предприятий с иностранными инвестициями .Основания для приостановления
инвестиционной деятельности изложены в ст. 21 Закона Украины "Об
инвестиционной деятельности". Решение государственного органа о прекращении
или приостановлении инвестиционной деятельности может быть принято по
таким причинам :
1.если ее продолжение может привести к нарушению установленных
законодатель-ством санитарно-гигиенических , архитектурных, экологических и
других норм, прав и интересов граждан, юридических лиц и государства ,
которые охраняются законом ;
2.объявление в установленном законом порядке инвестора банкротом по причине
неплатежеспособности ;
3.стихийного бедствия ;
4.введение чрезвычайного положения .
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В УКРАИНЕ
Осуществляя на территории Украины инвестиционную деятельность, иностранные
инвесторы являются субъектами права собственности в соответствии со ст. 3
Закона Украины " О собственности " и пользуются в связи с этим теми же
правами , что и субъекты хозяйственной деятельности Украины за некоторыми
исключениями, которые мы и рассмотрим ниже .
В целях обеспечения равных условий хозяйствования для украинских и
иностранных субъектов хозяйственной деятельности и выполнения
обязательств Украины перед другими государствами и международными
организациями по устранению двойного налогообложения , уклонения от
налогообложения и предотвращению демпинга утве-
ржден Порядок осуществления иностранными субъектами хозяйственной
деятельности операций с продукцией украинского происхождения на территории
Украины без вывоза ее за пределы таможенной территории Украины .
Иностранные инвесторы имеют право на приобретение паев , акций и
других ценных бумаг предприятий , расположенных на территории Украины .
Также иностранные инвесторы имеют право участвовать в приватизации на
территории Украины на общих основаниях. Условия их участия определяются
Законами Украины
" О приватизации имущества государственных предприятий " и " О приватизации
небольших государсрственных предприятий ( малую приватизацию )" и рядом
других законодательных актов .
Приобретение иностранными инвесторами имущественных прав на землю и
другие природные ресурсы регулируется Земельным , Лесным,Водным кодексами
, Кодексом о недрах и некоторыми другими нормативными актами .В
соответствии с Земельным кодексом и Законом Украины " О собственности"
иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки в
собственность не передаются .Ст.8 Земельного кодекса предоставляет право
временного пользования землей на условиях аренды совместным предприятиям ,
международным организациям и объединениям при участии украинских и
иностранных юридических и физических лиц , предприятиям , которые
полностью принадлежат иностранным инвесторам , а также иностранным
государствам, международным организациям, иностранным юридическим лицам и
лицам без гражданства .При приватизации объектов неоконченного
строительства одновременно предоставляются в долгосрочную аренду и
земельные участки, отведенные для строительства этих объектов .Пользование
землей в Украине является платным .
Имущество в аренду иностранным инвесторам предоставляют арендодатели на
основе договоров аренды в соответствии с действующим законодательством
.Кабинет Министров Украины утвердил Перечень имущественных комплексов
государственных предприятий , организаций, их структурных подразделений
основного производства , передача которых в аренду не допускается .
Особенности налогообложения предприятий с иностранными инвестициями.
Для предприятий с иностранными инвестицицями не существует специальных
налоговых льгот, как это было до принятия Закона “О режиме иностранного
инвестирования”. Однако в ч.2 ст.8 Закона Украины "О режиме иностранного
инвестирования" предусмотрено, что для отдельных субъектов
предпринимательской деятельности, которые осуществляют инвестиционные
проекты с привлечением иностранных инвестиций , которые реализуются в
соответствии с государственными программами развития приоритетных
отраслей экономики , социальной сферы и регионов , может быть установлен
льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности .
Как показывает мировая практика законотворчества и инвестиционной
деятельности вопросы налогообложения всегда оставались и на наш взгляд
остаются наиболее главенствующими критериями ее развития . В связи с этим с
целью привлечения как внутренних , так и внешних (иностранных)
инвестиционных ресурсов во многих странах законодательно установлены сроки
освобождения от уплаты налога на прибыль как по вновь создаваемым
предприятиям , так и при реформировании , расширении уже действующих
предприятий . Подобный опыт был использован и в Украине . В частности
это касалось предприятий с иностранными инвестициями , для которых в
соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины ( 1993 ) был установлен
пяти-
летний срок освобождения от уплаты налога на прибыль. Однако, Закон " О
налого-обложении прибыли предприятий " от 1995 отменил эту льготу ,
оставив ее только за теми предприятиями , где иностранные инвестиции уже
были осуществлены до вступления в силу данного закона.
Тем не менее во вновь принятом Законе о налогообложении прибыли от 22
мая 1997 года это положение не упомянуто , следовательно на данный момент
ни одно предприятие на территории Украины не освобождено от уплаты налога
на прибыль . Этот факт вполне естественно считается нарушением прав
инвесторов , которые планировали свою хозяйственную деятельность с учетом
необлагаемого налогом периода , и ярко демонстрирует несовершенство и
ненадежность нашего законодательства, что отнюдь не способствует
привлечению инвестиционных ресурсов .
Плательщиками налога на прибыль из числа нерезидентов являются физические
и юридические лица любой организационно-правовой формы , которые получают
доходы из источников в Украине , за исключением учреждений и организайий
, которые имеют дипломатический статус или иммунитет в соответствии с
международными договорами Украины . Сумма валового налогооблагаемого
дохода умень -
шается на :
* сумму средств или стоимости имущества , которые поступают плательщику
налога на прибыль в виде прямых инвестиций или реинвестиций в
корпоративные права, эмитированные этим плательщиком , в том числе денежные
или имущественные взносы, в соответствии с договорами о совместной
деятельности на территории Украины без создания юридического лица ;
* сумму средств взаимного инвестирования инвестиционных фондов и
инвестиционных компаний в случае , если ни один из учредителей (
участников , акционеров ) не владеет более 10% уставного фонда этих
организаций и если эти организации на протяжении 30 дней по окончании
налогового года распределяют между участниками ( акционерами ) не менее
90% доходов от инвестиционных операций .
Таким образом налогообложение предприятий с иностранными инвестициями
осуществляется на тех же условиях и регулируется теми же нормативными
актами , что и предприятия , которые таковых не имеют .
Таможенное регулирование деятельности иностранных инвесторов в Украине .
Особенный правовой статус имеет имущество , которое ввозится в Украину как
взнос в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями . Так , в
соответствии со ст. 18 Закона Украины " О режиме иностранного
инвестирования " это имущество освобождается от обложения таможенной
пошлиной, кроме товаров предназначенных для реализации или личного
потребления . При этом таможенные органы осуществляют пропуск такого
имущества на основе вексельной операции . Если вексель не погашен в
течение 30 календарных дней со дня оформления таможенной декларации ,
векселедатель обязан внести плату по векселю в течение пяти календарных
дней .
В случае , если на протяжении трех лет с момента зачисления иностранной
инвестиции на баланс предприятия с иностранной инвестицией имущество,
которое было ввезено в Украину как взнос иностранного инвестора в уставной
фонд указанного предприятия или на отдельный баланс сторон, которые
осуществляют совместную инвестиционную деятельность по договорам
(контрактам) , отчуждается , в том числе в связи с прекращением
деятельности векселедателя , последний уплачивает ввозную таможенную
пошлину не позднее дня отчуждения . Ввозная таможенная пошлина не
уплачивается при условии вывоза иностранной инвестиции зарубеж , что
удостоверяется вывозной грузовой таможенной декларацией . В случае
установления факта отчуждения имущества ранее трехлетнего срока
государственная налоговая инспекция обязана уведомить об этом
соответствующий таможенный орган , после чего последний обязан в
бесспорном порядке взыскать ввозную пошлину .
Валютное регулирование деятельности иностранных инвесторов на
территории Украины .
Основным нормативным актом , который определяет основные принципы
валютного регулирования в Украине , является Декрет Кабинета Министров
Украины от 19 февраля 1993 года N15-93 "О системе валютного
регулирования и валютного контроля"
Важным для иностранного инвестора является то , что в соответствии
со ст.5 вышеупомянутого декрета не требуется индивидуальная лицензия
Страницы: 1, 2, 3, 4