прибыли, они в большинстве своем, однако, не были реализованы в
промышленности.
Наконец, самым важным фактором интереса инвесторов являлись и
являются природные ресурсы России, основная часть которых была слабо
исследована из-за недостатка материальных средств и устаревшего
технологического оборудования.
И все-таки, несмотря на явную прибыльность проектов, иностранные
инвесторы на сегодняшний день пока воздерживаются от крупных инвестиционных
вложений. Для выяснения причины данных действий внимательно рассмотрим
динамику и структурные характеристики инвестиционного процесса в России.
2. Основные структурные характеристики инвестиционного процесса
Специального рассмотрения заслуживает развитие и современное
состояние инвестирования. Остановимся на некоторых его структурных
характеристиках.
1. Инвестиции сокращаются быстрее производства. Динамика этих
показателей отражена в следующей таблице (в % к предыдущему году)[1]:
| |1991 год |1992 год |1993 год |1994 год |
|Произведенный национальный |85,7 |78,0 |87,0 |89,3 |
|доход | | | | |
|Капитальные вложения |84,5 |60,3 |85,0 |86,7 |
В 1986-1990 гг. темпы прироста капиталовложений, по официальным
данным, были значительно выше соответствующих показателей национального
дохода. В последующие годы ситуация качественно изменилась: темпы
сокращения капиталовложений оказались выше показателей национального
дохода. Вместе с тем за исключением 1992 года динамика НД близка к динамике
инвестиций.
2. Внутренние и внешние источники инвестиционных ресурсов также не
имеют тенденцию к расширению, несмотря на предпринятые меры. Национальный
инвестиционный комплекс переживает сложные времена. Например, удельный вес
машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства
составлял 25% в 1991 году и 21,6 % в первом полугодии 1993 года.
Соответствующие показатели по промышленности строительных материалов — 3,7
и 2,6%. В январе-апреле 1994 года резко сократилась доля инвестиционных
отраслей. Доля строительства в валовом общественном продукте уменьшилась с
10,8% в 1990 году до 4,6% в 1995[2].
Анализ динамики важнейших видов промышленной продукции в натуральном
выражении показывает следующее. В инвестиционном комплексе во многих
случаях объем производства в прошедшем году составлял около 1/3 от уровня
1989 г.
Аналогичные данные, касающиеся сопоставления показателей за 1993 и
1990 годы: по инвестиционному комплексу примерно в 70% случаев объем
производства сократился более чем на треть, по всем остальным отраслям
промышленности — в 50% случаев.
Экономический спад особенно сказывается на высокотехнологичных
отраслях, аккумулирующих научный потенциал страны. Более того, их удельный
вес, в том числе в структуре инвестиционного комплекса, сокращается, что
получило название “примитивизация” экономики.
Несмотря на многочисленность проектов по привлечению иностранных
инвестиций, приток иностранных инвестиций не растет. Например, закупка
машин и оборудования с 36,3 млрд. долларов в 1990 г. (44,3% всего импорта)
снизилась до 13,7 млрд. долларов в 1992 году (39,2%). За 1993 импорт в
целом уменьшился на 27%, машин и оборудования — на 48%. В январе-апреле
1994 доля машин и оборудования в импорте составила 33,2%[3].
3. Падает удельный вес капиталовложений в АПК. Наряду с уменьшением
капиталовложений в инвестиционный комплекс, это, пожалуй, наиболее крупный
структурный сдвиг в производственной сфере. В 1991 г. доля сельского
хозяйства в инвестициях, направляемых в народнохозяйственный комплекс
России, составляла 17,8%, а в 1992 г. — 10,8%. По АПК картина весьма схожа:
31 и 20% соответственно. За 1992 год вложения в агропромышленный комплекс
сократились более, чем на 60% (в н/х комплекс — примерно на 40%). В 1993 г.
объем инвестиций за счет всех источников финансирования уменьшился в
отраслях АПК на 33% (в народнохозяйственный комплекс на — на 15%). В 1994:
29 и 14% соответственно.[4]
Итак, экономика страны в настоящее время находится в сложном
положении. Сокращаются условия роста и, следовательно, будущего
потребления, одновременно наблюдаются затруднения с получением
промежуточных результатов (неэффективность инвестирования в АПК). В итоге
сокращающийся инвестиционный ресурс концентрируется в основном в
промежуточном (сырьевом) секторе экономики и из него в наиболее прибыльных
отраслях ТЭК (прежде всего в нефтяной промышленности), что грозит
превращением страны в сырьевой придаток развитых капиталистических
государств.
Таким образом, сегодня Российской Федерации прежде всего необходима
комплексная программа инвестирования, направленная на привлечение
отечественных и иностранных инвестиционных ресурсов и гармоничное развитие
структуры отраслей народного хозяйства.
II. Юридическая база, регулирующая инвестиционный процесс
1. Организационно-правовые условия инвестирования
В реализации комплексной программы стимулирования отечественных и
иностранных инвестиций важное место занимает создание и совершенствование
законодательной базы инвестиционной деятельности в России (см. приложение
1). проведение необходимых организационных мероприятий. Основными из
которых являются:
. стабильность законодательства о финансовом, валютном, налоговом, тарифном
и нетарифном регулировании инвестиций;
. заблаговременное информирование предпринимателей о намечаемых изменениях
правовых норм;
. отработка процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных
действий органов управления.
В 1996 году намечается выход проекта федерального закона “О внесении
изменений и дополнений в закон РСФСР “Об инвестиционной деятельности в
РСФСР”.
Из числа отсутствующих законов, тормозящих рост инвестиций, в первую
очередь приходится назвать земельный кодекс, поскольку без гарантированного
права пользования землей нельзя рассчитывать на приток иностранного
капитала. Ряд законопроектов находится на рассмотрении в Государственной
Думе и, можно надеяться, будет принят. До конца 1995 года следовало бы
рассмотреть законопроекты, направленные на защиту вкладов населения и на
пресечение незаконного вывоза капитала за границу. Защита вкладов
необходима как обязательная предпосылка к аккумулированию сбережений
населения, объем которых оценивается примерно в 20 млрд. долларов США.
Важность сокращения оттока отечественного капитала за границу является
очевидной.
Предлагаемые к принятию в 1995-1997 годах законодательные и
нормативные акты рассматриваются в качестве инструмента создания в России
благоприятного инвестиционного климата по таким направлениям, как целевое
использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли,
развитие вторичного рынка ценных бумаг и перелив капитала, страховое дело и
гарантии, ипотека, предотвращение утечки и стимулирование возврата
отечественного капитала из-за рубежа, привлечение иностранных инвесторов.
Организационно-правовое обеспечение программы стимулирования отечественных
и иностранных инвестиций формируется в рамках действующей системы принятия
законодательных и нормативных актов.
Необходимы ограничения на вывоз капитала за рубеж и возможность
оставлять в заграничных банках на счетах российских юридических и
физических лиц ценовой разницы экспортируемых по заниженным ценам и
импортируемых по завышенным ценам товаров и услуг, проекты которых должен
подготовить Центральный банк Российской Федерации. Для действенности
принимаемых мер целесообразно ввести дополнительные статьи в Уголовный
кодекс Российской Федерации, предусматривающие, наряду со штрафными
санкциями. уголовную ответственность должностных и частных лиц за нарушение
закона.
В связи с предоставлением налоговых льгот инвесторам необходимо
внести дополнения в налоговое законодательство и нормативные документы,
регулирующие отношения налогоплательщика с налоговыми органами, установить
порядок рассмотрения апелляций для защиты налогоплательщика. Будет принят
налоговый кодекс, регламентирующий процессуальные отношения при налоговых
проверках, поскольку современная практика регулирования приводит к спорам
об обоснованности и предметах санкций со стороны налоговых органов.
В действующее законодательство для улучшения ситуации с регистрацией
акционеров вероятно введут понятие — номинальный держатель ценных бумаг. В
Российской Федерации будет осуществляться программа гарантийной подписи,
возлагающей на брокеров ответственность за проверку личности своих
клиентов, будут утверждены стандарты ведения реестра акционеров.
Среди основополагающих законопроектов в области международного
инвестиционного сотрудничества разработаны проекты федеральных законов “О
внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в
РСФСР”, “О свободных экономических зонах”, “О концессионных договорах,
заключаемых с российскими и иностранными инвесторами” и “О соглашениях о
разделе продукции”.
При разработке указанных законопроектов предусматривались следующие
принципы:
а) необходимость активизации инвестиционного процесса как главного фактора
стабильного развития экономики;
б) содействие вхождению российской экономики в мировую хозяйственную
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6