной формой участия иностранного капитала в

виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на

значительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размеры

привлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике

незначительна.

Необходимо совершенствовать способы определения доли российских

инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать

методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в

качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с

иностранными инвестициями.

Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых

ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают

прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний.

Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады

для кредитования развития российских предприятий с условием возврата

кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).

Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер

поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на

встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном

оборудовании.

Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является

стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных

банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки

капиталов из России.

Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных

территориях следует использовать механизм создания свободных экономических

зон.

2. Снижение трансанкционных издержек инвесторов

Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной

поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных

инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не

относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой

связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка,

осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается

защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке

законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по

ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для

мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду

производственных помещений.

В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработать

единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности,

растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого

арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате

Российской Федерации.

Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов

следует разработать специальные государственные программы предупреждения

преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.