Рефераты. Западная философия XIX-XX века






философскими учениями Востока, Запада, Азии, обращенность к глубокой

древности;

-его неорелигиозный характер (считается, что он более реалистичен и

построен на естественно - научном основании в отличии от традиционной

религии); (Более подробно: Л.З. Немировская. Философия. Курс лекций.

М. 1995 г.)

Выводы по 1-му вопросу:

1) Современная западная философия основываясь на достижениях философии

20 века разделилась на два крупных течения:

-продолжателей традиций рационализма:

22. неокантианцев, неогегельцев, неотомистов пытавшихся

модернизировать идеалистический рационализм к современным

условиям.

23. марксистов, развивающих рационализм на материалистических

основах.

-иррационалистов - отдающих предпочтение в познании мира и человека

созерцанию и интуиции и принижающих возможностях разума.

1) В недрах этих течений сложились 3 типа философствования

(направления):

-позитивизм

-экзистенциализм

-религиозная философия

Эти направления мы рассмотрим во втором вопросе.

2 вопрос.

Основные направления современной западной философии: позитивизм,

экзистенциализм, религиозная философия.

1. Позитивизм

Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что подлинное

«положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных

конкретных наук и их синтетического объединения и что философия как

особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности,

не имеет права на существование.

1-й этап - позитивизм.

Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 -

1857).

Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые

Дж. Миль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903).

Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия». (Как бы продолжая

позицию И. Ньютона: "Физика бойся метафизики(философии)"):

-наука ничего не объясняет, она не отвечает на вопрос «почему», а

отвечает на вопрос, «как»;

-она дает позитивный материал, т.е. описывает и регистрирует факты, а

не объясняет их;

-она не нуждается в кокой- либо стоящей над ней философией, имеющей

дело с «метафизическими» абстракциями

Поэтому! Позитивисты:

-объявили борьбу материализму, идеализму и диалектике

-заявили, что позитивизм будет иметь всеобъемлющее значение

-задача положительной философии должна состоять в систематизации

конкретно- научного знания на основе рациональной классификации наук.

Причины возникновения позитивизма:

1. Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий.

2. Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных

философских воззрений, не соответствовавших конкретным целям

естествоиспытателей.

Вывод:

Позитивизм широко распространился среди ученых естественников, в том

числе и в России. (Петр Лавров, Николай Михайловский).

2-й этап - эмпириокритицизм (махизм).

В конце 19 - начале 20 века австрийский физик и философ Эрнст Мах и

швейцарский философ Рихард Авенариус, (в связи с новыми открытиями в науке,

которые поставили под сомнение достижения классических естественных наук)

разработали субъективно - идеалистический вариант позитивизма -

эмпириокритицизм (дословно критика опыта).

-Критикуя Канта за его доверие данным науки без особых критических

размышлений, Мах и Авенариус ставят перед собой задачу очищение не только

философии, но и вообще науки от ненаучных измышлений (речь идет о критике

всякого опыта);

-Они сводят всю философию только к теории познания;

-В основу своей концепции махисты положили принцип «экономии

мышления», из которого вытекало, что наука должна только описывать, а не

объяснять явления. Отсюда махисты обосновали условность всех наших знаний и

то что наука не отражает объективную реальность.

3-й этап - неопозитивизм.

Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское

течение.

Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так

называемом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене

под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936).

Неопозитивизм представляют:

-последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах;

-представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К.

Айдукевич;

-английский логик, математик, философ Бертран Рассел;

-основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л.

Витгенштейн;

-логик и методолог науки К. Поппер;

-течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С. Чейз, С.

Хайакова;

-«постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.

Основной тезис:

обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного

предмета исследования, т.е.:

-Философия - не есть наука о кокой- то реальности. Материя,

пространство, время, якобы существующие вне нас - это всё «физические»

функции, а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и

понятиях ученых. (Причем! Эти понятия рассматриваются не как отражение

объективной реальности, а как системы мыслительных конструкций,

создаваемых умом ученых по определенным логическим законам.)

-Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное

учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых

выражений. (Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию

познания, то неопозитивизм в большей степени опирался на логику.)

Отсюда!:

1) Предмет философии - система научных дефиниций;

2) Задача философии - их логический анализ, т.е. философия должна дать

методы анализа системы научных фраз и терминов.

-Неопозитивизм исключил из философии всю мировоззренческую проблематику

науки из понимания предмета философии:

24. в 20 веке Кант утверждал, что философия не может быть учением о

внешнем мире;

25. Махисты сводили предмет философии к проблемам познания;

26. логические позитивисты сузили предмет философии до логики науки, а

затем свели философию к анализу «языка» науки;

27. а Карнап - даже к «синтаксису языка науки».

Причины возникновения неопозитивизма.

1) Развитие естествознания, стремление понять трудности его роста.

2) Гносеологические причины:

-относительность знаний

процесс математизации и формализации наук, проявившийся в связи с

развитием теоретических разделов науки.

Течения в неопозитивизме:

1) Логический позитивизм - исторически первый и основной вариант

неопозитивизма.

Для него центральная задача философии - разработать принципы проверки

высказываний (знаний выраженных с помощью языка) на соответствие их опыту

человека, позитивному данному.

Введен принцип верификации (от лат. - истина) высказываний, согласно

которому, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной

проверке на истинность.

В 50-х гг., вследствие внутреннего кризиса, из неопозитивизма вырастает

постпозитивизм.

2) Семантический позитивизм.

В начале 40-х гг. Часть логических позитивистов заявила о

переходе на позиции семантики (учение о значении, об отношении между

знаками т.е. между словами и предложениями и тем, что они означают), с

целью преодоления противоречия, связанного с изолированностью языка в

логическом позитивизме от основной своей функции - функции общения,

следовательно, функции передачи значения.

Семантический позитивизм также неоднороден, он включает в себя

академическую семантику и популярную или общую семантику.

3) Лингвистический анализ - понимает философию как аналитическую

деятельность по прояснению языка, но уже не научного. А обыденного.

Представители этой философии видят задачу "философа - аналитика" в

исследовании фактического употребления естественного разговорного языка с

тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его

неправильного использования.

4-й этап - постпозитивизм.

Постпозитивизм - общий термин для названия ряда современных западных

философских течений возникших в 50 - 70-е годы в результате критики и

ревизии неопозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

Течения:

-критический рационализм К. Поппер.

-научный материализм П. Фейерабенда.

Черты постпозитивизма:

1) Своеобразная "реабилитация философии", возвращение к метафизике;

2) Метод исследования науки нередко выступает как комплексный: историко-

научный подход, методологический подход, логический подход;

3) Научное знание рассматривается как целостное образование; оно не

разделяется на эмпирический и теоретический уровни;

1) Теоретическое понимание науки возможно при условии построения

динамической структуры научного понимания;

4) Динамика, развитие научного знания признается всеми постпозитивистами (в

отличии от неопозитивистов не рассматривавших проблему развития научного

знания).

5) Целью изменения научного знания является не достижение объективной

истины, а реализация одной или нескольких задач по технологии добывания

знаний.

Заслуга позитивизма:

-много сделано для анализа языка, понимания науки и путей её развития;

-совершенствована математика и логика;

-"подключение" философии к общим процессам развития точного знания

способствовало существенному обновлению тех её разделов. Которые

пограничны с естествознанием, математикой, техническими науками.

2. Прагматизм

В позитивизме выявились две тенденции:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.