Рефераты. Иностранные инвестиции в России






нормотворчества. По-прежнему основным юридическим .документом

является не закон, а подзаконный акт. Нормативные документы не

взаимосвязаны, положения одних отменяют положения других. От

правового произвола не защищают даже указы Президента РФ. Каждая

государственная структура управления пытается толковать содержание

законов и указов с точки зрения своего ведомственного интереса.

Так, Указом Президента РФ № 1446 предусмотрено, что вновь

издаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования

на территории России предприятий с иностранными инвестициями, не

действуют в течение трех лет в отношении предприятий, существующих

на момент вступления этих актов в силу. Однако до сих пор это

положение не получило законодательного оформления.

Иностранные инвестиции на территории России пользуются полной

правовой защитой, которая обеспечивается законодательством

Российской Федерации. Правовой режим иностранных инвесторов не

может быть менее благоприятным, чем режим для имущества и

инвестиционной деятельности российских юридических и физических

лиц, т. е. им предоставляется национальный режим (за изъятиями).

Согласно ст. 7 Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР»

иностранные инвестиции в России не подлежат национализации и не

могут быть подвергнуты реквизиции или. конфискации, кроме как в

исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях,

когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случае

национализации и реквизиции иностранному инвестору выплачивается

быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Иностранные

инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную

выгоду, причиненных в результате неправомерных действий

государственных органов и должностных лиц по отношению к ним или

предприятию с иностранными инвестициями.

В целях привлечения иностранных инвестиций и повышения

эффективности их использования Указом Президента РФ от 27 сентября

1993 г. № 1466 установлено, что вновь издаваемые нормативные акты,

регулирующие условия функционирования на территории России

предприятий с иностранными инвестициями, не действуют в течение

трех лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления

в силу этих актов. Данное положение Указа не распространяется на

нормативные акты, обеспечивающие более льготные условия

функционирования на территории РФ предприятий с иностранными

инвестициями.

Все нормативные акты, как Совета Министров — Правительства РФ,

так и местных органов управления, устанавливающих дополнительные,

не предусмотренные законами РФ и указами Президента РФ ограничения

в деятельности иностранных инвесторов, на территории РФ

недействительны и не подлежат применению.

На международном уровне иностранные инвестиции в России

защищаются также двусторонними соглашениями Российской Федерации с

целым рядом зарубежных стран о взаимной защите и поощрении

инвестиций. Это предусматривает участие Российской Федерации в

межправительственных конвенциях (Нью-Йоркская конвенция о признании

и исполнении иностранных арбитражных решений 1958 г.; Вашингтонская

конвенция1965 г. об урегулировании инвестиционных споров между

государствами и физическими или юридическими лицами других

государств; Парижская конвенция об охране прав промышленной

собственности в ее стокгольмской редакции 1967 г.). Благоприятную

роль сыграло бы участие России в основных международных

организациях, обеспечивающих гарантии иностранным инвесторам.

4. Формы участия иностранного капитала в России.

Иностранный капитал в России присутствует как в

государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также

как капитал международных организаций. Иностранные инвестиции

поступают в Российскую экономику как прямые частные инвестиции в

форме портфельных инвестиций и в виде кредитов, как ссудный

капитал.

Общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику на

начало 1996 г. составил 7,86 млрд. долл. (см. табл. 1).

таблица 1

|п/п|Показатели |Объем инвестиций |

|1. |Общий объем иностранных |7,86 млрд. долл. и 1272,2 млрд. руб. |

| |инвестиций на 1 янв. 1996 г. | |

|2. |в т. ч. Объем прямых |5,53 млрд. долл. и 1032 млрд. руб. |

| |инвестиций | |

|3. |Общий объем иностранных |2,8 млрд. долл. и 850 млрд. руб. |

| |инвестиций в 1995 г. | |

|4. |в т. ч. Объем прямых |1,88 млрд. долл. и 653 млрд. руб. |

| |инвестиций | |

Одна из популярных форм привлечения прямых инвестиций в российскую

экономику — это создание предприятий с иностранными инвестициями

(ПИИ).

Предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) действуют на

территории РФ с 1987 года. Они существуют в форме совместных с

российскими учредителями предприятий, но могут полностью

принадлежать иностранным собственникам.

Совместные, или смешанные, предприятия (джойнт венчур) широко

распространены в мировой экономике. Как формам промышленного

сотрудничества и произведенной кооперации совместным предприятиям

(СП) присущи следующие экономические отличия: производство товаров

на базе объединяемой ими собственности; совместное управление

производством; раздел партнерами произведенного и коммерческого

риска предприятия и согласованный раздел прибыли предприятия.

Вкладывая свои капиталы, иностранные инвесторы стремятся к

получению преимуществ. Ими являются:

21. получение доступа к минеральным и сырьевым ресурсам;

22. проникновение на рынок, потенциально емкий, но с ограниченной

покупательной способностью, особенно в отношении импорта;

23. использование ресурсов сравнительно квалифицированной рабочей

силы при относительно низких затратах на ее воспроизводство;

24. внедрение результатов научных исследований и технических

разработок для создания новых видов товаров, обладающих

повышенной конкурентоспособностью на мировом рынке.

В свою очередь, привлекая иностранный капитал в совместные

предприятия, национальный партнер стремится: получить доступ к

зарубежной передовой технологии; пополнить внутренние источники

накопления; использовать иностранный опыт управления для повышения

эффективности производства; уменьшить неоправданный импорт и

сократить расходы в свободно конвертируемой валюте; расширить

экспорт, в особенности готовой промышленной продукции. В результате

может улучшиться сбалансирование национальной экономики.

В процессе развития совместных предприятий и предприятий с

иностранной собственностью в 90-е годы имеют место как

положительные, так и отрицательные тенденции.

Объем согласованных зарубежных инвестиций в предприятия с

иностранным участием в России на 1993 г. составил около 5 млрд дол.

США, или 45% от общей суммы их уставных фондов. Конечно, при

потребностях страны в инвестициях и возможностях инвесторов такой

объем явно недостаточен. Тем не менее существует заинтересованность

иностранных предпринимателей в расширении их деятельности в России.

Их привлекают некоторые добывающие отрасли, конверсионные оборонные

и приватизируемые предприятия, использование научно-технического

потенциала России. В то же время налицо преобладание мелких

предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) и сокращение валютной

части их уставных капиталов. Стало явным стремление большинства

иностранных инвесторов присутствовать в России в качестве

хозяйствующих субъектов, но не рисковать своим капиталом. В целом

зарубежные инвестиции в СКВ невелики. По данным Госкомстата, в 1994

году в экономику России иностранными инвесторами вложено 1,2 млрд

дол. США, в том числе 86 % составили прямые инвестиции.

Не вполне благоприятны для российской стороны и сферы

деятельности иностранных инвесторов. Так, почти 80%

зарегистрированных ПИИ намерены вести посредническую деятельность и

45%— торговую, а заниматься производством технологического

оборудования собираются лишь 20%.

С другой стороны, увеличивается количество предприятий со

стопроцентным иностранным капиталом. Их доля в числе

зарегистрированных в 1993 г. ПИИ составила )%. Изменяется география

ПИИ. Они начинают действовать не только в Москве и Санкт-

Петербурге, но и в города Урала, Сибири и Дальнего Востока. Растут

показатели объемов производства продукции и предоставления услуг,

:ширяется внешнеэкономическая деятельность ПИИ.

По данным Госкомстата, в 1994 г. в России работало 1,8 тыс.

совместных и иностранных предприятий с численностью персонала 290

тыс. человек. Из них в торговле и общественном питании работало

около 3 тыс. ПИИ, а в промышленности — 2,4 тыс. В 1994 г. доля ПИИ

в объеме российского экспорта оценивалась в 7-8%, причем в экспорте

ПИИ преобладают нефть, газ и продукты их переработки, кожевенное

сырье.

Причины того, что многие ПИИ предпочитают действовать в сфере

обращения, распределения, информации и слуг, находятся прежде всего

в общей хозяйственной ситуации в стране, при которой невыгодно и

рискованно заниматься инвестированием в производство.

Доказательством этого является то, что около 400 ПИИ, созданных в

льготных условиях хозяйствования 1987-1991 гг., успешно действуют и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.