ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ
проф. БРЮХОВЕЦКИЙ И.Н.
ГАЛИНСКИЙ Д.М.
Для осуществления преобразований в экономике Украины
требуются значительные капитальные вложения. Ситуация осложняется тем, что
проблему инвестирования хозяйственных комплексов приходится решать в
условиях экономического кризиса, когда “замораживание” средств, при
реализации конкретных проектов очень негативно влияет на эффективность
функционирования всей экономической системы.
Потребность в инвестициях для реформирования и перестройки экономики
постоянно возрастает вследствие необходимости обновления действующих
производственных фондов. В такой ситуации при практически полном
отсутствии собственных средств, приобретают значение иностранные
инвестиции, как дополнительный не инфляционный источник финансирования.
Общий объем только первоочередных иностранных инвестиций в нашу экономику
составляет более 40 миллиардов долларов США. Однако , инвестиционный
процесс в Украине тормозится рядом субъективных и объективных факторов,
среди которых политическая и экономическая нестабильность, частые
изменения законодательства , медленные темпы приватизации, нерешенность
вопросов земельной собственности и т.п. . Все это требует от
Правительства Украины проведения выверенной , научно-обоснованной и, в
то же время , активной инвестиционной политики, основой которой должно быть
в первую очередь создание четкой и стабильной нормативно-правовой базы
хозяйственной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов.
Насколько соответствует данное определение украинским условиям, и
попытается ответить автор в данной статье.
Государственное управление иностранным инвестированием в Украине. В Украине
порядок государственного управления инвестиционной деятельностью и
иностранным инвестированием, как ее составной частью, изложены в
Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условии рыночной
трансформации экономики, утвержден ной Постановлением Кабинета Министров
Украины от 1 июня 1995 года N 384 , где иностранные инвестиции
упоминаются наравне с другими источниками инвестирования, и в Программе
деятельности правительства Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 15
октября 1996 года .
Согласно Концепции государственная инвестиционная поддержка будет
предоставляться преимущественно на развитие приоритетных направлений в
экономике . При этом направлениями приоритетного инвестирования являются
развитие топливно-энергетического комплекса и внедрение энерго- и
ресурсосберегающих технологий , социальная сфера , расширение и наращивание
объемов производства товаров широкого потребления и услуг населению , а
также конкурентно-способной продукции, которая предназначается на экспорт
, развитие агропромышленного комплекса , ускорение развития медицинской и
микробиологической промышленности ; преодоление последствий Чернобыльской
катастрофы .
Органами государственного управления общей компетенции , в функции которых
входит управление иностранным инвестированием , в Украине являются Кабинет
Министров Украины и местные государственные администрации .
Президент также принимает активное участие в осуществлении государственного
управления иностранным инвестированием в Украине. Так, согласно Указа
Президента Украины от 08.08.1995г. N 719/95 создана Украинская
государственная кредитно- инвестиционная компания.С целью подготовки
предложений по обеспечению благоприятных условий для развития экономики
Украины, ускорения и интеграции в мировую экономику и привлечения
иностранных инвестиций при Кабинете Министров Украины создан
Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украине (
Указ Президента Украины от 27.01.1996г. N 90/96 ) . Указом
Президента Украины от 02.07.1996г. N 493/96 было создано Национальное
агентство Украины реконструкции и развития , в функции которого входит
формирование и реализация государственной политики по привлечению и
использованию кредитов , грантов , международной технической и гуманитарной
помощи , иностранных инвестиций . Указы Президента также регламентируют
отдельные вопросы в сфере налогообложения , таможенного контроля ,
валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности, которые
безусловно распространяются и на деятельность иностранных инвесторов.
В аппарате Кабинета Министров Украины функции по управлению
иностранным инвестированием непосредственно выполняет отдел иностранных
инвестиций и свободных экономических зон , который организационно
входит в состав Главного управления по вопросам внешнеэкономических
связей.
В полномочия местных государственных администраций входят: разработка
программ социально-экономического развития соответствующих территорий,
внесение предложений по созданию свободных экономических зон, содействие
созданию предприятий с иностранными инвестициями , осуществление
управления инвестиционной деятельностью , в том числе и при участии
иностранных инвесторов, вынесение на рассмотрение соответствующих органов
предложений по привлечению иностранных инвестиций к экономическому
развитию соответствующих административно-территориальных единиц ,
обязательная регистрация иностранных инвестиций, ведение их учета ,
проведение на местном уровне переговоров с потенциальными стратегическими
инвесторами , учет части иностранных инвестиций при составлении местных
бюджетов и т.д.
Органами функциональной ( межотраслевой ) компетенции , в функции
которых той или иной мерой входит управление процессом привлечения и
использования иностранных инвестиций , являются : Валютно - кредитный совет
при Кабинете Министров Украины , Министерство внешних экономических связей
и торговли Украины, Министерство экономики Украины , Министерство
финансов Украины , Министерство иностранных дел Украины , Украинская
государственная кре -
дитно-инвестиционная компания, Национальное агенство Украины реконструкции
и развития , Фонд государственного имущества Украины, Государственный
таможенный комитет Украины и Главная налоговая администрация Украины. Они
имеют полномочия надведомственного (межотраслевого) характера. Их
деятельность заключается не просто в выполнении специальных функций, а и в
функциях координирующего содержания.
Следует отметить ,что, хотя за последние годы система
государственного управления иностранным инвестированием в Украине не раз
подвергалась изменениям , но , как правило , эти шаги являются
недостаточно дальновидными и соответственно, малоэффективными . Так ,
например , анализ заданий новоиспеченного Националь-ного агенства
Украины реконструкции и развития , которое имеет статус министерства и
является правопреемником ликвидированного Агенства координации
международной технической помощи показывает , что по сути создан
аналогичный орган государ-ственной исполнительной власти . Это
свидетельствует о том, что в государственном регулировании всех видов
внешних поступлений в экономику Украины (иностранных инвестиций,
иностранных кредитов и технической помощи) вновь пришли к тому, что было
наработано ранее, в частности - к объединению функций государственного
управления в упомянутых направлениях в рамках одного министерства.
В разделе II Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования"
устанавливаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций .
Анализируя содержание упомянутого раздела , можно сделать важный
практический вывод о том , что субъектом , который получает
государственные гарантии по защите иностранных инвестиций , является
иностранный инвестор , а не предприятие с ино-странными инвестициями .
Эта особенность является очень важной при разрешении вопроса о гарантиях
от смены законодательства. Эти гарантии обеспечивают обеспе-чивают в
случае изменения условий защиты иностранных инвестиций применение к ним
на протяжении 10 лет специального законодательства об иностранных
инвестициях , которое действовало в момент регистрации иностранной
инвестиции , то есть речь идет о гарантиях уважения права собственности
иностранных инвесторов . Однако в отношении налоговых льгот эти гарантии
не действуют .
Законодательством Украины предусмотрены следующие государственные гарантии
защиты иностранных инвестиций :
1. Гарантии от принудительного изъятия иностранных инвестиций (за
исключением случаев выполнения спасательных работ в случае стихийного
бедствия , аварий , эпидемий и чрезвычайных ситуаций) , а также
незаконных действий государственных органов и их должностных лиц .
2. Гарантии компенсации и возмещения ущерба иностранным инвесторам (включая
упущенную выгоду и моральный ущерб , причиненный им вследствие
действий, бездействия или ненадлежащего выполнения государственными
органами Украины своих обязанностей).
3. Гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности (т.е. право
на возврат не позднее , чем через 6 месяцев со дня прекращения деятельности
, инвестиций в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты
Страницы: 1, 2, 3, 4