инвестиции как фактор:
1) ускорения экономического и технического прогресса;
2) обновления и модернизации производственного аппарата;
3) овладения передовыми методами организации производства;
4) подготовка кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
К тому же в условиях инвестиционного кризиса в России
привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от
эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом
результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной
хозяйственной системы к другой требуется огромное количество
инвестиций для обеспечения такого перехода.
Специфические условия нашей страны делают этот процесс не
имеющим аналогов в мире. (Пожалуй, лишь Китай с его огромным
населением и обширной территорией мог бы служить в качестве примера
привлечения иностранного капитала.)
Проблемная специфика России выражается прежде всего в: 1)
обширности территории, неразвитости коммуникационной структуры;
2) наличии устаревшего производственного аппарата;
3) гипертрофированности военно-промышленного комплекса (ВПК) при
отсутствии целого ряда производств, необходимых для нормальной
гражданской экономики;
4) слабом развитии сельского хозяйства.
Для перестройки всего народнохозяйственного комплекса на
рыночную основу, модернизации экономики, усиления ее социальной
ориентации требуются огромные капиталовложения. Между тем в
условиях глубокого кризиса, характерного для переходного периода, в
котором находится Россия, капитальные вложения в 1991-1994 гг., за
счет всех источников, сократились на две трети (при падении
валового внутреннего продукта на одну треть).^ Конечно, наивно
думать, что иностранные капиталы смогут утолить весь наш
инвестиционный голод в полной мере. Однако в определенной степени,
в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства
это сделать, видимо, возможно.
Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по
оценке американской консалтинговой компании «Эрнст и Янг», нужно
привлечь 200-300 млрд. долл. Только одному топливно-энергетическому
комплексу России для преодоления кризисных явлений потребуется 100-
140 млрд. долл. Для замены и модернизации активной части
производственных фондов нужно ежегодно привлекать 15-18 млрд. долл.
Для этого необходимо перераспределять в пользу нашей страны
примерно десятую часть международных прямых инвестиций. Реально
Россия будет конкурировать на уровне предложения капиталов объемом
40 млрд. долл. К тому же и «переварить» ежегодно она сможет в
лучшем случае 40-50 млрд. долл. Но это в том случае, если ей
предложат такой объем инвестиций.
По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России
придется конкурировать за более скромный объем иностранного
капитала, где-то в пределах 10 млрд. долл. (см. схему 1).
схема 1
Конкурентная зона России на мировом
рынке прямых инвестиций ( 90 - е годы )
Мировой поток прямых инвестиций
|Промышленно развитые |Развивающиеся |
|страны |страны ( 20 - 25 %, |
|( 75 - 80 %, рост ) |снижение ) |
| | |
|10 передовых стран |Остальные развивающиеся |
|Юго - Восточной Азии |страны ( 25 %, снижение ) |
|и Латинской Америки | |
|( 75 %, рост ) | |
|Государства |Развивающиеся страны |
|Ближнего и Среднего |с традиционный |
|Востока ( рост ) |“ колониальной “ |
| |экономикой ( снижение ) |
|Беднейшие |Конкурентная |
|развивающиеся |зона России |
|страны ( рост ) |( 5 - 6 %, снижение ) |
Имея множество альтернативных предложений на более
благоприятных, чем в России, условиях, иностранный капитал не
спешит и не будет спешить инвестировать в российскую экономику.
Ближайшие соседи России, будучи более расторопны, перехватывают
потоки западных инвестиций. Так, например, Венгрия, Польша, Чехия,
как отмечалось выше, получили значительную часть иностранных
инвестиций с начала 90-х годов. И хотя по абсолютной сумме
иностранных инвестиций Россия занимает 2-е место после Венгрии, это
не должно вводить в заблуждение. В Венгрии уже 17% предприятий
имеют в своем капитале иностранную долю, а в странах бывшего СССР —
только 0,2%.
3. Правовое регулирование и правовая защита иностранных
инвестиций.
В Законе "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 мая 1991
года определены следующие общие положения об иностранных
инвестициях.
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и
интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в
объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях
получения прибыли (дохода).
Иностранными инвесторами в РФ могут быть:
10. иностранные юридические лица, включая, в частности, любые
компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации,
созданные и правомочные осуществлять инвестиции в
соответствии с законодательством страны своего
местонахождения;
11. иностранные граждане, лица без гражданства, советские
граждане, имеющие постоянное местожительство за границей,
при условии, что они зарегистрированы для ведения
хозяйственной деятельности в странах их гражданства или
постоянного местожительства;
12. иностранные государства; международные организации.
Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование
на территории РФ путем:
13. долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с
юридическими лицами и гражданами РФ;
14. создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным
инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
15. приобретения предприятий, имущественных комплексов,
зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев,
акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного
имущества, которые в соответствии с действующим на
территории РФ законодательством могут принадлежать
иностранным инвесторам;
16. приобретения прав пользования землей и иными природными
ресурсами;
17. иной деятельности по осуществлению инвестиций, не
запрещенной действующим на территории РФ
законодательством, включая предоставление займов,
кредитов, имущества и имущественных прав.
Иностранные инвестиции на территории РФ могут вкладываться в
любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций
законодательством. Они могут включать в себя новь создаваемые и
модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех
отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые
денежные средства, научно-техническую продукцию, права на
интеллектуальные 1енности, имущественные права.
Для иностранного капитала разрешаются все сферы деятельности,
кроме тех, которые сохранены исключительно для государственных
предприятий. Банковская и страховая деятельность, а также покупка
государственных ценных бумаг требуют представления лицензий. В
отношении земли и природных ресурсов предусматривается только право
пользования.
В России существует ряд изъятий для иностранцев в процессе
приватизации. Среди них:
18. недопущение преобразования государственных и
муниципальных. предприятий в акционерные общества
закрытого типа, а именно в них и хотят участвовать
иностранцы;
19. иностранные инвесторы допускаются только через аукционы,
конкурсы и торги, следовательно, не могут приобретать
акции открытых акционерных обществ, покупать ликвидируемые
предприятия или выкупать арендованное имущество;
20. прямая продажа иностранцу госимущества разрешается лишь в
том случае, если он является единственным участником
аукциона и торгов, а это практически маловероятно.
Льготы предприятиям начинаются лишь с уровня иностранного
участия на 30%, что означает, что портфельные вложения менее 30%
уставного капитала оказываются в невыгодном положении.
В России воспроизводится стандартный набор гарантий
иностранному капиталу — отказ от конфискации, национализация лишь
при компенсации, свобода вывоза прибыли и имущества в случае
ликвидации предприятия и т.д. Однако вопросы практического
обеспечения этих гарантий разработаны слабо. Здесь используются
ссылки на гарантии правительства, а в ряде случаев на международное
право (приоритет положениям международных договоров над
национальным инвестиционным законодательством).
Разрешено предоставление дополнительных льгот иностранным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7