Налоги и сборы иностранные граждане и лица без гражданства платят на общих
основаниях с гражданами РФ, если иное не предусмотрено
законодательством РФ.
Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ имеют право на обращение
в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им
личных, имущественных, семейных и иных прав. Процессуальные права
применяются такие же, как и к гражданам России.
Избирательного права иностранные граждане и лица без гражданства не имеют,
они не могут избирать и быть избранными в Федеральное Собрание и
другие выборные государственные органы, а также принимать участие
во всенародных голосованиях (референдумах).
Так же они не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных
Сил РФ.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства в России гарантируются
предусмотренные законом права и свободы. Они пользуются теми же правами и
свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не
вытекает из Конституции РФ, и других актов Российского законодательства.
4.2 Действия государства в отношении иностранного предпринимательства.
Давно стало истиной: предпринимательство нельзя сдерживать в каких-либо
узких границах. Оно стремится расширить свои сферы, и в этом смысле
внешнеэкономическая деятельность предприятия, акционерного общества, фирмы
вполне объяснима. Вопрос в том, как ее осуществлять? Ответ не однозначен,
поскольку именно в данной сфере требуется строго сочетать
предпринимательский интерес с национально-экономическим интересом.
Законодательство обеспечивает это сочетание. Зарубежным предпринимателям
надо гарантировать выгодные условия инвестирования, передачи передовой
технологии и управленческого опыта.
Нужно иметь в виду три основных государственных регулятора деятельности
иностранных предпринимателей:
а) установление органами федерации и ее субъектов квот на экспорт
определенных видов продукции;
б) регулирование таможенного режима перемещения товаров в соответствии с
Таможенным кодексом, Законом "О таможенном тарифе" и соответствующими
актами Правительства Российской Федерации и Государственного таможенного
комитета;
в) валютное регулирование.
Юридическим лицам с иностранным участием предоставляется право
самостоятельно решать вопросы, связанные с условиями найма, увольнения,
режима труда, а также представления льгот, гарантий и компенсаций всем
работникам предприятия.
4.2.1. Гарантии государства.
Осуществление инвестиций связано с определенным риском для иностранного
предпринимателя. Возможность таких рисков, часто именуемых
"некоммерческими", увеличивается при политической и экономической
нестабильности в принимающей стране, при возникновении вооруженных
конфликтов, введении чрезвычайного положения и т.п.
Особо опасна для любого инвестора национализация, т.е. возможность
отчуждения его собственности и переход его в собственность государства,
применение иных принудительных мер. К сожалению, нужно отметить, что многие
из западных фирм в свое время лишились капиталов в нашей стране.
Все это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым установление
определенных гарантий как во внутреннем законодательстве, так и в
международных договорах. Во внутреннем законодательстве положения о
гарантиях формулируются в законах об инвестиционной деятельности, в законах
и декретах об иностранных инвестициях, других законодательных актах.
Общее представление о гарантиях дает следующий перечень предусмотренных
российским законодательством гарантий иностранных инвестиций:
- гарантии от изменения законодательства;
- гарантии от национализации и реквизиции;
- гарантии при прекращении инвестиционной деятельности;
- гарантии перевода платежей в иностранной валюте, доходов;
- сумм, полученных при исполнении договорных обязательств;
- сумм, полученных в связи с ликвидацией или продажей;
- компенсаций при национализации или ревизии;
- компенсаций при возмещении убытков;
- гарантии использования прибылей в национально валюте каждого государства.
В отношении иностранных предпринимателей из стран, с которыми заключены
двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, будут применяться
положения о режиме инвестиций, установленные этими соглашениями.
Гарантируя предоставление иностранным инвесторам благоприятного режима,
государство обязуется обеспечивать в отношении их капиталовложений
и связанной с ними деятельности справедливый и равноправный режим.
Соответствующая норма соглашений имеет во многом декларативный характер. В
ней выражено стремление государства поощрять иностранные инвестиции, а
также благожелательно и не дискриминационно относиться к иностранным
предпринимателям в части их прав на владение, управление,
распоряжение и ликвидацию капиталовложений. Данное обязательство
содержится в тех положениях соглашений, где речь идет о
представлении иностранным инвесторам режима наибольшего благоприятствования
или национального режима. О режиме наибольшего благоприятствования
говорится в соглашениях с Великобританией, ФРГ, Швейцарией, Испанией,
Канадой, Францией, Бельгией, Нидерландами, Италией, Австрией, Турцией,
Кореей, Китаем, Финляндией и других государств.
Например, статья 3 Договора с ФРГ предусматривает обеспечение на территории
каждой из стран режима не менее благоприятного, чем в отношении
капиталовложений инвесторов третьих государств. Национальный режим не
исключает создание в определенных случаях льготного режима, установление
отраслей и видов производства, приоритетных для привлечения иностранного
капитала. В этих областях иностранные предприниматели могут получать
дополнительные льготы.
4.2.2. Налогообложение иностранных предпринимателей.
Переход к политики рыночной экономики затронул, прежде всего сферу
налогового законодательства. В России именно законодательство о налогах, а
не об иностранных инвестициях стало доминировать в области инвестиционного
налогообложения. Был принят целый пакет налоговых законов: 27 декабря 1991
г. - Закон "Об основах налоговой системы в РФ" (последнее изменение 1 июля
1994 г.) и Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (посл.
изм. 31 декабря 1995 г.). До этого 13 декабря 1991 г. был принят Закон "О
налоге на имущество предприятий" (посл. изм. 22 августа 1995 г.) и 7
декабря - Закон "О подоходном налоге с физических лиц" (действующая
редакция - 21 июня 1996 г.).
Для российского законодательства характерна непоследовательность в
предоставлении льгот иностранным инвесторам. Так, в области налогового
законодательства первоначально предусматривалось освобождение
предприятий с иностранными инвестициями в течение двух лет от уплаты
налога на прибыль с момента получения объявленной прибыли
("налоговые каникулы") и некоторые другие налоговые льготы. Эти льготы
были отменены, а затем "налоговые каникулы" были восстановлены, но
только для предприятий, действующих в сфере материального
производства и зарегистрированных до 1 января 1992 г.
Наряду с лишением налоговых льгот в последние годы увеличилось как число
налогов, так и размер налогообложения. Об этом могут свидетельствовать
следующие данные, касающиеся предприятий с иностранными инвестициями в
нефтяной отрасли в России. Количество налогов с 1989 г. по 1993 г.
увеличилось с 3 до 9, размер подоходного налога увеличился с 25 до 32%. Был
введен налог на добавленную стоимость (28% на инвестиции и кредиты), налог
на экспорт (не менее 15%).
Применительно к нефти на смену незначительного налога на экспорт пришел
весьма высокий экспортный тариф в 30 ЭКЮ с тонны нефти, были введены такие
новые налоги и сборы, как налог на пользование недрами, сборы на услуги
порта, дорожный налог и другие. В Москве подоходный налог с предприятий
возрос до 38%.
Следует отметить, что в области налогообложения иностранных инвестиций
существенную роль играют двусторонние международные договоры об избежании
двойного налогообложения.
Рассмотрим подробнее начисление налога на прибыль, а также понятие
"налоговые каникулы". В настоящее время действует общая налоговая ставка -
32%, по прибыли от посреднических операций - 45%.
"Налоговые каникулы" действуют два года с даты регистрации для предприятий
следующих профилей: производство сельскохозяйственной продукции, товаров
народного потребления, стройматериалов,
строительные и ремонтно-строительные предприятия. Льгота применяется, если
выручка от перечисленных видов деятельности превышала 70% выручки от
реализации всей продукции (работ, услуг).
Принятое в 1991 году новое налоговое законодательство отменило эту льготу.
Верховный Совет постановлением от 10 июля 1992 г. Кроме того, льгота
распространялась на предприятия, в уставном капитале которых доля
иностранных инвестиций составляет более 30%, и на полностью принадлежащие
иностранным инвесторам предприятия, которые действуют в сфере материального
производства.
В Законе "Об иностранных инвестициях в РФ" предусмотрено, что для
предприятий с иностранными инвестициями, которые действуют в приоритетных
отраслях экономики и в отдельных регионах, может устанавливаться льготный
порядок налогообложения. Но эта возможность пока не реализована. Указом от
23 мая 1994 г. N 2004 "О некоторых вопросах налоговой политики" было
установлено, что предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5