Национального банка Украины для :
* вывоза , перевода и пересылки за пределы Украины физическими лицами -
резидентами и нерезидентами иностранной валюты , которая была ранее
ввезена ими в Украину на законных основаниях ;
* осуществления платежей в иностранной валюте за пределы Украины в виде
процентов по кредитам , дохода (прибыли) от иностранных инвестиций ;
* вывезения за пределы Украины иностранной инвестиции в иностранной валюте,
ранее осуществленной на территории Украины , в случае прекращения
инвестиционной деятельности .
Декретом Кабинета Министров Украины с целью стабилизации валютного курса
национальной денежной единицы предусмотрена обязательная продажа через
уполномоченные банки на межбанковском валютном рынке Украины 50%
поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов , однако средства в
иностранной валюте , которые перечисляются на территорию Украины с целью
их дальнейшего внесения в уставные фонды предприятий с иностранными
инвестициями , не подлежат обязательной продаже , также как и суммы
выручки в иностранной валюте этих предприятий за экспорт продукции ( работ
, услуг ) собственного производства .
В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования"
для сохранения доходов,прибыли и других средств иностранные инвесторы
могут иметь текущие и расчетные счета в банках Украины в соответствии с ее
законодательством .
К таким счетам относятся :
а) текущие счета и вклады со свободным режимом использования , условно
названные счетами типа " С " . Остатки по ним могут быть свободно
конвертированы в иностранные валюты по курсу , установленному Национальным
банком Украины , и переводится зарубеж ;
б) текущие счета и вклады для зачисления прибыли и доходов от деятельности
совместных предприятий и предприятий со стопроцентным иностранным капиталом
условно названные счетами типа "Л" .
Средства в валюте Украины с указанных счетов типа " С " и "Л"
иностранные инвесторы могут использовать для приобретения товаров на
внутреннем рынке Украины с целью их вывоза за зарубеж . Средства со
счета типа "С" по распоряжению владельца счета могут использоваться :
* для осуществления любых видов инвестиций в соответствии с законом об
иностранных инвестициях и получения наличности на территории Украины без
ограничений ;
* для покупки иностранной валюты в Национальном Банке Украины и
перевода ее зарубеж .
В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования "
иностранным инвесторам после уплаты налогов и других обязательных
платежей гарантируется беспрепятственный и незамедлительный перевод
зарубеж их доходов,прибыли и других средств в иностранной валюте ,
полученных на законном основании вследствие осуществления инвестиционной
деятельности .
При этом перевод зарубеж части доходов , принадлежащей иностранному
инвестору , должен обеспечиваться за счет его собственной валютной выручки
, при этом уплачивается налог по ставке 15% от переводимой суммы .
Иностранный инвестор может открыть в уполномоченных банках один счет в
иностранной валюте и один счет в валюте Украины .
На текущий счет , открытый в иностранной валюте ( условно именуемый -
типа "А") , зачисляются валютные средства для инвестиций в экономику
Украины , а также дивиденды в иностранной валюте , полученные от
инвестиций на территории Украины .
При вывозе за рубеж иностранной валюты , полученной от инвестирования, в
наличной форме иностранному инвестору необходимо получить разрешение
уполномоченного банка , где открыт валютный счет инвестора , независимо от
размера валютных средств . Иностранная валюта с указанного счета может
реинвестироваться на терри -
тории Украины без ограничений .
Таким образом , основными законодательными актами, регулирующими
деятельность иностранных инвесторов являются Законы Украины “ Об
инвестиционной деятельности “ , “О внешнеэкономической деятельности”,“О
режиме иностранного инвестирования”,”О защите иностранных инвестиций” .
Однако наряду с вышеперечисленными документами существует множество
других нормативно-правовых актов , регламентирующих инвестиционную
деятельность . Такое их коли-
чество и частое изменение значительно затрудняет их практическое
применение, а также ведет к возникновению множества неудобств и разногласий
, когда положения одного источника может трактоваться как отрицание или
противоречие другому источнику . В основном подобное случается при
столкновении правовых документов различных ветвей власти :
законодательной и исполнительной . Государственные органы управления
инвестиционной и хозяйственной деятельностью как правило руководствуются
указами Президента , постановлениями Кабинета Министров Украины ,
инструкциями Государственной Налоговой Администрации, которые по своей сути
являются подзаконными нормативными актами и не могут противопоставляться
законам . Следует отметить, что подобный недостаток является общим для
всего законодательства Украины , которое формируется в условиях
непрерывной борьбы законодательной и исполнительной ветвей власти. В связи
с этим становится очевидным , почему отсутствие законодательной и
политической
стабильности является одним из определяющих факторов нежелания
иностранных инвесторов инвестировать свои средства в украинскую
экономику .
Помимо нестабильности отрицательным моментом существующего
законодательства является его несовершенство , так как несмотря на
огромное количество правовых документов , многие аспекты хозяйственной
деятельности , связанной с иностранным инвестированием до сих пор не нашли
в них своего отражения или требуют существенной корректировки .
Серьезной проблемой остается учет вложенных иностранных инвестиций ,
движения этих капиталов в Украине, состояния хозяйствования совместных
предприятий , что позволяет части из них не предоставлять отчетность в
статистические органы , а предоставляемая информация не дает возможности
провести качественный анализ и прогнозирование процесса иностранного
инвестирования в Украине .
В связи с этим для привлечения иностранного капитала предпринимаются
следующие шаги :
1. Для упрощения процедуры создания предприятий с иностранными инвестициями
подготовлены и находятся в Верховной Раде Украины соответствующие
изменения к Закону Украины “О хозяйственных обществах” , согласно которых
иностранный инвестор освобождается от необходимости предварительного
имущественного взноса для регистрации совместного предприятия .
2. С целью привлечения иностранного капитала для реализации отдельных
инвестиционных проектов в соответствии с государственными программами
развития приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и территорий
, а также проектов, которые обеспечивают увеличение объемов экспорта
продукции, производства импортозаменяющей продукции,создание
производственных мощностей на базе объектов незавершенного строительства
или дополнительных рабочих мест,разработан проект Закона Украины “О
предоставлении льготного режима инвестиционной и другой хозяйственной
деятельности для реализации отдельных инвестиционных проектов” .
Правительство Украины работает над разрешением таких важных проблем как :
* внедрение гарантирования и страхования вкладов иностранных инвесторов,а
также законодательное регулирование страховых рисков в период проведения
инвестиционной деятельности : для этого необходимо создание Национальной
страховой компании, которая обеспечила бы улучшение условий осуществления
иностранных инвестиций
через страхование и перестрахование всех видов рисков ;
* увеличение количества свободных экономических зон , которые могут быть
опорой базой для становления иностранных инвесторов и привлечения прямых
инвестиций ;
* обеспечение стабильных условий налогообложения , причем не только для
иностранных , но и для всех других предприятий ;
* разработка законодательного акта об обеспечении контрактных прав при
рассмотрении споров по выполнению заключенных в соответствии с
установленным порядком контрактов .
В целях благоприятствования инвестированию проектов по разработке
полезных ископаемых и других природных ресурсов , Правительством
предусматривается создание законодательной базы для перехода к привлечению
иностранных инвестиций через концессии , а также определения права частной
собственности на землю под объектами, которые продлежат приватизации
частными инвесторами .
Важным правовым документом , который регламентирует взаимоотношения между
субъектами инвестиционной деятельности является межгосударственное
соглашение “ О режиме благоприятствования и взаимной защиты инвестиций “ .
Такие Соглашения являются гарантом предоставления справедливого статуса
инвестициям и их защиты на территории другого государства . Они подписаны
уже с 40 странами мира . Целый ряд проектов соглашений находится в стадии
ратификации .
Хочется верить , что в уже недалеком будущем все эти меры и шаги дадут
желаемый результат .
Страницы: 1, 2, 3, 4