Рефераты. Западная философия XIX-XX века






Западная философия XIX-XX века

«Утверждаю»

начальник кафедры №4

Подполковник В. ГРАБАРЬ

« » __________ 1999 г.

ЛЕКЦИЯ №4.

Тема: Западная философия XIX - XX века.

Лекция обсуждена и одобрена

на заседании ПМК «Философия»

Протокол № от « » ______ 1998

Председатель ПМК «Философия»

полковник В. Карпов

Пермь 1999г.

Тема: Западная философия XIX - XX веков.

План лекции:

Введение.

1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.

2. Основные направления современной западной философии: позитивизм,

экзистенцианализм, религиозная философия.

Заключение.

Время: 2 часа

Аудитория: №

Литература:

1. Введение в философию. В 2-х т., М., «Политиздат», 1989, т. 1. Гл. IV.

2. А.Ф. Зотов, Б.К. Мельвиль. Западная философия XX века. М., «Проспект»,

1998.

3. В.А. Канке. Философия. М., «Логос», 1996. Гл. 1.7 - 1.8.

4. Основы философии. Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», 1997, с. 28 - 38.

5. Философия. Курс лекций. Под ред. Калашникова В.Л., М., «Владос», 1997,

тема 27 - 28.

6. История философии. Под ред. Мапельмана В.М., Пенькова Е.М. М., «Приор»,

1997, гл. 8 - 10.

7. В.Г. Горбачев. Основы философии. Курс лекций. М., «Владос», 1998 с. 33 -

40.

8. Философия. Учебное пособие. Под ред. Кохановского В.П., Р/Дон.,

«Феникс», 1998. Гл. II пар. 6 - 7.

Введение.

Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция

заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы

больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах

и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих

философов прошлого и современности.

Сегодня мы рассмотрим современную западную философию, которая

отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей.

Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов:

1) Слабое знание нами западной философии, т.к. длительное время Западная

философия XX века рассматривалась только в негативном свете.

2) большое разнообразие школ, направлений и концепций в Западной

философии, отсутствие их строгой научной классификации создает

трудность для её понимания и усвоения.

3) Современная западная философия оказывает значительное влияние на нашу

сложную, динамичную эпоху.

4) Многие философские направления имеют практическую значимость, поэтому

овладение ими поможет будущему офицеру ориентироваться в сегодняшней

жизни.

Отсюда:

Задача лекции - проанализировать развитие Западной философии, её

влияние на развитие науки и социальной мысли в

современном обществе.

I Вопрос.

Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.

«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс.

Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает

философия) в форме основополагающих принципов и идей.

Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений,

течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие

традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство,

неотомизм) так и совершенно новые течения.

Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений

составляет богатое содержание духовной мысли XX века.

Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие

философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.

Особенностями классической философии XIX века является:

-вера (культ) в разум (под которым понималась не только мыслительная

деятельность человека, но и внутренняя разумность природы, истории)

-вера в рациональное познание, в науку и прогресс

-вера в человека и его неограниченные возможности («Знание - сила»).

-убеждение в том, что в человеке всё может быть познано, признаны и

познаны общечеловеческие идеалы и принципы.

А идейные течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие

рационализму в целом «не делали погоды».

С середины 19 века в обществе происходят социально- политические

изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу

«империализм».

Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX века:

1) Наука:

XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и её роли во всех сферах

человеческой жизни.

Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна перевернула

ньютоновские представления о пространстве, времени и движении.

Создана квантовая механика и ядерная физика

В биологии выяснен механизм наследственности

Усиливается связь науки и техники:

-создаются летательные аппараты, автомобили, создается кино.

-радиосвязь и телевидение связало весь земной шар

-в начале 40-х создано ядерное оружие

-развивается ракетостроение, начинается освоение космоса

Огромные шаги сделаны в области медицины (пиницилин и антибиотики победили

многие болезни). Возросли уровень и жизнь человека.

Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно-

технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия для научно-

технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века.

2) Общество:

6. Мировые кризисы и непрекращающиеся войны за передел мира вылились в 2-

е мировые войны с применением новейших видов вооружения (химическое,

ядерное)

7. Внутренние социальные противоречия в отдельных странах привели к ряду

революций (Россия, Германия, Китай и др.), что привело к их внешнему

выражению: советский социализм противостоял миру капитализма.

8. В некоторых странах сформировался наиболее реакционный политический

режим - фашизм, приведший человечество ко 2-ой мировой войне, после

которой всё человечество разделилось на два лагеря: мир социализма и

мир капитализма.

Все эти изменения не могли не найти своего отражения в философских

концепциях. Всё определеннее сказывается потребность в новых неклассических

типах философствования.

И, прежде всего это новое проявляется в отношении к рационализму:

1) Культ разума стал критически оцениваться уже Шопенгауэром и Ницше,

которые в основание жизни ставили не разум, а волю.

2) В концепциях Бергсона рациональному познанию противопоставлялась

интуиция, как способ постижения мира.

3) Полностью отбрасывает разум эмпириокритицизм, сводя понятия (плод

разума) к комплексам ощущений.

4) Прагматизм объявляет истинным любое положение (пусть неразумное),

которое полезно для человека в данной ситуации и представляет для

него ценность.

Т.о. на место рационального (пусть даже в виде Абсолютной Идеи

Гегеля) познания, ставились абсолютно неразумные элементы человеческой

психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения).

Т.о. связь философии 19 века с философией 20 века носила двойственный

характер:

-с одной стороны - стремление придать новую жизнь классике

-с другой - создание новых течений, критикующих классическую

философию.

Марксистская философия.

Рубежом между немецкой классической философией, как бы подводившей

итог 2,5 - тысячелетнего развития философской мысли, явился марксизм.

Создателями диалектического и исторического материализма были:

-Карл Маркс (1818 - 1883)

-Фридрих Энгельс (1820 - 1895)

Учение Марксизма означало конец прежней натурфилософии и определило

новую, более высокую форму материализма.

Возникнув в 40 - х гг. 19 века, марксизм явился теоретическим

выражением кризиса классического капитализма, отразил политические цели и

интересы поднимающегося пролетариата. (Это политические предпосылки

возникновения марксизма).

Теоретическими источниками марксизма явились:

-Немецкая классическая философия

-Английская политическая экономия

Французский утопический социализм

Естественно - научными предпосылками явился целый ряд открытий:открытие

клеточного строения всего живого мира

-учение Ч. Дарвина о происхождении и развитии животных и растительных

видов

-открытие закона сохранения и превращения энергии.

Анализируя сдвиги в развитии общества, реальный ход исторических

событий, участвуя в революционной борьбе К. Маркс и Ф. Энгельс через

исследование более развитой общественной жизни обретают возможность:как для

научной критики всех предшествующих теорий

-так и для создания нового, более развитого учения, являющегося

обобщением опыта всей общественно- исторической практики.

Новизна философских идей марксизма.

1. Центральной идеей (философским откровением) стала идея

материалистического понимания истории. В целом развитие общества - есть

естественноисторический процесс, где общественное бытие определяет

общественное сознание.

Вся история человечества разделена ими на две крупные эпохи:

1-ая - «предыстория» или не подлинная история человечества

(первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная

формации), где человек был несвободен.

2-ая - «подлинная» история человечества (где человек будет истинно

свободен) и она будет твориться людьми сознательно.

2. Материалистическое учение о практике.

Все домарксовые философы - и материалисты, и идеалисты - считали

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.