но для такого феномена, как тоталитаризм необходима особая социально-
экономическая ситуация, которая стала бы благоприятной почвой для его
возникновения.
К сожалению, подобная ситуация сложилась в России в начале ХХ-го века.
Подавляющее большинство населения страны было малограмотным, огромные массы
рабочих из разорившихся крестьян жили просто в нищете. Всё это привело к
тому, что в обществе восторжествовали примитивные, простые и утопические
идеи с одной стороны, а с другой — стремление к достижению реальных
ценностей социального реванша. Ко времени возникновения тоталитарного
режима массы были слабо подготовлены политически, но жаждали социальных
благ и выдвижения на общественную поверхность. Лозунг социальной
справедливости был абстрактным призывом, более близкими были призывы ко
всеобщему равенству, социальной уравниловке, что в результате переросло в
диктат социальной исключительности по принципу рабочего, бедняцкого
происхождения [9].
А вот точка зрения другого философа — марксиста [7]:
«В США после «Великой депрессии», показавшей невозможность дальнейшего
существования классического капитализма, появился «новый курс» Рузвельта, а
Европу пронзили первые ростки современного фашизма, причём оба эти уклада
должны были составить альтернативу коммунизму[6].
Положение эксплуататорского меньшинства было критическим. Начиная с
двадцатого века коммунистические идеи уже не в опосредованном, например
религиозном, а в своем естественном обличии овладели массами. Эксплуататоры
на это ответили либо неприкрытой фашистской идеологией, как в Европе, либо
тем же фашизмом, но прикрытым фиговым листком «демократии», как в США.
Кованый сапог гитлеровского фашизма должен был смести с лица Европы
рабочее движение, причем, «высшей расой», «элитой» были объявлены все
немцы. Ставка была сделана на грубую силу. В США в это время отрабатывался
другой путь: эксплуатация всего человечества «избранными государствами».
Этот путь проводился с не меньшей жестокостью, чем путь гитлеровского
фашизма, но зато с гораздо большим успехом, так как предполагал более
изощрённые формы эксплуатации. Он стоил человечеству не меньшей крови, чем
германский фашизм. В исторической перспективе он оказался жизнеспособнее.
Превратив противоречия между классами в противоречия между народами, он
получил возможность консолидировать общество внутри страны, приглушив
классовую борьбу и создав «общество потребления», «духовными» отбросами
которого питается всё «мировое сообщество».
При всей кажущейся разнице американской и германской альтернативы
коммунизму их суть одна: присвоение капиталистических отношений частью
общества, «элитой». «Присвоение» здесь понимается как включение отношений
предыдущей формации, в данном случае капиталистической, в систему
последующей, более высокой общественно-экономической формации, которую мы
здесь называем фашистской. Капитал здесь присваивается при посредстве
банковской системы, работающей целенаправленно и планомерно. Капитал в
результате теряет свойство стихийности.
Таким образом, присвоенные капиталистические отношения в «снятом» виде
продолжали существовать в Западной цивилизации в обеих формах элитаризма: и
в фашистской (Германия), и в либеральной (США), но ведущей формой
производственных отношений уже не являлись.
Сейчас ... тщатся отождествить германскую модель фашизма с советским
коммунизмом. В действительности эти системы противоположны как по своим
основополагающим целям, так и в реализации этих целей.
Коммунистическая предполагает всеобщее реальное равенство людей (а не
сомнительное «равенство перед законом» плюс-минус тугой кошелёк, как
буржуазно-либеральная система). Коммунистическая система предполагает
присвоение человеком самого себя, возвращение человеку самого себя, «прыжок
из царства необходимости в царство свободы».
Фашистская система предполагает заведомое неравенство, выделение по
какому-либо надуманному признаку (чаще национальному) «элиты» из
«сверхчеловеков», которым-де можно делать всё что угодно, и унижение всей
остальной части общества (человечества в «американской модели») до
состояния быдла, с которым можно делать все, что угодно, вплоть до
переработки на удобрения. На царство свободы это совсем не похоже. На
либеральный «идеал» — тем более.
...Из этого следует, что единственной настоящей альтернативой
коммунистическому обществу на современном этапе служит не какое-то
мифическое «цивилизованное общество», а в большей или меньшей степени
фашизованный капитализм, так как капитализм стихийный изжил себя ещё во
времена Маркса и окончательно рухнул во времена Рузвельта. И наоборот,
реальной альтернативой фашизму служит не воспеваемое нашими либералами
западное общество, постоянно фашизм порождающее, а коммунизм.
Мы называем здесь фашистским общество, выросшее на базе капитализма,
который при современных средствах производства уже просто не может
существовать, и сознательно применяющее насилие против большинства в
интересах сохранения господства меньшинства — «элиты», паразитирующей на
теле общества.
Насилие может принимать различные, не обязательно вооруженные формы. В
настоящее время эта формация имеет общемировой характер за исключением
отдельных регионов. Существенным признаком такой формации, отличающим её от
всех других, является присвоение общественных отношений частью общества,
«элитой», не являющейся классом, с целью эксплуатации большинства. Такая
формация прямо противоположна коммунистической, в которой присвоение
общественных отношений производится всеми членами общества в своих
интересах через посредство своего субъекта — коммунистической партии,
Советов. И если считать обезьяну карикатурой на человека, то и фашизм в
этом смысле является карикатурой на коммунизм.
Конечно, у оригинала и карикатуры всегда будут общие черты. В нашем
случае это сознательное управление общественными процессами. Разница только
в том, кто обществом управляет и с какой целью.
Ранней аналогией фашизма, по нашему мнению, служит «азиатский способ
производства». Как показали Классики, да и вся история человечества,
коммунистические идеи в той или иной форме (например, христианской) были
присущи трудящимся, а фашистские — представителям человечества, по той или
иной причине (способность без зазрения совести залезть в карман к соседу,
«делать деньги», общественное положение, выдающиеся математические
способности и т.д.) считающих себя «избранными». Нетрудно видеть, что
претензии на «элитарность», как правило, выглядят весьма сомнительными.
Однако идеология элитарности очень выгодна правящим, паразитическим классам
и государствам, так как она освящает их привилегированное положение».
5. Стереотипное представление буржуазных учёных о тоталитаризме
Слово «total» означает «целый, общий». Тоталитаризм — это явление
всеобщее, затрагивающее все сферы жизни.
В экономике
Он означает огосударствление экономической жизни, экономическую
несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в
производстве[7]. Происходит отчуждение человека от результатов его труда,
и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается
централизованное, плановое управление экономикой[8].
Ф.Хайек в своей книге «Дорога к рабству», написанной в 1944 году [11],
особый акцент делает именно на этом аспекте тоталитаризма. Он приходит к
выводу о том, что свобода политическая — ничто без свободы экономической.
Контроль над важнейшими ресурсами общества, как материальными, так и
нематериальными, будет находиться у тех, в чьих руках сосредоточен контроль
над экономической властью. Идея централизованного планирования заключается
в том, что не человек, но общество решает экономические проблемы, и,
следовательно, общество (точнее отдельные его представители) судит об
относительной ценности тех или иных целей. Там, где единственный
работодатель — государство или подконтрольные режиму частные предприятия,
не может быть и речи о свободном политическом, интеллектуальном или каком-
либо ином волеизъявлении людей.
Ф.Хайек видел опасность возникновения тоталитаризма в возрастающем
государственном регулировании экономики Великобритании. При этом он «забыл»
о том, что сущностью капитализма является концентрация экономической, а
следовательно и политической и всякой другой власти в руках ничтожной
кучки[9] далеко не лучших представителей общества. Пользуется ли эта кучка
в целях управления обществом государственным аппаратом или нет — не суть
важно. Результат всегда один — всеобъемлющая диктатура правящего класса —
буржуазии. После Маркса отрицать подобное — признак невежества.
В политической сфере
Вся власть принадлежит особой группе людей, которую народ не может
контролировать. Большевики, например, поставившие перед собой цель
свержения существующей системы, с самого начала были вынуждены действовать
как конспиративная партия. Эта конспиративность, интеллектуальная,
идеологическая и политическая закрытость остались её существенной
характеристикой и после завоевания власти. Общество и государство при
тоталитаризме оказываются поглощёнными одной господствующей партией,
происходит слияние высших органов этой партии и высших органов
государственной власти. Фактически происходит превращение партии в решающий
стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой
Страницы: 1, 2, 3, 4