Рефераты. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России






прибыли, они в большинстве своем, однако, не были реализованы в

промышленности.

Наконец, самым важным фактором интереса инвесторов являлись и

являются природные ресурсы России, основная часть которых была слабо

исследована из-за недостатка материальных средств и устаревшего

технологического оборудования.

И все-таки, несмотря на явную прибыльность проектов, иностранные

инвесторы на сегодняшний день пока воздерживаются от крупных инвестиционных

вложений. Для выяснения причины данных действий внимательно рассмотрим

динамику и структурные характеристики инвестиционного процесса в России.

2. Основные структурные характеристики инвестиционного процесса

Специального рассмотрения заслуживает развитие и современное

состояние инвестирования. Остановимся на некоторых его структурных

характеристиках.

1. Инвестиции сокращаются быстрее производства. Динамика этих

показателей отражена в следующей таблице (в % к предыдущему году)[1]:

| |1991 год |1992 год |1993 год |1994 год |

|Произведенный национальный |85,7 |78,0 |87,0 |89,3 |

|доход | | | | |

|Капитальные вложения |84,5 |60,3 |85,0 |86,7 |

В 1986-1990 гг. темпы прироста капиталовложений, по официальным

данным, были значительно выше соответствующих показателей национального

дохода. В последующие годы ситуация качественно изменилась: темпы

сокращения капиталовложений оказались выше показателей национального

дохода. Вместе с тем за исключением 1992 года динамика НД близка к динамике

инвестиций.

2. Внутренние и внешние источники инвестиционных ресурсов также не

имеют тенденцию к расширению, несмотря на предпринятые меры. Национальный

инвестиционный комплекс переживает сложные времена. Например, удельный вес

машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства

составлял 25% в 1991 году и 21,6 % в первом полугодии 1993 года.

Соответствующие показатели по промышленности строительных материалов — 3,7

и 2,6%. В январе-апреле 1994 года резко сократилась доля инвестиционных

отраслей. Доля строительства в валовом общественном продукте уменьшилась с

10,8% в 1990 году до 4,6% в 1995[2].

Анализ динамики важнейших видов промышленной продукции в натуральном

выражении показывает следующее. В инвестиционном комплексе во многих

случаях объем производства в прошедшем году составлял около 1/3 от уровня

1989 г.

Аналогичные данные, касающиеся сопоставления показателей за 1993 и

1990 годы: по инвестиционному комплексу примерно в 70% случаев объем

производства сократился более чем на треть, по всем остальным отраслям

промышленности — в 50% случаев.

Экономический спад особенно сказывается на высокотехнологичных

отраслях, аккумулирующих научный потенциал страны. Более того, их удельный

вес, в том числе в структуре инвестиционного комплекса, сокращается, что

получило название “примитивизация” экономики.

Несмотря на многочисленность проектов по привлечению иностранных

инвестиций, приток иностранных инвестиций не растет. Например, закупка

машин и оборудования с 36,3 млрд. долларов в 1990 г. (44,3% всего импорта)

снизилась до 13,7 млрд. долларов в 1992 году (39,2%). За 1993 импорт в

целом уменьшился на 27%, машин и оборудования — на 48%. В январе-апреле

1994 доля машин и оборудования в импорте составила 33,2%[3].

3. Падает удельный вес капиталовложений в АПК. Наряду с уменьшением

капиталовложений в инвестиционный комплекс, это, пожалуй, наиболее крупный

структурный сдвиг в производственной сфере. В 1991 г. доля сельского

хозяйства в инвестициях, направляемых в народнохозяйственный комплекс

России, составляла 17,8%, а в 1992 г. — 10,8%. По АПК картина весьма схожа:

31 и 20% соответственно. За 1992 год вложения в агропромышленный комплекс

сократились более, чем на 60% (в н/х комплекс — примерно на 40%). В 1993 г.

объем инвестиций за счет всех источников финансирования уменьшился в

отраслях АПК на 33% (в народнохозяйственный комплекс на — на 15%). В 1994:

29 и 14% соответственно.[4]

Итак, экономика страны в настоящее время находится в сложном

положении. Сокращаются условия роста и, следовательно, будущего

потребления, одновременно наблюдаются затруднения с получением

промежуточных результатов (неэффективность инвестирования в АПК). В итоге

сокращающийся инвестиционный ресурс концентрируется в основном в

промежуточном (сырьевом) секторе экономики и из него в наиболее прибыльных

отраслях ТЭК (прежде всего в нефтяной промышленности), что грозит

превращением страны в сырьевой придаток развитых капиталистических

государств.

Таким образом, сегодня Российской Федерации прежде всего необходима

комплексная программа инвестирования, направленная на привлечение

отечественных и иностранных инвестиционных ресурсов и гармоничное развитие

структуры отраслей народного хозяйства.

II. Юридическая база, регулирующая инвестиционный процесс

1. Организационно-правовые условия инвестирования

В реализации комплексной программы стимулирования отечественных и

иностранных инвестиций важное место занимает создание и совершенствование

законодательной базы инвестиционной деятельности в России (см. приложение

1). проведение необходимых организационных мероприятий. Основными из

которых являются:

. стабильность законодательства о финансовом, валютном, налоговом, тарифном

и нетарифном регулировании инвестиций;

. заблаговременное информирование предпринимателей о намечаемых изменениях

правовых норм;

. отработка процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных

действий органов управления.

В 1996 году намечается выход проекта федерального закона “О внесении

изменений и дополнений в закон РСФСР “Об инвестиционной деятельности в

РСФСР”.

Из числа отсутствующих законов, тормозящих рост инвестиций, в первую

очередь приходится назвать земельный кодекс, поскольку без гарантированного

права пользования землей нельзя рассчитывать на приток иностранного

капитала. Ряд законопроектов находится на рассмотрении в Государственной

Думе и, можно надеяться, будет принят. До конца 1995 года следовало бы

рассмотреть законопроекты, направленные на защиту вкладов населения и на

пресечение незаконного вывоза капитала за границу. Защита вкладов

необходима как обязательная предпосылка к аккумулированию сбережений

населения, объем которых оценивается примерно в 20 млрд. долларов США.

Важность сокращения оттока отечественного капитала за границу является

очевидной.

Предлагаемые к принятию в 1995-1997 годах законодательные и

нормативные акты рассматриваются в качестве инструмента создания в России

благоприятного инвестиционного климата по таким направлениям, как целевое

использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли,

развитие вторичного рынка ценных бумаг и перелив капитала, страховое дело и

гарантии, ипотека, предотвращение утечки и стимулирование возврата

отечественного капитала из-за рубежа, привлечение иностранных инвесторов.

Организационно-правовое обеспечение программы стимулирования отечественных

и иностранных инвестиций формируется в рамках действующей системы принятия

законодательных и нормативных актов.

Необходимы ограничения на вывоз капитала за рубеж и возможность

оставлять в заграничных банках на счетах российских юридических и

физических лиц ценовой разницы экспортируемых по заниженным ценам и

импортируемых по завышенным ценам товаров и услуг, проекты которых должен

подготовить Центральный банк Российской Федерации. Для действенности

принимаемых мер целесообразно ввести дополнительные статьи в Уголовный

кодекс Российской Федерации, предусматривающие, наряду со штрафными

санкциями. уголовную ответственность должностных и частных лиц за нарушение

закона.

В связи с предоставлением налоговых льгот инвесторам необходимо

внести дополнения в налоговое законодательство и нормативные документы,

регулирующие отношения налогоплательщика с налоговыми органами, установить

порядок рассмотрения апелляций для защиты налогоплательщика. Будет принят

налоговый кодекс, регламентирующий процессуальные отношения при налоговых

проверках, поскольку современная практика регулирования приводит к спорам

об обоснованности и предметах санкций со стороны налоговых органов.

В действующее законодательство для улучшения ситуации с регистрацией

акционеров вероятно введут понятие — номинальный держатель ценных бумаг. В

Российской Федерации будет осуществляться программа гарантийной подписи,

возлагающей на брокеров ответственность за проверку личности своих

клиентов, будут утверждены стандарты ведения реестра акционеров.

Среди основополагающих законопроектов в области международного

инвестиционного сотрудничества разработаны проекты федеральных законов “О

внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в

РСФСР”, “О свободных экономических зонах”, “О концессионных договорах,

заключаемых с российскими и иностранными инвесторами” и “О соглашениях о

разделе продукции”.

При разработке указанных законопроектов предусматривались следующие

принципы:

а) необходимость активизации инвестиционного процесса как главного фактора

стабильного развития экономики;

б) содействие вхождению российской экономики в мировую хозяйственную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.