Рефераты. Иностранные инвестиции






относительно однородной и стойкой номенклатурой.

Таким образом, можно сформулировать условие, согласно которому

укрепление национальной валюты страны базирования обуславливает нарастание

ее зарубежного инвестирования. Примером может служить Япония: укрепление

курса иены за 1993 - 1995 гг. на 20 % увеличило себестоимость и цену

продукции, сделало невыгодным ее экспорт и вынудило все большее количество

фирм к перенесению своей деятельности за границу и созданию международного

производства. Отсюда следует вывод, что инвесторы стран с завышенным курсом

валюты стремятся направлять свои денежные средства в страны с заниженным

курсом.

Немалое значение при осуществлении зарубежного инвестирования имеет

наличие стабильной денежной и финансовой системы в стране-импортере

капитала. В частности, Япония, Южная Корея и другие страны, которые развили

свою экономику благодаря эффективному привлечению и использованию

иностранных инвестиций, смогли получить их только после укрощения инфляции

и установления финансовой стабильности.

Динамика иностранного инвестирования в значительной мере зависит от

связей страны-реципиента с негосударственными международными организациями.

Исследование мировой практики позволяет вывести неформальную зависимость,

согласно которой инвестиции в то или иное государство начинают поступать

после подписания соглашения с Международным валютным фондом и осуществления

страхования. Важную роль в данном контексте играет и наличие внешней

задолженности: значительная ее величина обуславливает более низкий уровень

поступления внешних средств.

Можно также выделить факторы, при которых иностранное инвестирование

не осуществляется. Отсталость инфраструктуры, неразвитость сырьевой базы,

внешняя задолженность, невысокий рейтинг кредитоспособности, обесценивание

национальной валюты, низкие доходы потребителей, проблемы при репатриации

прибылей, политическая нестабильность и т.д. уменьшают активность

иностранных инвесторов. В то же время это определяется и спецификой

экономической политики страны. Так, крайне незначительный приток ПИИ в

Японию - 908 млн. долларов в 1994 году и лишь 39 млн. в 1995 году -

объясняется как дороговизной рабочей силы и земли, так и откровенно

протекционистской внутренней политикой в сочетании с экспансией за рубеж.

Важное значение для осуществления иностранного инвестирования, а также

системной трансформации и движения к рыночной экономике представляет

проведение приватизации. Она проводится на фоне одновременного признания

необходимости дальнейшей дерегуляции экономической активности и

либерализации деятельности частного сектора.

Вложение ПИИ через покупку или приватизацию происходит чаще, чем

создание новых предприятий, и относится к числу наиболее распространенных и

действенных форм иностранного инвестирования. Преимущественное большинство

национальных фирм после абсорбирования ПИИ становится более

конкурентоспособным; продажа активов иностранцам обуславливает немедленное

поступление средств и, в конечном счете, ведет к дальнейшим инвестициям,

реинвестированию прибылей и т.д.

В современных условиях приватизационные процессы осуществляются,

главным образом, в странах с переходной экономикой и развивающихся странах.

В 1988 - 1992 гг. последние получили 60 млрд. долларов от продажи

государственных активов.

Крупнейшими получателями доходов от приватизации являются страны

Латинской Америки – 10,6 млрд. долларов в 1993 году и 7,7 млрд. долларов в

1994 году, что составляет наибольший удельный вес – 37 % - в развивающихся

странах. Второе место – 6,2 млрд. долларов или 29,7 % - принадлежит странам

Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Продажа государственных

предприятий в Европе и Центральной Азии в 1994 году оставалась на уровне

1993 года, ее совокупный объем в 1988 - 1994 годах составлял 16,3 млрд.

долларов или 15 %.

Можно отметить еще один момент, согласно которому нарастание объемов

приватизации (и, соответственно, открытости экономики) сопровождается

расширением участия и повышением удельного веса зарубежных прямых и

портфельных инвесторов в ней. Об этом свидетельствуют размеры внешнего

финансирования приватизации в 1994 году, которое увеличилось на 13,1 млрд.

долларов по сравнению с 11,8 млрд. в 1993 году. В целом в 1988 - 1994 годах

зарубежное инвестирование обеспечивало почти 42 % (47 млрд. долларов)

поступлений от приватизации, 63 % из которых - за счет прямых иностранных

инвестиций.

В последнее время в процессе иностранного инвестирования следует

выделить возникновение обстоятельства субъективного плана - международного

нарастания коррумпированности. Данный момент был особо подчеркнут во время

работы секции менеджмента глобальных инвестиционных рисков на Всемирном

экономическом конгрессе в США в сентябре 1996 года. Подкуп иностранных

должностных лиц, решающих судьбу кредитов, международных тендеров и

программ помощи, имеет тенденцию к распространению в международных

экономических отношениях.

Анализ условий развития иностранного инвестирования в первой половине

90-х годов свидетельствует, что оно сконцентрировалось в странах,

регулировавших его привлечение. Это касается, прежде всего, стран, в

которых были в наличии наиболее общие детерминанты: стабильная

макроэкономическая политика, отсутствие повышения процентных ставок,

высокий уровень национальных сбережений, значительное инвестирование в

промышленность, относительно умеренный бюджетный дефицит, высокие темпы

роста экспорта и небольшие ожидания поступления краткосрочного капитала,

осуществление внутренних структурных преобразований (приватизации,

либерализации законодательства, открытие рынков ценных бумаг для

иностранных инвесторов, ослабления валютного контроля, сокращения

задолженности). Конечно, к ним можно отнести и другие, однако именно эти

являются определяющими.

В свете сформированных условий и анализа инвестиционно-

предпринимательского климата можно констатировать, что, например, в Украине

не созданы политические, экономические и организационные условия для

привлечения серьезных и эффективных внешних денежных средств в нужных

объемах и формах. Следствием этого является чрезвычайно малый приток

иностранных инвестиций: 266,6 млн. долларов в1995 году, что составило 0,08

% их мирового объема и 2,2 % от полученного странами Центральной и

Восточной Европы. Умеренностью поступлений также характеризуются 1996 год -

606 млн. долларов и I квартал 1997 года – 116,6 млн. долларов. По оценкам

экспертов Европейского центра исследований, риск инвестирования в Украине

составляет 80 %. Нарастание внешней задолженности (8,8 млрд. долларов по

состоянию на февраль 1997 года) вместе с названными факторами закономерно

обусловили то, что, по отмеченному рейтингу, в 1993, 1994 и 1995 годах наше

государство занимало, соответственно, 146-е, 147-е и 152-е места в мире.

Основным нормативным документом, регулирующим вложение внешних

денежных средств, является Закон Украины «О режиме иностранного

инвестирования», одобренный Верховным Советом Украины 19 марта 1996 года.

Его принятие означает качественную модификацию подходов к функционированию

иностранных инвесторов - установление для них национального режима

инвестирований и иной хозяйственной деятельности, за некоторыми

исключениями, предусмотренными законодательством Украины и ее

международными соглашениями.

Существует ряд отрицательных обстоятельств, существенно сдерживающих

иностранных инвесторов при вложении капиталов. К ним относятся слабая

конвертируемость национальной денежной единицы; низкая платежеспособность

предприятий и практикование ими бартера, во многих случаях не нужного

зарубежному партнеру; медленные темпы приватизации, а также наличие

значительного количества запрещенных к приватизации объектов; неразвитость

фондового рынка; рост коррупции и преступности в экономике; низкая

покупательная способность населения; политика национальных

предпринимателей, пытающихся из-за боязни потери своих денежных средств

размещать их в иностранных банках; отсутствие отечественного реального

производственного инвестирования (что является важным индикатором для

иностранных инвесторов); отток национального капитала за границу;

отсутствие права частной собственности на землю и невозможность покупки

последней.

3. основные формы международных инвестиций в современном мировом

хозяйстве.

ПЕРСПЕКТИВНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН В СИСТЕМУ МИРОВОГО

ХОЗяЙСТВА И РАЗВИТИя МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ яВЛяЕТСя

СОЗДАНИЕ ОСОБЫХ (СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИчЕСКИХ ЗОН (ОЭЗ)). ЭТО ОДНА ИЗ

НАИБОЛЕЕ ПРИТяГИВАЮЩИХ ФОРМ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ ,

КОТОРАя ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ АКТИВИЗИРОВАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, НАРАЩИВАТЬ

ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ФОРМИРОВАТЬ РЫНОчНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ, УСКОРяТЬ

РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ.

Мотивы создания ОЭЗ в разных странах весьма различны. Они могут

создаваться как в чистом виде зоны свободной торговли или как особые зоны,

где регулируются не все стороны экономической активности. В странах,

политика которых ориентирована на внутренний рынок, ОЭЗ жестко

регулируются, обладают незначительной свободой в инвестиционной сфере и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.