Рефераты. Технический прогресс в человеческом измерении






Разноязычие конкретных наук, усилия, которые затрачивают ученые, работающие

в «своих» областях, затрудняют интеграцию научных данных в общую картину

мира. Мозаичность, механическая скомпанованность сведений, разрывы в наших

представлениях - это реальная опасность и она осознана многими.

С другой стороны, существует весьма многообещающая тенденция

формирования межотраслевых исследований. Создание методик, позволяющих

физикам, биологам, химикам разрабатывать новые темы, принципиально иных, по

сравнению с чисто специализированным знанием, направлений. Развитие этого

плана уже идет и дает результаты и, конечно, будет продолжено, но его

нельзя назвать решающим, способным разрешить проблемы, стоящие сегодня

перед человечеством.

Не менее важным можно считать поиск общей теории вещества,

математически формализованных схем гармонического в мироустройстве, а также

развитие теорий в философии, позволяющих выйти к общим предельным

основаниям мира, решить проблему единства многообразно развернутых во

времени и в пространстве явлений. Для философии это оказалось непростым

делом, т.к. она вслед за естествознанием переживает период специализации и

делится не только по направлениям, но и по темам, часто в ущерб своей

особой специфической задаче: удержать общую, целостную картину мира.

3.2 Понятие ноосферы

Понятие ноосферы может быть определено как прогностическое, хотя ее

формирование уже началось и само понятие имеет достаточное основание. Речь

в нем идет об осмыслении путей развития, о проработанности пространства, в

котором человек мог бы выжить, не продолжая губительного разрушения

природы. Отсутствие таких идейных перспектив развития, которые

классифицируются трагически как конец истории (Фр.Фукияма), в учении о

ноосфере находят свое положительное разрешение.

Его знание в настоящий момент сводится к поиску путей выхода из

кризиса, т.к. стало очевидным, что усилиями группы специалистов, работающих

над этими проблемами дела не поправишь. Для нас крайне важно понять, что

ноосферу нельзя рассматривать как объективное состояние. Эта эпоха по

преимуществу характеризуется состоянием нашего сознания. Как новый тип

взаимодействия с природой она предполагает разработку новой парадигмы в

познавательных и деятельных ориентациях и вытекающие отсюда изменения его

образа.

3.3 Реализация ноосферы

Другими словами, ноосфера может быть реализована изменением самого

человека. Содержание ноосферы не является результатом свободной

интеллектуальной инициативы: оно включает в себя необходимость пересмотра

вчерашних ориентаций. Абсолютный антропоцентризм в качестве своей антитезы

имеет признание ценности всех форм жизни и посильную защиту и сохранность

их усилиями человека. Эта деятельность уже началась и ее результаты

обнадеживают. С другой стороны, сам человек должен признать зависимость от

природы, а социальное развитие рассматривать как одну из ее возможностей.

Вместо абсолютизации привычной модели субъективно- объективного

противопоставления человека и природы, мы стоим перед необходимостью

выработки новой модели познания, которая смогла бы учесть неразрывную

органическую включенность человека во все природные процессы. Это может

стать возможным только в том случае, если удастся расширить само понимание

человека. Специализированный интеллект, носитель профессиональных навыков,

знаток своего дела - все эти качества, востребованные техносферой, должны

пополняться и весьма существенно.

Возникает вопрос, за счет чего возможно это расширение? Опасность

скатиться в идеализированную альтернативу реальности вполне очевидна

4. Человек

Работа над более широким толкованием человека и прежде всего его

психики уже ведется и к настоящему времени накоплен богатейший материал и

интересные попытки его обобщения. Макс Шелер в работе: «Положение человека

в космосе» (Сб-к Проблема человека в западной философии. М., 1988 г.)

соотнося и сравнивая между собой разные формы бытия вводит понятие ступеней

био-психического строении живых существ. Интересный анализ психического

строения растений в отличие от аналитического у животного завершается

рассмотрением психических особенностей человека. Сравнивая все эти ступени

между собой приходишь к выводу, что человек является не просто обладателем

особых сложных психических структур, но несет в себе качества и связи всех

форм жизни. Это создает особое положение человека в космосе и его

специфические возможности. К этой мысли приходят многие психологи,

изучающие психические способности человека.

Ст. Гроф (За пределами мозга. М., Изд-во Трансперсонального

Института, 1993) в результате длительных исследований пришел к выводу о

необходимости изменения всей картографии психической деятельности человека.

Кроме матрицы памяти человека, отражающей опыт его жизни. Гроф обнаружил

память внутриутробного развития, память акта рождения, а также многие

представления трансперсонального характера, отражающие филогенетическое

развитие вида и рода.

В.Налимов (Психологический журнал т. 5, ч. 6, 1984), используя

накопленный материал, говорит о сопричастности человека Большому миру,

рассматривая бессознательное в нем как проявление семантической вселенной.

В работах русского философа Н.А. Бердяева эта же мысль отразилась в

попытке осмыслить связь человека с миром понятиями микрокосм и макрокосм.

Он писал: «Вселенная может входить в человека им ассимилироваться, им

познаваться потому только, что в человеке есть весь состав вселенной, все

ее силы и качества, что человек не дробная часть вселенной, а целая малая

вселенная»(Н.А.Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества, гл. Человек,

микрокосм и макрокосм. М., 1989).

Все эти представления существенно меняют парадигму изучения человека.

Если еще совсем недавно нас устраивало сравнение человека с чистой доской

(Habula raed), на которой будет написано все, что он успел узнать в своей

жизни, то сегодня это уже не может нас удовлетворить. Познание - это

сложнейший процесс взаимодействия с миром, в котором участвуют

многочисленные, по-разному организованные структуры его психики.

Опыты гипнотических регрессий, изучение многочисленных отклонений,

фобий и пристрастий, разнообразие способностей- задатков - все это

заставляет нас принципиально изменить образ человека, картину его

существования с другими людьми.

4.1 Субъективность

В новой парадигме меняется смысл понятия субъективность. Она

тщательно купировалась из всех форм познания, как источник искажения

объективной картины. Разрабатывались и до сих пор разрабатываются методики

исследования, которые сокращают эффект привносящих человеком искажений. Но

и за пределами научных исследований субъективность считалась причиной

ложных выводов.

В сфере социальной деятельности профессионализм, специализация,

ролевое соответствие определялись набором признаков, одинаково обязательных

для всех. Этот, как уже было сказано, тоталитаризм функций требовал от

каждого освобождений от субъективных особенностей, как от помех, понижающих

конечные результаты.

Даже в сфере общения разрабатывались общие правила (Карнеги), которые

должны были уберечь человека от конфликтов, порождаемых различиями между

людьми и их субъективными предпочтениями.

Современная ситуация предполагает пересмотр смысла и значения

человеческой субъективности. В сфере познания мы обнаруживаем ряд явлений,

которые открываются человеку только в личном переживании. Это же относится

к области специализированного знания, но большая часть жизненных ситуаций

может быть познана субъективным переживанием. М.Мамардашвили (Классические

и неклассические варианты рациональности. Тбилиси, 1984) писал об этом:

«... Есть такие вещи, которые должны быть пережиты и заново установлены,

рождаясь в ложе бесконечных потенций» (С. 16).

Он назвал эту форму познания индивидуацией и настаивал на ее особой

важности в жизни человека: «... от индивидуации мира эмпирическим его

испытанием зависит, как и каким я буду, многое во мне и в моей судьбе

развернется в зависимости от той уникальной формы, в которой я, скажем,

влюбился или проделал первый опыт любви, как от любого другого

существенного человеческого качества и состояния». (Там же, С. 16).

В сфере самых разных форм деятельности психосоматический полиморфизм

рода человеческого и вытекающее из него субъективное своеобразие

человеческого опыта вполне могут рассматриваться как еще не использованный

потенциал человечества. Конечно, это предполагает основательное

исследование связанных с субъективностью особенностей, но в программy

развития должно войти как важное направление. К тому же, анализируя

субъективность человека, мы можем указать еще на одну особенность.

Предпочтения, пристрастия, субъективная избирательность означают для

человека возможность действовать без принуждения, обходиться без

дисциплинарных нажимов извне, держать явление в зоне неослабеваемого

добровольного внимания. И это не частный случай, а общее положение,

происходящее с каждым.

Субъективность тесно связана с пониманием человеческой реальности.

Старое убеждение в том, что мы живем в мире общем, одинаковом для всех,

нуждается в серьезном переосмыслении.

Объективный мир, предполагающий одну истину, к которой человек

приближается, обуздывая свою субъективность, - это модель годятся только

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.