философскими учениями Востока, Запада, Азии, обращенность к глубокой
древности;
-его неорелигиозный характер (считается, что он более реалистичен и
построен на естественно - научном основании в отличии от традиционной
религии); (Более подробно: Л.З. Немировская. Философия. Курс лекций.
М. 1995 г.)
Выводы по 1-му вопросу:
1) Современная западная философия основываясь на достижениях философии
20 века разделилась на два крупных течения:
-продолжателей традиций рационализма:
22. неокантианцев, неогегельцев, неотомистов пытавшихся
модернизировать идеалистический рационализм к современным
условиям.
23. марксистов, развивающих рационализм на материалистических
основах.
-иррационалистов - отдающих предпочтение в познании мира и человека
созерцанию и интуиции и принижающих возможностях разума.
1) В недрах этих течений сложились 3 типа философствования
(направления):
-позитивизм
-экзистенциализм
-религиозная философия
Эти направления мы рассмотрим во втором вопросе.
2 вопрос.
Основные направления современной западной философии: позитивизм,
экзистенциализм, религиозная философия.
1. Позитивизм
Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что подлинное
«положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных
конкретных наук и их синтетического объединения и что философия как
особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности,
не имеет права на существование.
1-й этап - позитивизм.
Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 -
1857).
Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые
Дж. Миль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903).
Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия». (Как бы продолжая
позицию И. Ньютона: "Физика бойся метафизики(философии)"):
-наука ничего не объясняет, она не отвечает на вопрос «почему», а
отвечает на вопрос, «как»;
-она дает позитивный материал, т.е. описывает и регистрирует факты, а
не объясняет их;
-она не нуждается в кокой- либо стоящей над ней философией, имеющей
дело с «метафизическими» абстракциями
Поэтому! Позитивисты:
-объявили борьбу материализму, идеализму и диалектике
-заявили, что позитивизм будет иметь всеобъемлющее значение
-задача положительной философии должна состоять в систематизации
конкретно- научного знания на основе рациональной классификации наук.
Причины возникновения позитивизма:
1. Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий.
2. Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных
философских воззрений, не соответствовавших конкретным целям
естествоиспытателей.
Вывод:
Позитивизм широко распространился среди ученых естественников, в том
числе и в России. (Петр Лавров, Николай Михайловский).
2-й этап - эмпириокритицизм (махизм).
В конце 19 - начале 20 века австрийский физик и философ Эрнст Мах и
швейцарский философ Рихард Авенариус, (в связи с новыми открытиями в науке,
которые поставили под сомнение достижения классических естественных наук)
разработали субъективно - идеалистический вариант позитивизма -
эмпириокритицизм (дословно критика опыта).
-Критикуя Канта за его доверие данным науки без особых критических
размышлений, Мах и Авенариус ставят перед собой задачу очищение не только
философии, но и вообще науки от ненаучных измышлений (речь идет о критике
всякого опыта);
-Они сводят всю философию только к теории познания;
-В основу своей концепции махисты положили принцип «экономии
мышления», из которого вытекало, что наука должна только описывать, а не
объяснять явления. Отсюда махисты обосновали условность всех наших знаний и
то что наука не отражает объективную реальность.
3-й этап - неопозитивизм.
Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское
течение.
Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так
называемом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене
под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936).
Неопозитивизм представляют:
-последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах;
-представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К.
Айдукевич;
-английский логик, математик, философ Бертран Рассел;
-основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л.
Витгенштейн;
-логик и методолог науки К. Поппер;
-течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С. Чейз, С.
Хайакова;
-«постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.
Основной тезис:
обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного
предмета исследования, т.е.:
-Философия - не есть наука о кокой- то реальности. Материя,
пространство, время, якобы существующие вне нас - это всё «физические»
функции, а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и
понятиях ученых. (Причем! Эти понятия рассматриваются не как отражение
объективной реальности, а как системы мыслительных конструкций,
создаваемых умом ученых по определенным логическим законам.)
-Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное
учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых
выражений. (Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию
познания, то неопозитивизм в большей степени опирался на логику.)
Отсюда!:
1) Предмет философии - система научных дефиниций;
2) Задача философии - их логический анализ, т.е. философия должна дать
методы анализа системы научных фраз и терминов.
-Неопозитивизм исключил из философии всю мировоззренческую проблематику
науки из понимания предмета философии:
24. в 20 веке Кант утверждал, что философия не может быть учением о
внешнем мире;
25. Махисты сводили предмет философии к проблемам познания;
26. логические позитивисты сузили предмет философии до логики науки, а
затем свели философию к анализу «языка» науки;
27. а Карнап - даже к «синтаксису языка науки».
Причины возникновения неопозитивизма.
1) Развитие естествознания, стремление понять трудности его роста.
2) Гносеологические причины:
-относительность знаний
процесс математизации и формализации наук, проявившийся в связи с
развитием теоретических разделов науки.
Течения в неопозитивизме:
1) Логический позитивизм - исторически первый и основной вариант
неопозитивизма.
Для него центральная задача философии - разработать принципы проверки
высказываний (знаний выраженных с помощью языка) на соответствие их опыту
человека, позитивному данному.
Введен принцип верификации (от лат. - истина) высказываний, согласно
которому, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной
проверке на истинность.
В 50-х гг., вследствие внутреннего кризиса, из неопозитивизма вырастает
постпозитивизм.
2) Семантический позитивизм.
В начале 40-х гг. Часть логических позитивистов заявила о
переходе на позиции семантики (учение о значении, об отношении между
знаками т.е. между словами и предложениями и тем, что они означают), с
целью преодоления противоречия, связанного с изолированностью языка в
логическом позитивизме от основной своей функции - функции общения,
следовательно, функции передачи значения.
Семантический позитивизм также неоднороден, он включает в себя
академическую семантику и популярную или общую семантику.
3) Лингвистический анализ - понимает философию как аналитическую
деятельность по прояснению языка, но уже не научного. А обыденного.
Представители этой философии видят задачу "философа - аналитика" в
исследовании фактического употребления естественного разговорного языка с
тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его
неправильного использования.
4-й этап - постпозитивизм.
Постпозитивизм - общий термин для названия ряда современных западных
философских течений возникших в 50 - 70-е годы в результате критики и
ревизии неопозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
Течения:
-критический рационализм К. Поппер.
-научный материализм П. Фейерабенда.
Черты постпозитивизма:
1) Своеобразная "реабилитация философии", возвращение к метафизике;
2) Метод исследования науки нередко выступает как комплексный: историко-
научный подход, методологический подход, логический подход;
3) Научное знание рассматривается как целостное образование; оно не
разделяется на эмпирический и теоретический уровни;
1) Теоретическое понимание науки возможно при условии построения
динамической структуры научного понимания;
4) Динамика, развитие научного знания признается всеми постпозитивистами (в
отличии от неопозитивистов не рассматривавших проблему развития научного
знания).
5) Целью изменения научного знания является не достижение объективной
истины, а реализация одной или нескольких задач по технологии добывания
знаний.
Заслуга позитивизма:
-много сделано для анализа языка, понимания науки и путей её развития;
-совершенствована математика и логика;
-"подключение" философии к общим процессам развития точного знания
способствовало существенному обновлению тех её разделов. Которые
пограничны с естествознанием, математикой, техническими науками.
2. Прагматизм
В позитивизме выявились две тенденции:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5