развиваются с меньшей активностью; если же экономическая политика страны
ориентирована на внешнюю экономику и делаются попытки как можно меньше
вмешиваться в управление ОЭЗ, создаются благоприятные условия для притока
зарубежных инвестиций.
Для нас весьма актуален опыт Китая, где введение рыночных элементов в
экономике и открытость по отношению к зарубежным партнерам стали важнейшими
целями правительства КНР. К началу 80-х годов были созданы 4 ОЭЗ –
Шеньчжень, Джухай, Шаньжоу и Сяньмынь, в середине 80-х экономически
открытыми стали 14 приморских городов и остров Хаймынь. В дальнейшем в
открытые экономические районы были преобразованы местности в долине Янцзы и
Джудзян, полуостров Фудзям, открытыми экономическими областями стали,
также, полуострова Шаньдунь и Лаодунь, а к концу 80-х были приняты решения
сделать остров Хаймынь провинцией и превратить его в крупнейшую в Китае
ОЭЗ, провинции Гуандун, Фудзянь, дзянсу были объединены в одну из
крупнейших экспериментальных экономических зон, одновременно была заново
сформулирована стратегия развития приморских районов с тем, чтобы и далее
расширять открытость экономики. Таким образом, была создана
экспериментальная экономическая область с населением более 100 млн.
человек, которую в Китае образно называют “открытым окном”. Целью его
создания является использование иностранного капитала и современной
зарубежной технологии, создание на этой основе крупного экспортного сектора
экономики.
По оценкам специалистов, опыт создания ОЭЗ в Китае можно рассматривать
как весьма успешный, учитывая, что за 10 лет, прошедших с момента решения
об их создании (1979 год), иностранные инвестиции в ОЭЗ составили 2,5 млрд.
долларов. Что соответствует ј всех иностранных инвестиций в Китае за
указанный период 1.
Одной из причин зарубежной инвестиционной активности стала то, что в
юго-восточной Азии 30 млн. китайцев живут за пределами своей страны и
зачастую ведут успешную предпринимательскую деятельность, или, как это
характерно для Гонконга или Макао, ориентируются на китайский материк.
Действительно, в числе предприятий, вкладывающих деньги в китайские ОЭЗ, на
первом этапе преобладали предприятия из юго-восточной Азии , лишь позже
появились американские, европейские, а вслед за ними и японские
предприятия.
Ведущей целью создания ОЭЗ в странах лидерах мировой индустрии является
упрощение вывода национальных концернов на внешние рынки, что и находит
выражение в формировании зон свободной торговли. Их максимальное число
(более 130) зафиксировано в США. На их территории экспортную продукцию
комплектуют импортными узлами, не облагаемыми пошлинами, получают
маркетинговые и инжиниринговые услуги, осуществляют факторинг.
В 1988 г. на Окинаве появилась первая в Японии зона свободной торговли.
В последнее десятилетие весьма динамичны ОЭЗ научно-технической
направленности, в том числе технополисы типа Кремниевой долины в
Калифорнии (США), обеспечивающие наращивание научно-промышленного
потенциала и сокращение периода внедрения открытий в производство.
Для развивающихся стран ОЭЗ открывают возможности присоединиться к “новым
индустриальным державам”, создать новые рабочие места, перенять технологии,
привлечь иностранный капитал. После бума ОЭЗ к середине 80-х годов в почти
50 развивающихся странах насчитывается свыше 110 таких зон с числом занятых
в диапазоне сотен-десятков тысяч человек 1. Так ОЭЗ Тайваня дала 70 тыс.
дополнительных рабочих мест и свыше Ѕ всех валютных поступлений. В Маврикии
за счет ОЭЗ практически полностью (с 23 % до 4 %) ликвидирована
безработица, а в отраслях НТР даже ощущается нехватка профессионалов -
рабочих и ученых. В Ирландии ОЭЗ обеспечивает занятость 8 работников и 20 %
промышленного экспорта. К началу 90-х годов только экспортно-
производственных зон в развивающихся странах насчитывалось свыше 200, до
100 – формировались и еще 50 были в стадии разработки; общий экспорт из них
оценивался в 13-15 млрд. долларов, а численность занятых превышала 1,5 млн.
человек 2.
В последнее время значительное распространение получила такая форма
иностранного инвестирования, как создание и функционирование совместных
предприятий (СП), особенно в станах СНГ. СП – форма сотрудничества
партнеров из нескольких стран, объединяющих свой капитал для осуществления
совместной производственно-хозяйственной деятельности, управления и
распределения прибыли пропорционально вложенному капиталу. Создание СП
направлено на производство товаров с целью пополнения потребительского
рынка, внедрения передовых достижений науки и техники, прогрессивной
технологии, управленческого опыта, привлечение дополнительных материальных
и финансовых ресурсов, ускорение освоения достижений отечественной науки и
техники, расширение экспортной базы и оптимизацию импортных поставок.
Очень много СП создано в Украине. Так только в Одессе их насчитывается
около 2 тысяч. Для совместных предприятий, которые функционируют на
территории Украины, является характерным такое размещение в сфере народного
хозяйства: в сфере услуг и сбыта – 30,5 % от общего количества,
производства продукции – 21,8 %, производства товаров народного потребления
– 14,2 %, в разработках и проектировании – 10,9 %, в производстве ЭВМ – 7,1
%, машин и оборудования – 6,3 %, научно-исследовательских и конструкторских
разработках – 5,9 %, производстве продовольственных товаров – 3,3 % 1.
Такая структура распределения СП по отраслям общественного
производства не является прогрессивной, поскольку больше трети их
приходится на инфраструктуру. Но в целом, функционирование СП на территории
Украины дает возможность увеличить масштабы производства продукции,
улучшить их качество, повысить научно-технический уровень производства,
расширить народнохозяйственные связи Украины с зарубежными партнерами.
Сегодняшние СП созданы под будущие инвестиции. Чтобы последние
состоялись и эффективно реализовались, необходимо углублять и
активизировать экономическую реформу, вести тщательно обоснованную и
последовательную государственную внутреннюю политику.
В мировой практике известны и иные многообразные формы инвестирования.
1. Лизинг.
2. Лицензирование (продажа “ноу-хау” зарубежному партнеру).
3. Франчайзинг.
4. Совместное производство.
5. Субподряд.
6. Строительство заводов, объектов “под ключ”.
Преимущества в размере прибыли иностранные партнеры имеют при
использовании неакионерных форм инвестирования по сравнению с созданием СП
благодаря взиманию разнообразных платежей за предоставление услуг. Спектр
этих услуг весьма широк: маркетинг, закупочная деятельность, перевозки,
страхование, инструкции и пособия по пользованию оборудованием, рекламная
деятельность, техническое обслуживание и т.д.
4. Роль и специфика иностранных инвестиций в развитии мировой
экономики и в частности Украины.
КУРС НАШЕЙ СТРАНЫ НА ПЕРЕХОД К РЫНОчНОЙ ЭКОНОМИКЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ
ОБНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА, ОЗДОРОВЛЕНИЕ И СТРУКТУРНУЮ ПЕРЕСТРОЙКУ ОТЕчЕСТВЕННОЙ
ЭКОНОМИКИ, ПОДЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА И СЛИяНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРяЖЕННОСТИ. РЕШЕНИЕ
ДАННЫХ ПРОБЛЕМ ТРЕБУЕТ ПРИВЛЕчЕНИя В НАШУ ЭКОНОМИКУ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА,
ТО ЕСТЬ ВЫХОДА СТРАНЫ МИРОВОЙ РЫНОК.
Спрос внутреннего рынка Украины на иностранные инвестиции достаточно
высок. По данным Министерства Экономики Украины, потребность в них сегодня
составляет свыше 40 млрд. долларов (по некоторым данным, 50 млрд.). В
дополнительных средствах нуждаются прежде всего металлургия (7 млрд.
долларов), машиностроение (5,1 млрд.), химия и нефтехимия (3,3 млрд.),
транспорт (3,7 млрд.) 1.
Общеизвестно, что на мировом рынке спрос на свободные инвестиционные
ресурсы значительно превышает предложение. С появлением нового государства
– Украины, конкурентная борьба на этом рынке обострилась. Так, согласно
данным ЮНКТАД, объем прямых иностранных инвестиций в мире составил в 1995
году 315 млрд. долларов (в 1994 – 226 млрд.), причем большая часть
инвестиций направлялась в США, Западную Европу и Азию. Две трети мировых
капиталовложений пришлось на 10 стран мира. Крупнейшие инвесторы – США,
Великобритания, Германия, Япония, Франция. В развивающиеся страны –
преимущественно в азиатские, было инвестировано 100 млрд. долларов. А на
долю 100 стран – наименьших реципиентов, включая Украину и Россию, пришлось
лишь 1 % от инвестиций 1.
Обращает на себя внимание и направленность использования прямых
иностранных инвестиций. Большая часть их в 1995 году (229 из 315 млрд.
долларов) была связана со слиянием и приобретением компаний. Среди стран
лидировали США (49 и 38 млрд. соответственно). Слияние и приобретение
компаний происходили преимущественно в таких секторах экономики, как
энергетика, телекоммуникации, фармацевтика, финансовые услуги. Таким
образом, получает подтверждение тезис о том, что в развитых
капиталистических странах покупка остается главной формой приобретения
зарубежных филиалов (компаний). В развивающихся странах такие филиалы
возникают путем создания новых дочерних фирм 1.
Приток ПИИ в страны наших постсоциалистических соседей в Европе возрос
почти в 2 раза с 6,6 млрд. долларов в 1994 году до 12,8 в 1995 году. Три
четверти капиталовложений пришлось на три страны – Венгрию (3,5 млрд.
долларов), Чехию и Польшу (по 2,5 млрд.).
Необходимость вывоза инвестиционного капитала конкретной страной-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6