Рефераты. Западная философия XIX-XX века






отношению к рационализму, философские системы.

Критический переход новой философии сыграл положительную роль в

развитии философского знания:

-давалась критическая оценка рационального познания, определялись его

границы, пределы его возможностей

-изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также

психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.)

-«духовный мир» рассматривался не в его высших формах, а в понятиях

опыта, практики, в психологических формах

Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкурирующих

со старой «классической » философской системой:

1. Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа,

примата изучения жизни индивида над исследованием больших

человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов);

2. Движение от идеи свободного и разумного человека, способного

переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко

детерминированному экономикой, политикой, религией и пр.

Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и

подсознание.

3. Сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное

сознание не понимаются как независимая структура, а объявляется,

что они подвержены манипуляции со стороны различных сил -

государства, партии, авторитетов.

4. Активно проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого

знания - научного и философского, имеющих своим продуктом «научную

истину», «философскую правду».

Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:

-философия науки

-экзистенциализм

-психоанализ З. Фрейда

-некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии

-философский мистицизм

Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны

Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше.

1. «Философия жизни»

-всё, что существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает как волю,

волю к жизни.

9. Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая

сила в природе - как воля.

10. Всякая телесность есть «объективность воли».

11. Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна,

а иррациональна.

12. Разум вторичен по отношению к воле.

13. Мир есть воля, и воля борется сама с собой.

Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом.

-для Фридриха Ницше (1844 - 1900) в основе всего находится не воля к

жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти.

14. «воля к власти» пронизывает всё: вселенную, природу, общество,

человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина,

а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил).

15. воля контролирует мир

16. создал прообраз освобожденного человека

-сверхчеловек с гипертрофированной волей к власти - «белокурая

бестия».

-продолжили развитие «философии жизни»

17. Анри Бергсон (1859 - 1941)

18. Вмльгельм Дильтей (1833 - 1911)

19. Георг Зиммель (1858 - 1918)

Понятие «жизнь» рассматривалось ими как целостный непрерывный поток,

как становление уникального и неповторимого в природе. А интеллект, разум

ухватывает только лишь общее, сходное, повторяющееся, не ухватывая

уникального целостного.

Охватить целостность и уникальность может лишь духовное видение мира

в форме интуиции.

Т.о. «Философия жизни»:

-осуществляет прорыв к более динамичной картине мира

-реалистически осознает ограниченность разума

2. Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) - философская концепция,

возводящая психоанализ в ранг философико - антропологического принципа.

Заслуга Фрейда состоит в выяснении места и роли бессознательного в

жизни человека.

Человек - это биосоциальное существо, личность психика которого состоит их

3-х структур:

-с помощью сознания человек формирует своё собственное «Я» (эго);

-«оно» (ид) - бессознательная часть психики, глубинный слой,

унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты

человека, (воздействует на «Я»);

- «Сверх - Я» (супер - эго) - культурные запреты общества

(воздействующие на «Я»). «Я» находиться в тисках «оно» и «сверх -

Я», запретов и влечений, инстинктов и в первую очередь - полового

(sex) инстинкта, описываемого термином «либидо».

Для того чтобы реализовать своё стремление к удовольствию человека

«либидо» превращает (сублимирует) в творчество, искусство, религию,

в историю.

Т.о. психика человека разорвана и владеет всем SEX.

-перенося принципы действия психических механизмов на общество в

целом, Фрейд дал своеобразную тракторику генезиса и сущности

основных явлений культуры- искусства, морали, религии, мифологии,

массовой психологии.

В целом учение З. Фрейда носит иррациональный характер, хотя сам он

себя продолжателем традиций рационализма, ибо стремился научно

объяснить поведение людей и мотивы действий отдельного человека,

заботясь именно о нём, а не о массе.

Последователи Фрейда - Адлер и Юнг, а также неофрейдисты Райх,

Маркузе, Фром - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую все

сексуальность.

-Юнг дополняет индивидуальное бессознательное коллективным

бессознательным, опытам человечества заключенным в архетипах.

-Райх создаёт фрейдомарксизм, психоаналитическая проблематика

приобретает экономическую окраску.

3. Феноменология - философское течение, главным направлением

которого является:

-стремление освободить философское сознание от натурфилософских

установок;

-достигнуть в области философского анализа рефлексии сознания о своих

актах и о данном в них содержании;

-выявить предельные параметры познания, изначальные основы

познавательной деятельности.

Основатель современной феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль

(1859 - 1938).

До него феноменология понималась в качестве описательного

исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению

интересующего явления, постигаемое в чувственном опыте.

Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового

пространства сознания, выявление тех инвариантных (низменных)

характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а

феномен - возникающие в сознании смыслы предметов.

Феноменология ориентирует познание на: непосредственный опыт

сознания;

- созерцание феноменов как очевидных данностей.

Посредством редукции (переход от феноменов к структурам «чистого

сознания»).

Гуссерль последовательно «выносит за скобки» все данные опыта,

суждения, оценки, пока сущность не станет «чистой» и интуитивно

осознаваемой, а сознание будет мыслить логически.

Дальнейшее своё развитие идеи феноменологии получили в

экзистенцианализме и герменевтике.

4. Герменевтика - способ философствования, главным центром которого

является истолкование, понимание текстов. (от имени греческого бога

Гермеса в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли

богов. Т.к. боги и люди говорили на разных языках).

Герменевтика - это учение о понимании, о научном постижении предметов

наук о духе. При понимании происходит осознание смысла предметов или

дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл.

Герменевтика зародилась в античности и прошла свой путь исторического

развития от искусства и теории истолкования текстов до «свободной»

герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста.

-основоположником «свободной» Герменевтики в 19 веке стал Фридрих

Шлейермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его

смысл «лучше, чем сам его автор», т.е. психологическая интерпретация

текста. Шлейермахер вводит метод «герменевтического круга», т.е. понимание

целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга -

совпадение интерпретации и смысла произведения. Этот метод стал основным

для всех последующих герменевтических концепций.

-У Вильгельма Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук

о духе (все науки делились на две группы: науки о природе и науки о духе),

призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых эпох и «понимание»

общественных событий исходя из субъективных намерений исторических

деятелей.

-В 20 веке Герменевтика оформляется в одну из основных методологических

процедур философии:

20. в экзистенцианализме Мартина Хайдеггера она была превращена в

онтологическое философское учение.

21. у Ганса- Георги Гадамера она приобретает характер всеобщей

методологии, соединившись с диалектикой. Становиться

универсальной, интегрируя научные знания в практическое

сознание.

5. Философский мистицизм 20 века.

Мистицизм (от греч. - таинственный) - религиозно- философские

концепции, допускающие возможность непосредственного знания каким- либо

человеком познаваемых им сверхъестественных сущностей или феноменов, путем

прямого пребывания в них его души (с помощью озарения, экстаза,

откровения).

К числу наиболее влиятельных концепций мистицизма 20 века относятся:

-теософская концепция «мистического космизма» русской писательницы и

философа Елены Петровны Блаватской (1831 - 1891)

-антропософская теория немецкого мыслителя Рудольфа Штайнера (1861 -

1925)

-современное учение американского философа Карлоса Кастанеды (1925 г.)

Особенности современного мистицизма:

-включенность их в совокупный опыт человечества, тесная связь с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.