Рефераты. Иностранные инвестиции в России






журнала «Euromoney», по уровню риска иностранных инвестиций Россия

находится на 54-м месте. Неблагоприятное состояние инвестиционного

климата в России вызвано следующими причинами:

— нестабильность экономической и социальной ситуации в стране,

высокий риск забастовок, локальных вооруженных конфликтов и т. п.;

— правовая нестабильность, сопровождающаяся принятием новых

законодательных .актов, изменением действующих; громоздкое текущее

государственное регулирование, регламентирующееся множеством

нормативных актов и инструкций, постоянный процесс их изменения;

— неотрегулированные отношения собственности, в частности на

землю, что тормозит залоговые гарантии и другие формы обеспечения

безопасности иностранных инвестиций;

— экономический кризис, сопровождающийся сокращением производства,

ростом безработицы, высоким уровнем инфляции, нестабильностью

обменного курса рубля;

—низкий уровень развития многих элементов рыночной инфраструктуры

(например, финансового рынка), слабая развитость и изношенность

производственной и транспортной инфраструктуры;

--- изменения таможенного режима;

— слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о

возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях

инвестирования;

— сильная бюрократизация страны (выражающаяся, например, в сложной

процедуре оформления предприятий с иностранными инвестициями), а

также коррупция, рэкет и иная преступность;

— высокие и многочисленные налоги и платежи и практическое

отсутствие инвестиционных льгот.

Различные показатели, характеризующие инвестиционный. климат,

могут быть сведены к обобщающим показателям и даже к единому

показателю. Это дает возможность сопоставлять основные показатели

инвестиционного климата разных стран и ранжировать различные страны

по их привлекательности для иностранных инвесторов.

Российское информационное агентство «Юниверс» оценивает

результирующий показатель инвестиционного риска в России на основе

анализа трех типов риска: 1) социально-политический риск; 2)

внутриэкономический риск; 3) внешнеэкономический риск. При этом

показатели ранжируются от 0 (лучшие) до 10 (худшие).

Совокупный риск для России в 1993 г. оценивался в 6,2 балла.

По оценке этого агентства наиболее рискованными для иностранных

инвесторов являются Северо-Кавказский регион, Уральский, Волго-

Вятский, Восточно-Сибирский регионы и Калининградская область.

С начала 1993 г. появились некоторые признаки улучшения

инвестиционного климата (так, показатель совокупного риска в мае

1993 г. составил 6,2 по сравнению с 6,3 в начале года), вызванные

следующими объективными процессами:

— стабилизация темпов инфляции, особенно в 1994 г., как результат

антиинфляционной политики российского правительства;

— наметившаяся на этой базе тенденция к снижению в 1994 г.

процентных ставок и увеличению сроков банковских кредитов;

— сохраняющийся с 1991 г. положительным текущий платежный баланс в

расчетах с зарубежными странами, а также увеличение на этой базе

официальных золотовалютных запасов России;

— нарастающая тенденция к экономической интеграции бывших союзных

республике Россией, что может позволить иностранным инвесторам

активизировать хозяйственную деятельность на рынках этих стран;

— переход от чековой приватизации к денежной, имеющей большую

привлекательность для иностранных инвесторов в силу расширения

возможностей приобретения государственной и муниципальной

собственности в России;

— уменьшение политической нестабильности в России, что выражается

прежде всего в более активном сотрудничестве парламента с

Правительством и Президентом (по сравнению с парламентом прежнего

состава), а также в смягчении противоборства между центральной и

местной властями.

По мнению Ассоциации совместных предприятий, международных

объединений и организаций (АСПМОО),для создания на территории РФ

благоприятного инвестиционного климата нужны определенные

законодательные нововведения, а именно:

четкое закрепление в Гражданском кодексе гарантий защиты всех видов

частной собственности, прав и свобод предпринимателей, гарантий

возмещения ущерба при посягательстве на эти права;

2. отмена нетарифных и тарифных ограничений экспорта

собственной продукции ПИИ и импорта сырья, материалов,

комплектующих для их производственной деятельности;

3. установление для ПИИ налоговых, каникул на срок 3-5 лет в

приоритетных отраслях деятельности;

4. на период возврата инвестиций освобождение от

налогообложения доходов и прибыли ПИИ,

5. экспортирующих не менее 50% товаров, изготовленных с

использованием российской интеллектуальной собственности;

6. устранение опережающего налогообложения доходов и прибыли

предприятий всех форм собственности;

7. существенное снижение общего уровня налоговых изъятий

предпринимательских доходов, с целью создания

инвестиционного потенциала самих предприятий;

8. устранение налогообложения "сверхнормативного" уровня

оплаты труда, расходов на рекламу, подготовку кадров

предприятий рыночного сектора;

9. реальное введение норм банкротства для предприятий всех

форм собственности с максимальной защитой интересов

владельцев капитала этих предприятий.

Осуществление этих мер могло бы реально повлиять на улучшение

инвестиционного климата в РФ при условии, что произойдет

политическая и социальная стабилизация, гарантирующая

предсказуемость экономической политики для российских и зарубежных

предпринимателей. В связи с этим особую актуальность приобретает

решение проблемы 1 утечки капиталов из РФ.

В условиях острого инвестиционного кризиса и трудностей по

обслуживанию внешнего долга из России ведется широкомасштабный

экспорт капитала. Его объем в последние годы составлял около 1 млрд

дол. США в месяц. После временного замедления летом 1993 г. он

снова возрос и в 1994 г. достиг уже 2 млрд дол. США в месяц. Общий

объем утечки капитала из РФ с 1990 г., по данным вашингтонского

Института международных финансов, составил 30 млрд дол. США.

Считается, что, если бы эти деньги были помещены в национальную

экономику, они смогли бы привлечь из-за рубежа еще 30 млрд

инвестиций. За всем этим стоит и "недополучение" широкого круга

внешнеэкономических факторов развития производства, и падение

доверия потенциальных иностранных инвесторов. В частности, тревогу

выражают Всемирный банк и МВФ, опасаясь, что часть средств,

выделяемых России, может оказаться на счетах иностранных банков.

Положение с утечкой капитала из России напоминает ситуацию в

странах Латинской Америки в начале 80-х годов, когда они боролись с

кризисом платежей по внешним долгам.

2. Необходимость иностранных инвестиций в экономику России

Экономическая жизнь индустриальной России во многом

определяется оборотом промышленного капитала, связанного с

инвестиционным циклом. Помимо внутренних инвестиций, являющихся

основным мотором инвест-цикла, Россия с конца 80-х годов пытается

активно использовать и иностранные инвестиции (ИИ).

Использование иностранных инвестиций является объективной

необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в

международном разделении труда и переливом капитала в свободные

отрасли предпринимательства.

В 1993 г. финансовый капитал в мире составлял огромную

величину — 3 трлн. долл. Эти деньги — основа мирового финансового

рынка, опоясывающего весь земной шар. Как привлечь эти средства в

экономику России? И нужно ли их привлекать?

Официальная точка зрения: следует активно привлекать

иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный

климат. В то же время существуют и мнения о нежелательности

широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику.

Крайним выражением подобной точки зрения является тезис об угрозе

«распродажи России» международным монополиям. Как правило,

глубокого экономического анализа за этими высказываниями не стоит.

Скорее, они используются как пропагандистский лозунг в борьбе с

политическими оппонентами.

Другой, более логичной позицией являются взгляды тех

предпринимателей, которые в неконтролируемом притоке иностранного

капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской

промышленности. К тому же они не согласны с низкой ценой

предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в

которых участвуют иностранцы. В США и Европе аналогичные объекты

стоят гораздо дороже. От таких мнений не стоит отмахиваться. И все

же объективные законы мировой экономики, опыт международной

миграции капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять

в стороне от этого процесса.

Как свидетельствует практика, мировое хозяйство не может

эффективно функционировать без перелива капитала в мировом

масштабе, без его постоянной миграции. Это объективная

необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного

мирового хозяйства и международных экономических отношений.

Поставив цель интегрироваться в мировое хозяйство, провозглашая

принципы следования идеям открытой экономики, нельзя не признать

объективности процессов вывоза капитала из России и его импорта в

Россию.

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.