Рефераты. Правовые основы иностранного инвестирования в Украине






Правовые основы иностранного инвестирования в Украине

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ

проф. БРЮХОВЕЦКИЙ И.Н.

ГАЛИНСКИЙ Д.М.

Для осуществления преобразований в экономике Украины

требуются значительные капитальные вложения. Ситуация осложняется тем, что

проблему инвестирования хозяйственных комплексов приходится решать в

условиях экономического кризиса, когда “замораживание” средств, при

реализации конкретных проектов очень негативно влияет на эффективность

функционирования всей экономической системы.

Потребность в инвестициях для реформирования и перестройки экономики

постоянно возрастает вследствие необходимости обновления действующих

производственных фондов. В такой ситуации при практически полном

отсутствии собственных средств, приобретают значение иностранные

инвестиции, как дополнительный не инфляционный источник финансирования.

Общий объем только первоочередных иностранных инвестиций в нашу экономику

составляет более 40 миллиардов долларов США. Однако , инвестиционный

процесс в Украине тормозится рядом субъективных и объективных факторов,

среди которых политическая и экономическая нестабильность, частые

изменения законодательства , медленные темпы приватизации, нерешенность

вопросов земельной собственности и т.п. . Все это требует от

Правительства Украины проведения выверенной , научно-обоснованной и, в

то же время , активной инвестиционной политики, основой которой должно быть

в первую очередь создание четкой и стабильной нормативно-правовой базы

хозяйственной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Насколько соответствует данное определение украинским условиям, и

попытается ответить автор в данной статье.

Государственное управление иностранным инвестированием в Украине. В Украине

порядок государственного управления инвестиционной деятельностью и

иностранным инвестированием, как ее составной частью, изложены в

Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условии рыночной

трансформации экономики, утвержден ной Постановлением Кабинета Министров

Украины от 1 июня 1995 года N 384 , где иностранные инвестиции

упоминаются наравне с другими источниками инвестирования, и в Программе

деятельности правительства Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 15

октября 1996 года .

Согласно Концепции государственная инвестиционная поддержка будет

предоставляться преимущественно на развитие приоритетных направлений в

экономике . При этом направлениями приоритетного инвестирования являются

развитие топливно-энергетического комплекса и внедрение энерго- и

ресурсосберегающих технологий , социальная сфера , расширение и наращивание

объемов производства товаров широкого потребления и услуг населению , а

также конкурентно-способной продукции, которая предназначается на экспорт

, развитие агропромышленного комплекса , ускорение развития медицинской и

микробиологической промышленности ; преодоление последствий Чернобыльской

катастрофы .

Органами государственного управления общей компетенции , в функции которых

входит управление иностранным инвестированием , в Украине являются Кабинет

Министров Украины и местные государственные администрации .

Президент также принимает активное участие в осуществлении государственного

управления иностранным инвестированием в Украине. Так, согласно Указа

Президента Украины от 08.08.1995г. N 719/95 создана Украинская

государственная кредитно- инвестиционная компания.С целью подготовки

предложений по обеспечению благоприятных условий для развития экономики

Украины, ускорения и интеграции в мировую экономику и привлечения

иностранных инвестиций при Кабинете Министров Украины создан

Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украине (

Указ Президента Украины от 27.01.1996г. N 90/96 ) . Указом

Президента Украины от 02.07.1996г. N 493/96 было создано Национальное

агентство Украины реконструкции и развития , в функции которого входит

формирование и реализация государственной политики по привлечению и

использованию кредитов , грантов , международной технической и гуманитарной

помощи , иностранных инвестиций . Указы Президента также регламентируют

отдельные вопросы в сфере налогообложения , таможенного контроля ,

валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности, которые

безусловно распространяются и на деятельность иностранных инвесторов.

В аппарате Кабинета Министров Украины функции по управлению

иностранным инвестированием непосредственно выполняет отдел иностранных

инвестиций и свободных экономических зон , который организационно

входит в состав Главного управления по вопросам внешнеэкономических

связей.

В полномочия местных государственных администраций входят: разработка

программ социально-экономического развития соответствующих территорий,

внесение предложений по созданию свободных экономических зон, содействие

созданию предприятий с иностранными инвестициями , осуществление

управления инвестиционной деятельностью , в том числе и при участии

иностранных инвесторов, вынесение на рассмотрение соответствующих органов

предложений по привлечению иностранных инвестиций к экономическому

развитию соответствующих административно-территориальных единиц ,

обязательная регистрация иностранных инвестиций, ведение их учета ,

проведение на местном уровне переговоров с потенциальными стратегическими

инвесторами , учет части иностранных инвестиций при составлении местных

бюджетов и т.д.

Органами функциональной ( межотраслевой ) компетенции , в функции

которых той или иной мерой входит управление процессом привлечения и

использования иностранных инвестиций , являются : Валютно - кредитный совет

при Кабинете Министров Украины , Министерство внешних экономических связей

и торговли Украины, Министерство экономики Украины , Министерство

финансов Украины , Министерство иностранных дел Украины , Украинская

государственная кре -

дитно-инвестиционная компания, Национальное агенство Украины реконструкции

и развития , Фонд государственного имущества Украины, Государственный

таможенный комитет Украины и Главная налоговая администрация Украины. Они

имеют полномочия надведомственного (межотраслевого) характера. Их

деятельность заключается не просто в выполнении специальных функций, а и в

функциях координирующего содержания.

Следует отметить ,что, хотя за последние годы система

государственного управления иностранным инвестированием в Украине не раз

подвергалась изменениям , но , как правило , эти шаги являются

недостаточно дальновидными и соответственно, малоэффективными . Так ,

например , анализ заданий новоиспеченного Националь-ного агенства

Украины реконструкции и развития , которое имеет статус министерства и

является правопреемником ликвидированного Агенства координации

международной технической помощи показывает , что по сути создан

аналогичный орган государ-ственной исполнительной власти . Это

свидетельствует о том, что в государственном регулировании всех видов

внешних поступлений в экономику Украины (иностранных инвестиций,

иностранных кредитов и технической помощи) вновь пришли к тому, что было

наработано ранее, в частности - к объединению функций государственного

управления в упомянутых направлениях в рамках одного министерства.

В разделе II Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования"

устанавливаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций .

Анализируя содержание упомянутого раздела , можно сделать важный

практический вывод о том , что субъектом , который получает

государственные гарантии по защите иностранных инвестиций , является

иностранный инвестор , а не предприятие с ино-странными инвестициями .

Эта особенность является очень важной при разрешении вопроса о гарантиях

от смены законодательства. Эти гарантии обеспечивают обеспе-чивают в

случае изменения условий защиты иностранных инвестиций применение к ним

на протяжении 10 лет специального законодательства об иностранных

инвестициях , которое действовало в момент регистрации иностранной

инвестиции , то есть речь идет о гарантиях уважения права собственности

иностранных инвесторов . Однако в отношении налоговых льгот эти гарантии

не действуют .

Законодательством Украины предусмотрены следующие государственные гарантии

защиты иностранных инвестиций :

1. Гарантии от принудительного изъятия иностранных инвестиций (за

исключением случаев выполнения спасательных работ в случае стихийного

бедствия , аварий , эпидемий и чрезвычайных ситуаций) , а также

незаконных действий государственных органов и их должностных лиц .

2. Гарантии компенсации и возмещения ущерба иностранным инвесторам (включая

упущенную выгоду и моральный ущерб , причиненный им вследствие

действий, бездействия или ненадлежащего выполнения государственными

органами Украины своих обязанностей).

3. Гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности (т.е. право

на возврат не позднее , чем через 6 месяцев со дня прекращения деятельности

, инвестиций в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.