Рефераты. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России






систему через производственно-инвестиционное сотрудничество;

в) предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам по

итогам конкурсов и аукционов;

г) обеспечение национальной безопасности при допуске иностранного капитала

в экономику России.

Указанные проекты федеральных законов находятся на рассмотрении в

Государственной Думе, при этом проект федерального закона “О соглашениях о

разделе продукции принят Государственной Думой и направлен на рассмотрение

в Совет Федерации Федерального собрания.

Неотложные вопросы создания экономических условий активизации

отечественных и иностранных инвестиций в 1995 — 1997 годах решаются

подготавливаемых указах Президента Российской Федерации.

В настоящее время подготавливается проект указа Президента Российской

Федерации “Об использовании амортизации для инвестиционного обеспечения

структурной перестройки экономики”.

Сохраняет актуальность проблема страховой защиты имущественных

интересов отечественных и иностранных инвесторов в Российской Федерации.

Необходимо определить общие принципы страхования инвестиций:

. перечень страховых случаев невозврата целевых средств в зависимости от

причин, повлекших за собой невозможность их возврата, при наступлении

которых страховщик обязан возместить инвестору нанесенный его интересам

ущерб;

. размеры страхового взноса;

. порядок заключения страховых договоров;

. круг прав и обязанностей сторон в течение действия договора и при

наступлении страхового случая.

Должно быть также предусмотрено участие государства в деятельности

страховых учреждений.

Определенный интерес представляют постановления Правительства

Российской Федерации, в которых определены мероприятия по проведению

инвестиционной политики, подготавливаются именно для реализации Закона “О

залоге” в части регламентации процедур оценки реальной стоимости

собственности и передачи новому владельцу, в том числе иностранному

инвестору, в случае неисполнения заемщиком принятых на себя обязательств.

В 1996 году для подготовки постановления Правительства Российской

Федерации намечается предоставить предложения по совершенствованию рынка

ценных бумаг, регистрационной депозитарной деятельности. В настоящее время

Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве

Российской Федерации совместно с некоторыми российскими банками и

брокерскими фирмами осуществляет работу по созданию депозитарно-клиринговой

компании. Эта организация будет отвечать за отработку операций с ценными

бумагами, контроль за осуществлением расчетов по сделкам купли-продажи

ценных бумаг , а также ответственное их хранение. Эффективная и надежная

деятельность компании будет одним из факторов привлечения иностранных

инвесторов на российский рынок. Предусматривается утвердить также стандарты

депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг.

Если затронуть вопрос о мобилизации внутренних инвестиций, то в

постановлении правительства Российской Федерации от 23 мая 1994 года “О

привлечении внебюджетных инвестиций” одобрено предложение Минэкономики

России и Минфина России о создании инвестиционного финансового консорциума,

участникам которого — коммерческим и инвестиционным банкам — разрешен

выпуск гарантированных государством ценных бумаг для финансирования

инвестиционных проектов. Подготовлен проект постановления Правительства

Российской Федерации об условиях предоставления государственных гарантий

под выпуск ценных бумаг частным инвесторам, что будет способствовать росту

доверия населения к этим ценным бумагам.

В целях же более активного использования иностранного капитала

необходимо выделение приоритетных направлений, вложения в которые должны

поощряться. Предусматривается утвердить постановлением Правительства

Российской Федерации конкретный перечень приоритетных отраслей и

производств. Стимулы и мероприятия по привлечению капитала могут быть

дифференцированны исходя из специфики отраслей и видов деятельности, их

экспортного потенциала.

В соответствии с мировой практикой должны быть также установлены

ограничения при размещении иностранных инвестиций на территории Российской

Федерации как страны, принимающей иностранный капитал. Необходимо

разработать перечни отраслей и регионов, закрытых для иностранных

инвестиций или таких, где их деятельность ограничивается, и утвердить их в

законодательном порядке.

Создание инвестиционного поля на котором протекает процесс усиливает

актуальность принятия необходимого числа подзаконных актов, дающих более

детальные разъяснения и толкования действующих законов.

До конца 1995 года представляется необходимым подготовить и утвердить

шесть организационно-методических материалов. Важное значение имеет

определение до принятия налогового кодекса порядка подачи апелляций

налогоплательщиков и быстрого разрешения споров, на чем особенно настаивают

иностранные инвесторы.

Обязательным для российской практики должно стать выполнение условий,

предусмотренных в заключенных и намечаемых к подписанию международных

договоров в части, относящейся к привлечению иностранных инвестиций в

Россию (Договор к Европейской энергетической хартии, Генеральное соглашение

о торговле и тарифах Всемирной торговой организации, связанные с ними

документы, относящиеся к торговым аспектам инвестиционных мер, соглашения с

Европейским сообществом о партнерстве и сотрудничестве, соглашения о

поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашения об избежании

двойного налогообложения и другие).

Таким образом, в стране имеется правовая база для иностранных

капиталовложений. Однако, сегодняшнее неблагополучие в области привлечения

иностранных инвестиций свидетельствует, что ряд юридических норм все еще

нуждается в определенной коррекции, то есть необходимо частичное обновление

законодательной базы с тем, чтобы она отвечала современным экономическим

требованиям.

2. Действия правительства по обновлению законодательства, направленные на

расширение источников иностранных инвестиций

Современная ситуация в инвестиционной сфере создает условия для

поиска путей обновления законодательства по иностранным инвестициям (и в

первую очередь основной юридической нормы в данной сфере — Закона РСФСР от

4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (с изменениями от 24

декабря 1993 г., 19 июня 1995 г.)). Здесь существуют два различных варианта

дальнейшего развития:

1. Строительство национального режима, то есть равные — прежде всего

налоговые — возможности для российских и иностранных предпринимателей.

2. Создание привлекательных для инвесторов из-за рубежа условий.

Сергей Глазьев, предложивший одну из версий новой редакции закона об

иностранных инвестициях, оставляет иностранным инвесторам только тарифные

льготы при ввозе товаров (кроме подакцизных) в счет вклада в уставный

капитал на срок не более года и снятие каких-либо количественных

ограничений при вывозе продукции собственного производства. Более того, в

перечень отраслей, где могут применяться ограничения на деятельность

иностранных инвесторов Глазьев включил, например, нефтедобычу. Потому в

случае принятия его варианта закона инвестиционный рейтинг России явно не

повысится, а важность притока иностранных инвестиционных ресурсов для

страны нельзя отрицать.

Но если встать на противоположную позицию алгоритм привлечения

инвесторов сразу не проясняется. Ясно, что льготы под отдельные проекты —

путь возможный, но приводящий не столько к притоку инвестиций, сколько к

возможности коррупции в сфере распределения льгот. Поэтому необходимо найти

вариант вполне адресный, но не индивидуальный. Кроме того, представление

налоговых льгот требует внесения изменений в соответствующие

законодательные акты, что отдаляет время введения закона в силу и усложняет

процесс его принятия. В тарифном регулировании действует также антильготный

закон.

У этой непростой задачи вес же можно найти решение:

1. Обеспечение общей для всех иностранных инвесторов стабильности

законодательства за счет легализации временной оговорки — то есть срока,

в течение которого иностранные инвесторы пользуются иммунитетом по

отношению к могущим нанести им материальный ущерб актам российских

властей.

2. Создание системы привлечения инвестиций для крупных, прежде всего

сборочных производств. Под этим подразумеваются преференциальные ввозные

пошлины на готовую продукцию фирм, реализующих проекты общей стоимостью

не менее $100 млн. при собственном вкладе в российское производство не

менее $10 млн.

3. Легализация разделения продукции, прежде всего для проектов в добывающих

отраслях.

Рассмотрим третий пункт. Он связан в первую очередь с законом “О

соглашениями о разделе продукции”. Отношение к данному закону во многом

определяет общую готовность к массированному привлечению иностранных

инвестиций, но при первом голосовании 10 октября в Государственной думе

указанный законопроект не прошел, хотя сохранилась возможность для

проведения повторного голосования. Кроме того, в 1995 были ликвидированы

все тарифные льготы по вывозу нефти, а в 13 октября запрещен беспошлинный

вывоз нефти даже добывающим ее СП. Поэтому главный нефтяной компонент

российской привлекательности для иностранных инвесторов пока не

востребован.

Таким образом, серьезные изменения в области законодательства,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.