Рефераты. Правовое положение иностранных инвестиций в России






оговоренных в законодательстве. Также указывается, что лицензирование

данной деятельности требуется лишь когда это установлено в законодательном

порядке, полномочия по выдаче таких лицензий могут быть переданы

Федеральными органами Администрации за установленными изъятиями (оборонная

промышленность, производство и передача электроэнергии, СМИ и др.). Что

касается таможенного режима, то на территории СЭЗ устанавливается режим

свободной таможенной зоны в отношении ввоза и вывоза товаров, товары,

произведённые или переработанные в СЭЗ, в том числе и на предприятиях с

инвестированным иностранным капиталом, освобождаются от таможенных пошлин и

иных платежей, взимаемых при таможенном оформлении (кроме таможенных

сборов). То, что товар был произведён в СЭЗ подтверждается сертификатом о

его происхождении, порядок определения происхождения находится в совместном

ведении местной администрации и Государственного таможенного комитета РФ

(ГТК РФ).

Последняя, 26 статья Закона посвящена ликвидации СЭЗ, которая возможна

при невыполнении поставленных в Законе целей и задач, либо при

функционировании СЭЗ в ущерб жизненно важным интересам РФ, причём в случае

такой ликвидации хозяйствующие субъекты, в том числе и иностранные

инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями, созданные в период

действия СЭЗ, сохраняют в течение трёх лет прежние условия хозяйственной

деятельности.

Проанализировав данный, типичный для законодательства о СЭЗ Закон,

можно сделать два вывода :

Во-первых, в законодательном порядке на территории СЭЗ создан режим

наибольшего благоприятствования иностранным инвестициям (по сравнению с

национальным режимом на остальной территории страны), что выражается,

например : в освобождении произведённых и переработанных на территории СЭЗ

товаров от таможенных пошлин, неприменении к ним мер государственной

экономической политики; в льготах при налогообложении, включая налог на

переводимую за границу прибыль; в беспрепятственном переводе дивидендов и

репатриации капитала, а также в освобождении от обязательной продажи 50%

поступлений в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке РФ.

В то же время, в Законе прослеживается соблюдение и защита

государственных интересов, что явствует, например, из того, что «право

землепользования иностранным юридическим и физическим лицам, международным

организациям с участием российских и иностранных физических и юридических

лиц на территории СЭЗ предоставляется исключительно на основании договоров

аренды (без права выкупа)» ст.5 Закона.

Во-вторых, возвращаясь к теме несовершенства существующего

законодательства, хотелось бы отметить, что гораздо рациональнее было бы

использовать общий Закон «О свободных экономических зонах», учитывая

особенности каждой отдельной создаваемой СЭЗ в соглашении, заключаемом

между Правительством РФ и Администрацией региона, что позволило бы избежать

однообразного декларирования одних и тех же гарантий и постоянных ссылок на

регулирование в соответствии с законодательством РФ.

На настоящий момент на территории РФ создано и действуют более 10

свободных экономических зон (см. Приложение №2). Причины их возникновения

различны, однако едина цель - возрождение экономики этих регионов с помощью

иностранных и отечественных капиталовложений. Не думаю, что сейчас стоит

надеяться на обширные отечественные инвестиции, к сожалению, российские

предприниматели предпочитают вывозить деньги из страны, но привлечение

иностранных инвесторов в СЭЗ - реальность.

Сегодня Совет Европы даёт нашей стране за содержание законодательства

- «4», а за его исполнение - «1» по пятибалльной шкале. Совершенствование

законодательной базы (и, не в последнюю очередь, принятие Закона «О

свободных экономических зонах в РФ») и неукоснительное соблюдение и

исполнение законов - единственная возможность привлечения больших объёмов

иностранных, и, возможно, отечественных инвестиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев в данной работе определённый круг проблем, связанных

с ситуацией в сфере правового регулирования иностранных инвестиций в

России, можно попытаться сделать некоторые выводы.

Налицо очевидная потребность в ускорении и завершении работы

законодательных органов по подготовке новой законодательной базы,

регулирующей процесс инвестирования в экономику России. Хочется отметить

некоторые важные положения в проекте закона "О внесении изменений и

дополнений в закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РФ", которые

направлены на улучшение инвестиционного климата для зарубежных инвесторов.

Помимо закрепления национального режима для осуществления капиталовложений

за изъятиями, которые могут быть введены только федеральными законами;

вводится пятилетняя отсрочка для применения положений новых

законодательных и правовых нормативных актов, ухудшающих условия

деятельности предприятий с иностранными инвестициями, которые действуют в

отраслях материального производства (со вкладом зарубежного партнера не

менее 100 тыс. долл. США и не менее 30% уставного капитала). Определяется

конкретный федеральный орган исполнительной власти по координации

государственной деятельности по привлечению, защите и эффективному

использованию иностранных инвестиций, являющийся, по сути, единым органом

в сфере международного инвестиционного сотрудничества. Вводится

применение поощрительной таможенной пошлины (50% от действующей ставки

ввозной пошлины и на срок до 5 лет) при ввозе товаров предприятиями с

иностранными инвестициями в случае осуществления ими инвестиционного

проекта с капитальными затратами, эквивалентными 100 млн. долл. США и

выше. Проект Закона содержит и другие перспективные положения, но это

всего лишь проект, тем более, что в процессе принятия закона возникает

необходимость компромиссов, поиск которых неизбежно отражается на

формулировках закона.

Как объект инвестиций российская экономика потенциально обладает

рядом привлекательных особенностей для иностранных компаний и

предпринимателей. Среди них - ёмкий рынок, богатые запасы природных

ресурсов, относительно квалифицированная и дешёвая рабочая сила, огромный

багаж научно-технических знаний и наличие неиспользуемых производственных

мощностей (например, бывший ВПК).

Однако, в то же время, нестабильная экономическая ситуация,

своеобразная нервозность на политической арене; несмотря на все усилия

правительства, всё же прогрессирующая инфляция, не отлаженный внутренний

механизм управления экономикой, относительная неразвитость инфраструктуры

связи, бытовых услуг и т.д. негативно отражаются на инвестиционном имидже

России.

По оценкам западных специалистов инвестиционный климат в России

рассматривается сегодня как неблагоприятный и предстоит сделать очень

многое, чтобы эти оценки поменялись на противоположные. Ведь для нашей

страны, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и стремиться

создать открытую экономическую систему, участие в процессах движения

капитала и как импортёра, и как экспортёра является вопросом стратегически

важным. Сегодня же участие России в этих процессах с трудом можно назвать

активным, а с точки зрения привлечения зарубежных капиталовложений ей

предстоит конкурировать со странами, рынки которых оказываются сейчас

более привлекательными для инвесторов, особенно со странами Латинской

Америки и азиатского региона.

В соответствии с основными целями национальной стратегии

экономического развития России, определившимися в последнее время,

органами государственной власти на различных уровнях разрабатывается

комплексная программа привлечения иностранных инвестиций. Оздоровление

экономики нашей страны прежде всего связывается со значительными вливаниями

материальных и финансовых ресурсов из-за рубежа. Поэтому так актуален и

необходим грамотный подход к регламентации, правовому регулированию

процесса привлечения иностранных инвестиций.

Обобщая практические предложения решений проблем в этой области,

наряду с необходимостью совершенствования законодательства об иностранных

инвестициях, отметим следующее:

Те экономические и правовые условия в которых действуют иностранные

инвесторы (национальный режим) должны быть радикально улучшены, в первую

очередь путем кардинального изменения налогообложения, когда собираемость

налогов должна достигаться не за счет непосильного для товаропроизводителя

налогового бремени, а за счет ускорения экономического оборота.

Необходимо создать в России устойчивую систему организаций, способных

осуществлять страхование инвестиционных рисков, из:

а) частных коммерческих страховых компаний - страховщиков иностранных

инвесторов;

б) российской государственной структуры для защиты интересов

российских предпринимателей за рубежом;

в) международной компании по страхованию иностранных инвестиций в

России.)

Помимо таких масштабных проблем хочется отметить и более узкие,

функциональные. При подготовке данной работы определенные сложности

возникли с подбором законодательных актов, регламентирующих рассматриваемые

правоотношения. Представляется целесообразной систематизация

законодательства и более широкое освещение этого вопроса в печати.

Инвестиции, как иностранные, так и отечественные, представляют собой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.