ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Реферат
На тему:
«Особенности работы
иностранного предприятия в России»
Выполнил:
Слушатель
факультета МКФ в/о
Гаврилов Л.Г.
Москва, 1999 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. История развития иностранного предпринимательства в России.
3. Начало работы и регистрация иностранного предприятия:
4. Факторы - условия особенностей работы предприятия:
4.1 Организационно-правовые условия.
4.1.1 Правовое положение и статус иностранных предпринимателей в России.
4.2 Действия государства в отношении иностранного предпринимательства.
4.2.1. Гарантии государства.
4.2.2. Налоги и налогообложение иностранных предпринимателей в России
4.3. Субъективный фактор или разница менталитета-психологии работы.
4.3.1. Из практики: «Правила работы в иностранной компании».
5. Немного статистики.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
1.Введение.
Переход к рыночной экономике в России неразрывно связан с развитием
предпринимательства как профессионально осуществляемой хозяйственной
деятельности, направленной на получение прибыли. В условиях интенсивно
развивающейся предпринимательской деятельности, в частности, иностранного
предпринимательства, хотелось бы рассмотреть весь спектр российских
особенностей данной деятельности, этому, и посвящена данная работа.
2. История развития регулирования иностранного предпринимательства в
России.
Становление иностранного предпринимательства потребовало существенного
изменения правового регулирования хозяйственной деятельности. За
последние годы были изданы многие законы и нормативные акты,
создающие юридические условия для развития предпринимательства.
Современное законодательство в области иностранного предпринимательства
прошло несколько этапов в своем развитии. На первом этапе
законодательство допускало инвестирование капитала только из стран -
членов СЭВ и только лишь путем создания так называемых совместных
хозяйственных организаций (СХО).
На втором этапе развития законодательства об иностранных инвестициях стало
возможным привлечение иностранного капитала не только из социалистических
стран, но также и из капиталистических и развивающихся стран. Единственно
возможной формой инвестирования капитала из-за рубежа являлось учреждение
совместного предприятия (СП). При этом сохранялся различный правовой режим
для СП с участием организаций из социалистических государств и для СП с
участием капитала фирм из капиталистических и развивающихся государств. В
соответствии с Постановлением Совета Министров СССР N 48 под совместными
предприятиями понимались исключительно право субъектные организации,
учреждаемые на основании договора, заключаемого между участниками СП, и
действующие в соответствии с уставом. Такое понимание категории "совместное
предприятие" не вполне соответствует западному пониманию категории
"joint venture". В частности, в американской практике под совместным
предприятием понимается не создание новой компании - самостоятельного
юридического лица, а совместная деятельность в виде осуществления
координационных мероприятий на рынке. Столь своеобразное понимание
категории "совместное предприятие", отличное от принятого за рубежом,
являлось прямым следствием необходимости интегрирования предприятия с
участием иностранного капитала в командно - административную систему.
Третий этап характеризуется дальнейшим развитием законодательства СССР. На
этом этапе регулирование пошло уже не по пути регламентации деятельности
СП, а по пути расширения сферы применения законодательства. Отметим,
что расширение сферы регулирования было скорее декларативным и носило
в значительной степени нормальный характер. Речь идет об Указе Президента
СССР от 26 октября 1990 г., согласно которому иностранные предприниматели
могли осуществлять инвестиции путем долевого участия в предприятиях,
организуемых совместно с советскими юридическими лицами и гражданами.
Разрешалось также приобретение имущества, акций и других ценных бумаг, прав
пользования землей и других имущественных прав. Формальность расширения
сферы регулирования в рассматриваемой области проявилась, в частности, в
том, что единственным нововведением Указа, имевшим некоторое практическое
значение было декларирование возможности учреждения не только "предприятий
с иностранными инвестициями", но и "предприятий, в которых иностранные
инвестиции составляют 100% имущества". После принятия Указа Президента СССР
последовали разработка и принятие Основ законодательства об иностранных
инвестициях в СССР.
Основы являлись последним актом, принятым в рамках СССР, регулировавшим
вопросы, касающиеся иностранных предпринимателей. В число задач,
принимаемого правового акта входило:
1. Разграничение компетенции Союза ССР и республик в регулируемой области;
2. Обеспечение элемента единообразия в регулировании вопросов иностранных
инвестиций.
Ни первая, ни вторая задача не были выполнены, вследствие неопределенности
многих положений.
Российский Закон об иностранных инвестициях в РФ, принятый 4 июля 1991 г.,
т.е. днем раньше союзных Основ, разрабатывался и принимался с большой
поспешностью и содержит большое число заимствований из союзных Основ.
По оценкам экспертов Мирового банка реконструкции и развития, многие
средства привлечения иностранных предпринимателей, предусмотренные в
законах об иностранных инвестициях стран - членов СНГ, повторяют обычный
набор средств привлечения иностранного капитала, характерный для
развивающихся стран, с той лишь разницей, что в качестве привлечения
иностранного капитала законодатель из стран СНГ пытается использовать
политические и экономические изменения, связанные с переходом от жестко
планируемой системы регулирования экономикой к рыночной системе.
Однако на сегодняшний день, претерпев изменения и дополнения 19 июня 1995
г., Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" является основой
законодательства об иностранном предпринимательстве в России. Рассматривая
современное состояние правового регулирования данного вопроса можно
отметить Указ Президента РФ "Об основных принципах осуществления
внешнеторговой деятельности в Российской Федерации", Закон "О
предприятиях и предпринимательской деятельности в РФ", а также Закон
"О валютном регулировании и валютном контроле", который установил
право собственности на валютные ценности как резидентов, так и
нерезидентов с местонахождением вне России.
2.Начало работы и регистрация иностранного предприятия.
Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано различными
способами. Во-первых, путем его учреждения, во-вторых, в результате
приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее
учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, в-третьих, путем
приобретения такого предприятия полностью.
В принципе в России для иностранных инвестиций не установлен разрешительный
порядок. Поэтому для предприятий с иностранными инвестициями предусмотрена
нормативно - явочная система для создания предприятий такого типа. Так, в
Законе "Об иностранных инвестициях в РФ" сказано, что предприятие с
иностранными инвестициями нуждается в порядке, который предусмотрен
действующим законодательством о предприятиях и предпринимательской
деятельности, хозяйственных обществах и товариществах с учетом дополнений,
установленных Законом об инвестициях.
Что значит практически для иностранного предпринимателя выполнить
требования законов? Необходимо получить разрешение Правительства по всем
крупным инвестиционным проектам, а для этого нужно согласовать вопрос с 5-6
ведомствами, получить согласие местных органов власти. Если учитывать опыт
других стран, то разумнее установить такой порядок, когда решение принимает
один орган, который самостоятельно осуществляет все необходимые
согласования. И тогда бы на вопрос зарубежного предпринимателя, желающего
развернуть свой бизнес в России, куда ему обращаться, можно было дать
однозначный ответ: одобрение на инвестиции нужно получить в высшем
государственном органе, который занимается иностранными инвестициями.
В России общий процесс децентрализации затронул и государственную
регистрацию предприятий с иностранными инвестициями. Первоначально эта
функция возлагалась на Министерство финансов. Затем была введена
регистрация предприятий, объем иностранных инвестиций, в которых не
превышает 100 млн. рублей, правительствами республик в составе Российской
Федерации, администрациями краев и областей, автономных областей,
автономных округов, мэриями городов Москвы и Санкт-Петербурга. Предприятия
с объемом иностранных инвестиций от 100 млн. руб. до 1 млрд. руб.
регистрировались в Министерстве финансов или в уполномоченном им органе,
Комитете по иностранным инвестициям при Министерстве финансов Российской
Федерации. На основании постановления Правительства то 28 мая 1992 г. N 357
этот Комитет был обязан вести часть Государственного реестра предприятий в
отношении предприятий с иностранными инвестициями, которые создавались на
территории России. Был также установлен особый порядок регистрации
предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5