Во-вторых, геологическая оболочка нашей планеты - биосфера - изменяется
медленно, в особом временном режиме. Человечество может знать эти изменения
и может не знать их, но оно не может не испытывать на себе их воздействия.
И в-третьих, связь с биосферой при всей ее изменчивости остается
запредельной и может быть отнесена к важнейшим факторам социального
развития на всех его этапах. Следует отметить, что создается реальная
опасность, не поняв и не пережив до конца смысл понятия биосферы для
человека и общества, выйти в своих мировоззренческих ориентациях за ее
пределы, увлекаясь новыми понятиями и вновь открывшимися горизонтами.
Забегая вперед можно было бы напомнить, что Вернадский, с чьим именем
связано учение о ноосфере в нашей стране, определял ее как «особое
состояние биосферы» (Научная мысль как геологическая сила, гл. 1, разд. И,
Размышление натуралиста М., 1977, с.21).
2. Техносфера
2.1 Положение человечества в природе
Вместе с тем XX век, определяя современное положение человечества в
природе, ввел в употребление новое понятие техносферы, в пределах которой
человек получает свое специфическое развитие. Оно отражено в особом образе
человека и в понятиях Homo Sapiens и Homo fabes и означает возникновение
принципиально новых связей и нового положения человека в природе. Создание
материальной культуры, утилизация многих форм природной энергии, которую
удалось человеку поставить на службу своим интересам, создание
искусственной среды обитания и техническое усиление своих природных
способностей - все это убедительно доказывает наступление нового этапа в
отношениях между человеком и природой. В этот период, длящийся до сих пор,
человек освоил всю территорию земли, научился пользоваться не только
наличным природным материалом, но и теми ресурсами, которые могли служить
ему в этом качестве после глубокого преобразования. Это потребовало от
человечества напряжения всех его сил и не только обеспечивало его выживание
и практический успех, но и создавало особую воспроизводящуюся систему
воспитания востребованных в человеке способностей. Его внимание было
приковано к устойчивым повторяющимся связям между явлениями природы,
которые в силу этой устойчивости были воспроизводимыми, а значит могли быть
практически использованы. Природа при этом отчуждалась в объект познания, в
сырье, ресурсы и строительный материал, а в человеке развивались те
качества, которые были для этого необходимы. Долгое время все изъятия из
природы, производимые человеком, не разрушали ее целостности и способности
к восстановлению. Все это время господствовало мировоззрение
антропоцентристского толка, ему соответствовала парадигма аналитика-
прагматического познания и освоения мира. В познании победила модель
субъективно-объективного противопоставления, отразившего особую форму
разрыва между человеком и природой и долгое время она была безусловной и
единственной формой объяснения мира. Вся психика приравнивалась к сознанию,
а оно в свою очередь к знанию, к накоплению объективных сведений об
окружающем мире.
Потребовались особые усилия выдающихся ученых для того, чтобы
расширить понятие человеческой психики, включив туда и бессознательное. Да
и сам человек в целом толковался как носитель сознании, делавшего его
субъектом познания, и как производитель, осуществляющий преобразование
природы в своих интересах. Сознание в свою очередь объяснялось
обеспечивающими его физиологическими процессами и предметностью окружающего
мира. Тем самым круг объяснения человека замыкался. Если добавить к этому,
что прогресс в познании осуществлялся за счет непрерывной и все
углубляющейся специализации и разделения труда, становится понятным, почему
при этом происходит утрата представлений о целостной природе и понимания ее
значения в жизни человека.
Техносфера - это период и особый тип связи с природой, которая
познается и объясняется на глубину целенаправленного практического усилия
человека. Понянтие «разумный» сближается по смыслу с понятием извлекающий
пользу. Практика, практический успех становится критерием истины. Не
забудем и о том, что она была и основой познания. Не следует преувеличивать
значение марксистской теории - она была не столько причиной подобных
представлений, сколько симптомом
2.2 Представления человека о себе
Аналитика-прагматическая парадигма исследования породила в сознании
человека весьма своеобразное представление не только о мире, но и о себе
самом. Человек был объявлен венцом творения, а его деятельность высшей
формой развития. Общество было вынесено за пределы биосферы и толковалось
как надприродное. Право человека господствовать над всеми остальными
формами жизни было общепризнанным и сохраняется до сих пор: даже в самых
радикальных экологических программах вопрос о спасении природы ставится во
имя человека и для его блага. Техносфера все больше напоминает человеческую
империю, которая осуществляется жестким и неумным деспотом, обладающим
хищным аппетитом. Недаром получила хождение фраза об истинном смысле
отношений между человеком и природой: «жадный захват мертвого объекта
хищным гносеологическим субъектом». Конечным результатом этого оказалось
разъятое мира в сознании человека, безудержная эксплуатация и уничтожение
мира, резкое ухудшение природы самого человека, нормальное состояние
которого стало требовать особых усилий. Это отразилось и на внутренних
ориентациях личности. Реализовать свои возможности, состояться как
личность, занять высокое положение в обществе - все это в рамках личного
устройства, при котором человек остается высокой целью себя самого.
Подобные ориентации, существующие и в настоящее время, необходимый и
закономерный элемент человеческой империи на земле. Существование подобных
самоопределений вряд ли могут быть оспорены, важно другое - они устойчиво
соединяются с понятиями экологического кризиса, с ощущением надвигающейся
катастрофы.
Происходящие при этом изменения в сознании заслуживают пристального
внимания. Взять хотя бы горделивое самосознание ученых и философов, которые
перестали испытывать нужду в гипотезе бога. За этим многое: способность
удовлетвориться практическим успехом, разъятое мира на отдельные области,
преобладание частных задач, неблагодарное пользование природой, ценность
которой зачастую просто игнорируется, беспрецедентное завышение роли
человека с его безудержно растущими потребностями и происходящий при этом
возгон степени удовлетворения материальных потребностей в идеал
общественного состояния и критерий социального развития. Все это рождает
особый образ человека и специфические представления о его ценности. Она
начинает измеряться качеством выполнения производственной функции,
способностю) повысить производительность труда и добиться в кратчайшее
время практического успеха.
В познании разрабатываются методики, позволяющие купировать
субъективные переживания и создавать объективную картину мира. Возникающий
при этом тоталитаризм функций позволяет рассматривать индивидуальное
своеобразие и отклонение от стандарта как патологию или правовое нарушение.
Нельзя, конечно, сказать, что эта программа была общей и имела
стопроцентный успех, но она формировала людей и деформировала их. Право на
индивидуальность имели немногие и оно должно было быть достаточно
обоснованным (неординарные способности или особое экономическое положение).
Не случайно поэтому теория индивидуальности долгое время не
разрабатывалась, а философия в нашей стране приобретала характер
работологии. Очень сложно понять, как из достоинств современного человека
возникает реальная возможность гибели мира, но эта связь есть. Убежденный в
своем могуществе человек, окруживший себя бетоном и кирпичной кладкой
занимает позицию космической непочтительности. Его казалось бы естественные
стремления быть замеченным и занять как можно более высокое положение
становятся разрушительными. Его сознание утрачивает ощущение большого
времени и отдаленных следствий своих действий и замещается
короткометражными ситуациями, рожденными непосредственными нуждами.
3. Ноосфера
Современность пока еще полностью подпадает под определение
техносферы, но ее кризис становится все более очевидным. Поставлен вопрос о
пределах роста, возникли институты охраны природы (правда, они до сих пор
демонстрируют свое бессилие в схватке с инерцией прагматических ориентаций
техносферы и стремлением к комфорту). И, наконец, поставлен вопрос о
необходимости перехода к иному типу связей с природой, который получил
название ноосферы - эпохи разума, который должен поставить под контроль
происходящие в природе и обществе процессы.
3.1 Движение к ноосфере
Содержательно движение к ноосфере может быть раскрыто по- разному. С
одной стороны, мы вправе продолжать развитие научных исследований в уже
освоенных направлениях. Без этого нельзя достичь все более полного охвата
явлений природы и общества. Мысль как планетное явление (Вернадск.)
предполагает развитие этого направления и вширь и вглубь. Это определение
ноосферы особенно часто встречается в работах В.И.Вернадского, посвященных
проблеме будущего. Однако очевидно, что развитие этого направления,
оставляет нерешенной задачу удержания в сознании целостной природы.
Страницы: 1, 2, 3, 4