оговоренных в законодательстве. Также указывается, что лицензирование
данной деятельности требуется лишь когда это установлено в законодательном
порядке, полномочия по выдаче таких лицензий могут быть переданы
Федеральными органами Администрации за установленными изъятиями (оборонная
промышленность, производство и передача электроэнергии, СМИ и др.). Что
касается таможенного режима, то на территории СЭЗ устанавливается режим
свободной таможенной зоны в отношении ввоза и вывоза товаров, товары,
произведённые или переработанные в СЭЗ, в том числе и на предприятиях с
инвестированным иностранным капиталом, освобождаются от таможенных пошлин и
иных платежей, взимаемых при таможенном оформлении (кроме таможенных
сборов). То, что товар был произведён в СЭЗ подтверждается сертификатом о
его происхождении, порядок определения происхождения находится в совместном
ведении местной администрации и Государственного таможенного комитета РФ
(ГТК РФ).
Последняя, 26 статья Закона посвящена ликвидации СЭЗ, которая возможна
при невыполнении поставленных в Законе целей и задач, либо при
функционировании СЭЗ в ущерб жизненно важным интересам РФ, причём в случае
такой ликвидации хозяйствующие субъекты, в том числе и иностранные
инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями, созданные в период
действия СЭЗ, сохраняют в течение трёх лет прежние условия хозяйственной
деятельности.
Проанализировав данный, типичный для законодательства о СЭЗ Закон,
можно сделать два вывода :
Во-первых, в законодательном порядке на территории СЭЗ создан режим
наибольшего благоприятствования иностранным инвестициям (по сравнению с
национальным режимом на остальной территории страны), что выражается,
например : в освобождении произведённых и переработанных на территории СЭЗ
товаров от таможенных пошлин, неприменении к ним мер государственной
экономической политики; в льготах при налогообложении, включая налог на
переводимую за границу прибыль; в беспрепятственном переводе дивидендов и
репатриации капитала, а также в освобождении от обязательной продажи 50%
поступлений в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке РФ.
В то же время, в Законе прослеживается соблюдение и защита
государственных интересов, что явствует, например, из того, что «право
землепользования иностранным юридическим и физическим лицам, международным
организациям с участием российских и иностранных физических и юридических
лиц на территории СЭЗ предоставляется исключительно на основании договоров
аренды (без права выкупа)» ст.5 Закона.
Во-вторых, возвращаясь к теме несовершенства существующего
законодательства, хотелось бы отметить, что гораздо рациональнее было бы
использовать общий Закон «О свободных экономических зонах», учитывая
особенности каждой отдельной создаваемой СЭЗ в соглашении, заключаемом
между Правительством РФ и Администрацией региона, что позволило бы избежать
однообразного декларирования одних и тех же гарантий и постоянных ссылок на
регулирование в соответствии с законодательством РФ.
На настоящий момент на территории РФ создано и действуют более 10
свободных экономических зон (см. Приложение №2). Причины их возникновения
различны, однако едина цель - возрождение экономики этих регионов с помощью
иностранных и отечественных капиталовложений. Не думаю, что сейчас стоит
надеяться на обширные отечественные инвестиции, к сожалению, российские
предприниматели предпочитают вывозить деньги из страны, но привлечение
иностранных инвесторов в СЭЗ - реальность.
Сегодня Совет Европы даёт нашей стране за содержание законодательства
- «4», а за его исполнение - «1» по пятибалльной шкале. Совершенствование
законодательной базы (и, не в последнюю очередь, принятие Закона «О
свободных экономических зонах в РФ») и неукоснительное соблюдение и
исполнение законов - единственная возможность привлечения больших объёмов
иностранных, и, возможно, отечественных инвестиций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, рассмотрев в данной работе определённый круг проблем, связанных
с ситуацией в сфере правового регулирования иностранных инвестиций в
России, можно попытаться сделать некоторые выводы.
Налицо очевидная потребность в ускорении и завершении работы
законодательных органов по подготовке новой законодательной базы,
регулирующей процесс инвестирования в экономику России. Хочется отметить
некоторые важные положения в проекте закона "О внесении изменений и
дополнений в закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РФ", которые
направлены на улучшение инвестиционного климата для зарубежных инвесторов.
Помимо закрепления национального режима для осуществления капиталовложений
за изъятиями, которые могут быть введены только федеральными законами;
вводится пятилетняя отсрочка для применения положений новых
законодательных и правовых нормативных актов, ухудшающих условия
деятельности предприятий с иностранными инвестициями, которые действуют в
отраслях материального производства (со вкладом зарубежного партнера не
менее 100 тыс. долл. США и не менее 30% уставного капитала). Определяется
конкретный федеральный орган исполнительной власти по координации
государственной деятельности по привлечению, защите и эффективному
использованию иностранных инвестиций, являющийся, по сути, единым органом
в сфере международного инвестиционного сотрудничества. Вводится
применение поощрительной таможенной пошлины (50% от действующей ставки
ввозной пошлины и на срок до 5 лет) при ввозе товаров предприятиями с
иностранными инвестициями в случае осуществления ими инвестиционного
проекта с капитальными затратами, эквивалентными 100 млн. долл. США и
выше. Проект Закона содержит и другие перспективные положения, но это
всего лишь проект, тем более, что в процессе принятия закона возникает
необходимость компромиссов, поиск которых неизбежно отражается на
формулировках закона.
Как объект инвестиций российская экономика потенциально обладает
рядом привлекательных особенностей для иностранных компаний и
предпринимателей. Среди них - ёмкий рынок, богатые запасы природных
ресурсов, относительно квалифицированная и дешёвая рабочая сила, огромный
багаж научно-технических знаний и наличие неиспользуемых производственных
мощностей (например, бывший ВПК).
Однако, в то же время, нестабильная экономическая ситуация,
своеобразная нервозность на политической арене; несмотря на все усилия
правительства, всё же прогрессирующая инфляция, не отлаженный внутренний
механизм управления экономикой, относительная неразвитость инфраструктуры
связи, бытовых услуг и т.д. негативно отражаются на инвестиционном имидже
России.
По оценкам западных специалистов инвестиционный климат в России
рассматривается сегодня как неблагоприятный и предстоит сделать очень
многое, чтобы эти оценки поменялись на противоположные. Ведь для нашей
страны, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и стремиться
создать открытую экономическую систему, участие в процессах движения
капитала и как импортёра, и как экспортёра является вопросом стратегически
важным. Сегодня же участие России в этих процессах с трудом можно назвать
активным, а с точки зрения привлечения зарубежных капиталовложений ей
предстоит конкурировать со странами, рынки которых оказываются сейчас
более привлекательными для инвесторов, особенно со странами Латинской
Америки и азиатского региона.
В соответствии с основными целями национальной стратегии
экономического развития России, определившимися в последнее время,
органами государственной власти на различных уровнях разрабатывается
комплексная программа привлечения иностранных инвестиций. Оздоровление
экономики нашей страны прежде всего связывается со значительными вливаниями
материальных и финансовых ресурсов из-за рубежа. Поэтому так актуален и
необходим грамотный подход к регламентации, правовому регулированию
процесса привлечения иностранных инвестиций.
Обобщая практические предложения решений проблем в этой области,
наряду с необходимостью совершенствования законодательства об иностранных
инвестициях, отметим следующее:
Те экономические и правовые условия в которых действуют иностранные
инвесторы (национальный режим) должны быть радикально улучшены, в первую
очередь путем кардинального изменения налогообложения, когда собираемость
налогов должна достигаться не за счет непосильного для товаропроизводителя
налогового бремени, а за счет ускорения экономического оборота.
Необходимо создать в России устойчивую систему организаций, способных
осуществлять страхование инвестиционных рисков, из:
а) частных коммерческих страховых компаний - страховщиков иностранных
инвесторов;
б) российской государственной структуры для защиты интересов
российских предпринимателей за рубежом;
в) международной компании по страхованию иностранных инвестиций в
России.)
Помимо таких масштабных проблем хочется отметить и более узкие,
функциональные. При подготовке данной работы определенные сложности
возникли с подбором законодательных актов, регламентирующих рассматриваемые
правоотношения. Представляется целесообразной систематизация
законодательства и более широкое освещение этого вопроса в печати.
Инвестиции, как иностранные, так и отечественные, представляют собой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10