Рефераты. Средневековая христианская философия






Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут

существовать без низших, тогда как последние без первых могут.

5. Какие части души выделяет Аристотель?

Душа отличается растительной способностью, способностью ощущения

способностью размышления и движением. А есть ли каждая из этих способностей

душа или часть души и если часть души, то так ли, что каждая отделима лишь

мысленно или также пространственно, - на одни из этих вопросов нетрудно

ответить, другие же вызывают затруднения. Так же как и у некоторых

растений, если их рассечь, части продолжают жить отдельно друг от друга,

как будто в каждом таком растении имеется одна душа в действительности

(энтелехия), а в возможности - много, точно так же мы видим, что нечто

подобное происходит у рассеченных на части насекомых и в отношении других

отличительных свойств души. А именно : каждая из частей обладает ощущение и

способностью двигаться в пространстве; а если есть ощущение, то имеется и

стремление. Ведь где есть ощущение, там и печаль, и радость, а где они, там

необходимо есть и желание.

Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, но

кажется, что они иной род души и что только эти способности могут

существовать отдельно, как вечное - отдельно от преходящего.

А относительно прочих частях души из сказанного очевидно, что их нельзя

отделить друг от друга.

6.Какими способностями обладает душа?

Душа обладает растительной способностью, способностью ощущения,

способностью размышления и пространственного движения.

Растениям присуща только растительная способность, другим существам - и эта

способность, и способность ощущения; и если способность ощущения, то и

способность стремления. Ведь стремление - это желание, страсть и воля; все

животные обладают по крайне мере одним чувством - осязанием. А кому присуще

ощущения; тому присуще также испытывать и удовольствие и печаль, и

приятное и тягостное, а кому все это присуще, тому присуще и желание: ведь

желание есть стремление к приятному.

7.Что такое энтелехия?

Энтелехия ( греч. entelecheia - имеющее цель в самом себе) - у Аристотеля

- целеустремленность, целенаправленность как движущая сила (Телеология

(греч teleos -цель, logos - учение)- каждый предмет природы имеет

внутреннюю причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим

(Аристотель) ), самоцель, активное начало, превращающее возможность в

действительность.

Аристотелево понятие энтелехии можно разъяснить так. Вещи существуют или

энтелехиально, как нечто осуществленное и завершенное, или потенциально, в

возможности, или же и потенциально, и энтелехиально. Вопрос о движении

относится к третьему отношению: в движущем имеется как возможность,

способность изменятся, так и внутренняя тенденция к завершению, т.е. цель,

заложенная в самой вещи и выступающая ее внутренней движущей силой,

поскольку она способна к изменению.

А следовательно, всякое явление подразумевает, по Аристотелю, возможность

изменения, цель, к которой направлено изменение, и энтелехию как

осуществленность данной цели, лежащую в вещи.

Говоря иначе, энтелехия - это “программа” изменения. Если для тел,

создаваемых искусством. цель и “программа” лежат вне изменяемой вещи и

вносятся в нее мастером. то в природных вещах они имеются в ней в той мере,

в какой вещь имеет в себе “начало движения”, т.е. способны к самодвижению.

В конечном итоге это приводит Аристотеля к идеалистическому выводу о

существовании высшей формы, лишенной материального субстрата и “чистой” в

своей идеальности (“необходимо, чтобы существовала некая вечная неподвижная

сущность”[15]), которую уже нельзя рассматривать как материю или как

возможность более высокой формы. Такая предельная форма есть

перводвигатель, или бог, пребывающий вне мира. Вышесказанное дает основания

классифицировать теорию Аристотеля как объективный идеализм.

Из рассмотрения философских взглядов Платона и Аристотеля видно, что

они, расходясь в определении того, что представляет собой окружающая нас

действительность (у Платона вещи чувственно воспринимаемого мира

рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно

сущего, у Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как

реально существующее единство формы и материи), обе стоят на позициях

объективного идеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи

(которая, по Аристотелю, пассивна), а идеальным субстанциям - идеям (у

Платона) или форме (у Аристотеля). К тому же весьма важная роль

приписывается мировому разуму - богу (Платон), высшей форме (Аристотель),

что имеет важное значение для христианской философии.

Этап схоластики.

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором

средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и

формулы.

Схоластика в средние века прошла тир этапа своего развития: 1) ранняя

форма (XI-XII в.в.); 2) зрелая форма (XII-XIII в.в.); 3) поздняя схоластика

(XIII-XIV в.в.).

Философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский самый видный и влиятельный философ-схоластик

западноевропейского средневековья.

XIII век - характерная черта этого столетия - медленное, но неуклонное

нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового,

капиталистического строя.

Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало

значительное экономическое оживление. Изменение в производственных

отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической

надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и первой половине XIII в.

феодальные города начинают стремиться к созданию собственной

интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к

развитию городских школ, возникновению университетов.

Философским выражение пробуждения этой жизни и расширения научного

познания был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались

отыскать не столько практические рекомендации, которые могли быть

использованы в экономической и общественно-политической жизни.

Аристотелевский умеренный реализм был попыткой примирения материализма с

идеализмом. Таким образом, аристотелизм стал угрожать не только официальной

церковной философии, но и приводил к подрыву основных догматов католицизма.

Поэтому нет ничего удивительного, что церковь активно реагировала на

распространение аристотелевской доктрины, и накладывала запрет на изучение

трудов Аристотеля.

Но интерес к Аристотелю не уменьшился. Римская курия допустила

возможность изучения трудов Аристотеля при условии, что они будут

подвергнуты исследованию и очищены от всякого намека на ошибки, то есть

лишены всех материалистических элементов. Задачу приспособления

аристотелизма к потребностям церкви было решено доверить ученым из ордена

доминиканцев.

Начатая папством идеологическая борьба против интереса

интеллектуальных кругов к естественнонаучным проблемам, была хорошо

продумана. Эта компания подготавливалась в течении многих лет и принесла

определенные плоды в виде ассимиляции аристотелизма и приспособление его к

нуждам церковной доктрины. Именно этой христианизации аристотелизма Фома

Аквинский посвятил большую часть своей жизни. Этого добился орден

доминиканцев в целом и Фома Аквинский в особенности.

В соответствии с требованиями этой задачи Аквинский вырабатывает

следующие теоретические принципы, определяющие генеральную линию церкви по

вопросу об отношении теологии и науки:

1. Философия и частные науки выполняют по отношению к теологии

служебные функции. Выражением этого принципа является известное положение

Фомы о том, что теология "не следует другим наукам как высшим по отношению

к ней, но прибегает к ним как к подчиненным ей служанкам". Использование

их, по его мнению, не является свидетельством несамодостаточности или

слабости теологии, а, напротив, вытекает из убогости человеческого ума.

Рациональное знание вторичным образом облегчает понимание известных

догматов веры, приближает к познанию "первопричины" вселенной, то есть

Бога;

2. Истины теологии имеют своим источником откровение, истины науки -

чувственный опыт и разум. Фома утверждает, что с точки зрения способа

получения истины, знание можно разделить на 2-а вида: знания, открытые

естественным светом разума, например арифметика, и знания, черпающие свои

основы из откровения.;

3. Существует область некоторых объектов, общих для теологии и науки.

Фома считает, что одна и та же проблема может служить предметом изучения

различных наук. Но существуют определенные истины, которые нельзя доказать

при помощи разума, и потому они относятся исключительно к сфере теологии. К

этим истинам Аквинский относил следующие догматы веры: догмат воскрешения,

историю воплощения, святую троицу, сотворение мира во времени и так далее;

4. Положения науки не могут противоречить догматам веры. Наука должна

опосредованно служить теологии, должна убеждать людей в справедливости ее

принципов. Стремление познать Бога - подлинная мудрость. А знание - это

лишь служанка теологии. Философия, например, опираясь на физику, должна

конструировать доказательства существования Бога, задача палеонтологии

состоит в подтверждении Книги бытия и так далее.

В связи с эти Аквинский пишет: "Размышляю о теле, чтобы размышлять о

душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.