Рефераты. Иностранные инвестиции






развиваются с меньшей активностью; если же экономическая политика страны

ориентирована на внешнюю экономику и делаются попытки как можно меньше

вмешиваться в управление ОЭЗ, создаются благоприятные условия для притока

зарубежных инвестиций.

Для нас весьма актуален опыт Китая, где введение рыночных элементов в

экономике и открытость по отношению к зарубежным партнерам стали важнейшими

целями правительства КНР. К началу 80-х годов были созданы 4 ОЭЗ –

Шеньчжень, Джухай, Шаньжоу и Сяньмынь, в середине 80-х экономически

открытыми стали 14 приморских городов и остров Хаймынь. В дальнейшем в

открытые экономические районы были преобразованы местности в долине Янцзы и

Джудзян, полуостров Фудзям, открытыми экономическими областями стали,

также, полуострова Шаньдунь и Лаодунь, а к концу 80-х были приняты решения

сделать остров Хаймынь провинцией и превратить его в крупнейшую в Китае

ОЭЗ, провинции Гуандун, Фудзянь, дзянсу были объединены в одну из

крупнейших экспериментальных экономических зон, одновременно была заново

сформулирована стратегия развития приморских районов с тем, чтобы и далее

расширять открытость экономики. Таким образом, была создана

экспериментальная экономическая область с населением более 100 млн.

человек, которую в Китае образно называют “открытым окном”. Целью его

создания является использование иностранного капитала и современной

зарубежной технологии, создание на этой основе крупного экспортного сектора

экономики.

По оценкам специалистов, опыт создания ОЭЗ в Китае можно рассматривать

как весьма успешный, учитывая, что за 10 лет, прошедших с момента решения

об их создании (1979 год), иностранные инвестиции в ОЭЗ составили 2,5 млрд.

долларов. Что соответствует ј всех иностранных инвестиций в Китае за

указанный период 1.

Одной из причин зарубежной инвестиционной активности стала то, что в

юго-восточной Азии 30 млн. китайцев живут за пределами своей страны и

зачастую ведут успешную предпринимательскую деятельность, или, как это

характерно для Гонконга или Макао, ориентируются на китайский материк.

Действительно, в числе предприятий, вкладывающих деньги в китайские ОЭЗ, на

первом этапе преобладали предприятия из юго-восточной Азии , лишь позже

появились американские, европейские, а вслед за ними и японские

предприятия.

Ведущей целью создания ОЭЗ в странах лидерах мировой индустрии является

упрощение вывода национальных концернов на внешние рынки, что и находит

выражение в формировании зон свободной торговли. Их максимальное число

(более 130) зафиксировано в США. На их территории экспортную продукцию

комплектуют импортными узлами, не облагаемыми пошлинами, получают

маркетинговые и инжиниринговые услуги, осуществляют факторинг.

В 1988 г. на Окинаве появилась первая в Японии зона свободной торговли.

В последнее десятилетие весьма динамичны ОЭЗ научно-технической

направленности, в том числе технополисы типа Кремниевой долины в

Калифорнии (США), обеспечивающие наращивание научно-промышленного

потенциала и сокращение периода внедрения открытий в производство.

Для развивающихся стран ОЭЗ открывают возможности присоединиться к “новым

индустриальным державам”, создать новые рабочие места, перенять технологии,

привлечь иностранный капитал. После бума ОЭЗ к середине 80-х годов в почти

50 развивающихся странах насчитывается свыше 110 таких зон с числом занятых

в диапазоне сотен-десятков тысяч человек 1. Так ОЭЗ Тайваня дала 70 тыс.

дополнительных рабочих мест и свыше Ѕ всех валютных поступлений. В Маврикии

за счет ОЭЗ практически полностью (с 23 % до 4 %) ликвидирована

безработица, а в отраслях НТР даже ощущается нехватка профессионалов -

рабочих и ученых. В Ирландии ОЭЗ обеспечивает занятость 8 работников и 20 %

промышленного экспорта. К началу 90-х годов только экспортно-

производственных зон в развивающихся странах насчитывалось свыше 200, до

100 – формировались и еще 50 были в стадии разработки; общий экспорт из них

оценивался в 13-15 млрд. долларов, а численность занятых превышала 1,5 млн.

человек 2.

В последнее время значительное распространение получила такая форма

иностранного инвестирования, как создание и функционирование совместных

предприятий (СП), особенно в станах СНГ. СП – форма сотрудничества

партнеров из нескольких стран, объединяющих свой капитал для осуществления

совместной производственно-хозяйственной деятельности, управления и

распределения прибыли пропорционально вложенному капиталу. Создание СП

направлено на производство товаров с целью пополнения потребительского

рынка, внедрения передовых достижений науки и техники, прогрессивной

технологии, управленческого опыта, привлечение дополнительных материальных

и финансовых ресурсов, ускорение освоения достижений отечественной науки и

техники, расширение экспортной базы и оптимизацию импортных поставок.

Очень много СП создано в Украине. Так только в Одессе их насчитывается

около 2 тысяч. Для совместных предприятий, которые функционируют на

территории Украины, является характерным такое размещение в сфере народного

хозяйства: в сфере услуг и сбыта – 30,5 % от общего количества,

производства продукции – 21,8 %, производства товаров народного потребления

– 14,2 %, в разработках и проектировании – 10,9 %, в производстве ЭВМ – 7,1

%, машин и оборудования – 6,3 %, научно-исследовательских и конструкторских

разработках – 5,9 %, производстве продовольственных товаров – 3,3 % 1.

Такая структура распределения СП по отраслям общественного

производства не является прогрессивной, поскольку больше трети их

приходится на инфраструктуру. Но в целом, функционирование СП на территории

Украины дает возможность увеличить масштабы производства продукции,

улучшить их качество, повысить научно-технический уровень производства,

расширить народнохозяйственные связи Украины с зарубежными партнерами.

Сегодняшние СП созданы под будущие инвестиции. Чтобы последние

состоялись и эффективно реализовались, необходимо углублять и

активизировать экономическую реформу, вести тщательно обоснованную и

последовательную государственную внутреннюю политику.

В мировой практике известны и иные многообразные формы инвестирования.

1. Лизинг.

2. Лицензирование (продажа “ноу-хау” зарубежному партнеру).

3. Франчайзинг.

4. Совместное производство.

5. Субподряд.

6. Строительство заводов, объектов “под ключ”.

Преимущества в размере прибыли иностранные партнеры имеют при

использовании неакионерных форм инвестирования по сравнению с созданием СП

благодаря взиманию разнообразных платежей за предоставление услуг. Спектр

этих услуг весьма широк: маркетинг, закупочная деятельность, перевозки,

страхование, инструкции и пособия по пользованию оборудованием, рекламная

деятельность, техническое обслуживание и т.д.

4. Роль и специфика иностранных инвестиций в развитии мировой

экономики и в частности Украины.

КУРС НАШЕЙ СТРАНЫ НА ПЕРЕХОД К РЫНОчНОЙ ЭКОНОМИКЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ

ОБНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА, ОЗДОРОВЛЕНИЕ И СТРУКТУРНУЮ ПЕРЕСТРОЙКУ ОТЕчЕСТВЕННОЙ

ЭКОНОМИКИ, ПОДЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА И СЛИяНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРяЖЕННОСТИ. РЕШЕНИЕ

ДАННЫХ ПРОБЛЕМ ТРЕБУЕТ ПРИВЛЕчЕНИя В НАШУ ЭКОНОМИКУ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА,

ТО ЕСТЬ ВЫХОДА СТРАНЫ МИРОВОЙ РЫНОК.

Спрос внутреннего рынка Украины на иностранные инвестиции достаточно

высок. По данным Министерства Экономики Украины, потребность в них сегодня

составляет свыше 40 млрд. долларов (по некоторым данным, 50 млрд.). В

дополнительных средствах нуждаются прежде всего металлургия (7 млрд.

долларов), машиностроение (5,1 млрд.), химия и нефтехимия (3,3 млрд.),

транспорт (3,7 млрд.) 1.

Общеизвестно, что на мировом рынке спрос на свободные инвестиционные

ресурсы значительно превышает предложение. С появлением нового государства

– Украины, конкурентная борьба на этом рынке обострилась. Так, согласно

данным ЮНКТАД, объем прямых иностранных инвестиций в мире составил в 1995

году 315 млрд. долларов (в 1994 – 226 млрд.), причем большая часть

инвестиций направлялась в США, Западную Европу и Азию. Две трети мировых

капиталовложений пришлось на 10 стран мира. Крупнейшие инвесторы – США,

Великобритания, Германия, Япония, Франция. В развивающиеся страны –

преимущественно в азиатские, было инвестировано 100 млрд. долларов. А на

долю 100 стран – наименьших реципиентов, включая Украину и Россию, пришлось

лишь 1 % от инвестиций 1.

Обращает на себя внимание и направленность использования прямых

иностранных инвестиций. Большая часть их в 1995 году (229 из 315 млрд.

долларов) была связана со слиянием и приобретением компаний. Среди стран

лидировали США (49 и 38 млрд. соответственно). Слияние и приобретение

компаний происходили преимущественно в таких секторах экономики, как

энергетика, телекоммуникации, фармацевтика, финансовые услуги. Таким

образом, получает подтверждение тезис о том, что в развитых

капиталистических странах покупка остается главной формой приобретения

зарубежных филиалов (компаний). В развивающихся странах такие филиалы

возникают путем создания новых дочерних фирм 1.

Приток ПИИ в страны наших постсоциалистических соседей в Европе возрос

почти в 2 раза с 6,6 млрд. долларов в 1994 году до 12,8 в 1995 году. Три

четверти капиталовложений пришлось на три страны – Венгрию (3,5 млрд.

долларов), Чехию и Польшу (по 2,5 млрд.).

Необходимость вывоза инвестиционного капитала конкретной страной-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.