Рефераты. Технический прогресс в человеческом измерении






Технический прогресс в человеческом измерении

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Биосфера………………………………………….………………………6

2. Техносфера………………………………………………………………7

2.1 Положение человечества в природе………………………….…….7

2.2 Представления человека о себе……………………………….…….9

3. Ноосфера…………………………………………………………………11

3.1 Движение к ноосфере………………………………………….…….11

3.2 Понятие ноосферы…………………………………………….…….12

3.3 Реализация ноосферы………………………………………….…….13

4. Человек…………………………………………………….…………….14

4.1 Субъективность……………………………………………….…….15

4.2 Духовность……………………………………………………………18

4.2.1 Проявления и развитие духовности………………………………….19

4.2.2 Духовность в наше время…………………………………………...20

5. Новая идеология……………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………24

Введение

Развитие науки, породившее колоссальные блага связанные с

научно–техническим прогрессом и разбудившее огромные разрушительные силы,

угрожающие существованию самой человеческой цивилизации, неоднозначно

оценивается в современной культуре и философии. Наука в силу глобальности

ее результатов и влияния на жизнь отдельных людей выходит из рамок

обсуждения только специалистами – философами и учеными, и выступает в

современной культуре в виде некоторого обобщенного образа. С ним человек

связывает либо все свои дальнейшие надежды, либо, напротив, всю сумму тех

разочарований, которые преподносит ему развитие общества.

Эйфория, связанная с достижениями науки привела к становлению особой

социокультурной или мировоззренческой позиции, которую принято обозначать

как сциентизм. На разных уровнях общественного сознания он проявляется как

своеобразная вера в науку, ее могущество в решении всех проблем, которые

стоят перед человечеством. На уровне теоретических построений сциентизм

выступает в виде некоторой мыслительной конструкции, основанной на

абсолютизации конкретно– научных критериев истины, методов познания и

навязывания их в качестве единственно верной модели не только познания

мира, но и наиболее истинного отношения к нему. Это не просто ориентация на

рациональное постижение бытия, а на узко трактуемую рациональность. В 20-е

гг. нашего столетия сциентизм выступает в своей развитой форме, которая

основана на вере в результативность науки при решении любых проблем, в то,

что именно наука обеспечит не только власть человека над природой, но и

изменит общество в сторону реализации наиболее гуманистических ценностей.

Для представителей данного умонастроения характерным является

отождествление научно– технического и общественного прогресса.

Широкое проникновение науки на все уровни общественного сознания и

как следствие, "обсуждение ее проблем" во всех уголках общества становится

своеобразной модой и нормой поведенческой коммуникации современного

человека, открывая "кельи ученых" для публики. В общественном сознании

складывается некий идеальный образ науки, и ученый предстает в восприятии

многих людей либо в виде некого рыцаря, который без страха и упрека

направляет свою деятельность на открытие истин, либо, напротив, в образе

Франкенштейна, олицетворяя собой реальную угрозу, которую несет с собой

наука, вмешиваясь в самые потаенные сферы жизнедеятельности и сознания

человека.

Однако в любом случае наука "открывается" для критики и дискуссий,

причем для широкой критики не только специалистами, но и вообще мыслящими

людьми. Обсуждение последствий науки выплескивается на страницы

периодической печати, в другие средства коммуникации, становясь предметом

острых дискуссий в современной культуре. Объектом оценки чаще всего

становятся некоторые результаты научно-технического прогресса, которые по

отношению к обществу носят не всегда только позитивный характер.

В связи с превращением науки в ведущий фактор развития общества, в

непосредственную производительную силу все в большей степени осознается тот

факт, что знание может быть использовано не только во благо, но и во зло.

Возникает проблема дегуманизирующего, влияния науки на культуру. При этом

система традиционных культурных ценностей и этических принципов как бы не

успевает за скоростью научно-технического прогресса. Поэтому этический опыт

человечества сталкивается с ситуациями, когда он оказывается не в состоянии

ассимилировать новые условия в развитии научного знания, когда, например,

массовое использование науки.

Сельско-земледельческая цивилизация уходит, а промышленно-городская

или индустриальная приходит. Коренные качественные изменения продолжаются и

в самом индустриальном обществе: оно теряет со временем свой деятельно-

индустриальный характер и продвигается в направлении расширения сферы

обслуживания населения -- третичной сферы человеческой деятельности (после

земледельческой и промышленной). Практика показывает, что существенное

уменьшение работающих в производительной сфере не ведет к уменьшению числа

промышленных предприятий. Техника и техносфера растут и усложняются, опасно

воздействуя на мир живой природы.

Создается впечатление, что Разум выбирается из биологической оболочки

и начинает самостоятельное существование, творя окружающий мир. Ведущим

элементом человеческого бытия выступает уже не материальное бытие и даже не

духовное в его традиционной мифо религиозной форме, а мысленное бытие.

Мыследеятельное отличается от духовного тем, что последнее связано с

человеческими органами чувств, а конец ХХ века знаменует собой потерю

чувствительности человеческим организмом и он переполнен господством мысли

и окружающей искусственной средой.

Напрашивается вывод о киборгизации человеческого общества.

Человечество слепнет и глохнет настолько стремительно, что мы можем

столкнуться с проблемой постоянного "ремонта" органов зрения и слуха или

замены их техническими передатчиками соответствующих сигналов в кору

головного мозга. С учетом имеющих место операций по замене других органов

человеческого тела мы можем уже говорить о появлении переходного к киборгу

(кибернетический организм) типу человеческого существа.

Техника превращает потребности человека из чисто человеческих в

потребности человеко-машины. Человек един в трех лицах по отношению к

технике: он ее создатель, он и универсальный духовный микрокосм, он и

"сын", ибо сходит в мир техники, живет среди машин; упражняется в своей

деятельности по мере ее развития и совершенствования; и его способности

становятся машинно-человеческими. Поэтому, в мире, где обитает человек,

становятся лишними чувствительность, гуманность, лиричность, сердечность,

целомудрие, чуткость, пылкость, ибо всего этого не нужно при общении с

машиной (автомобилем, персональным компьютером, игровым автоматом). Тонкая

ткань человечности распадается.

Многие виды культуры и культурной деятельности создает не техника

сама по себе, а технико-урбанистическая концентрация людей. Без крупных

городов не было бы бурного развития науки и техники, невозможна была бы

концентрация многих видов культурной жизни, рождающей свои новые формы.

Мощная авиатехника, метрополитен, высотные здания, скоростные поезда,

автомагистрали, учебные заведения, научно-исследовательские институты,

культурные учреждения (театры, музеи) и многое другое -- все это порождение

урбанистического типа деятельности и образа жизни. Концентрация населения

стимулирует интеллектуальную, творческую деятельность людей. Рожденные в

деревне возможные гении превращаются в действительных только в городской

среде.

Вырвавшись из плена природы человек становится пленником мира второй

природы, созданного им же самим. И этот новый искусственный мир --

техносфера с помощью человека будет и далее развиваться.

Происходит процесс перехода от биосферы к ноосфере (сфера разума) с

помощью техносферы. В различных проявлениях культурной жизни все более

проявляется интеллектуальность. В изобразительном искусстве натурализм,

реализм вытесняются экспрессионизмом, с реализмом и, в целом,

мыследействующим искусством.

Сложность исторической ситуации для современного человека состоит в

том, что он вовлечен во все типы связей с природой, стоящие за этими

именованиями. Поэтому нельзя избежать хотя бы самой общей их

характеристики: биосфера, техносфера и ноосфера относятся в настоящее время

к условиям существования человека.

1. Биосфера

С одной стороны человек является частью сложнейшей системы -

биосферы, которая формировалась многие миллионы лет и существует в

настоящее время. В.И.Вернадский в одной из своих статей резко выступил

против приписывания человеку излишней автономности. Рассмотрение его в

качестве отдельного объекта возможно лишь в узких пределах, по существу же

он является «частью живого вещества планеты». Конечно, история развития

человека и его материальной культуры изменила его положение; связь с

природой становится все более опосредованной, но она остается. Более того,

человек продолжает быть неразрывно связанным с природой, а человечество

может существовать лишь в пределах ее сохранения. Это позволяет сделать ряд

поправок мировоззренческого характера.

Во-первых, обособление человека от природы, также как и рассмотрение

социальной формы развития как надприродной, является слишком сильным

допущением, если не сказать ошибочным, и может иметь место, как писал

В.И.Вернадский, лишь в сознании.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.