Рефераты. Средневековая христианская философия






ними, а поворачивать голову от уз вокруг не могли. Пусть свет доходит до

них от огня, горящего далеко вверху и позади них, а между огнем и узниками

на высоте есть дорога, против которой вообрази стену, построенную наподобие

ширм, какие ставят фокусники перед зрителями, когда из-за них показывают

свои фокусы. ... Смотри же: мимо этой стены люди несут выставляющиеся над

стеною разные сосуды, статуи и фигуры, то человеческие, то животные, то

каменные, то деревянные, сделанные различным образом, и что будто бы одни

из прохожих издают звуки, а другие молчат. ... Разве ты думаешь, что эти

узники на первый раз как в себе, так и один в другом видели что-нибудь

иное, а не тени, падавшие от огня на находящуюся перед ним пещеру? - Как же

иначе, - сказал он... А предметы проносимые - не то же самое? - Что же

иное? - Итак, если они в состоянии будут разговаривать друг с другом, не

думаешь ли ты, что им будет представляться, будто называя видимое ими, они

называют проносимое? - Необходимо. Но что, если в этой темнице прямо против

них откликалось бы и эхо, как скоро кто из проходящих издавал бы звуки, к

иному ли чему, думаешь, относили бы они эти звуки, а не к проходящей тени?

- ...Не к чему иному, сказал он. - Да и истиною-то, примолвил я, эти люди

будут почитать, без сомнения, не что иное, как тени. - Необходимо, сказал

он. - Наблюдай же, продолжал я: пусть бы, при такой их природе, приходилось

им быть разрешенными от уз и получить исцеление от бессмысленности, каковы

бы она ни была; пусть бы кого-нибудь из них развязали, вдруг принудили

встать, поворачивать шею, ходить и смотреть вверх на свет: делая все это,

не почувствовал ли бы он боли и от блеска не ощутил бы бессилия взирать на

то, чего прежде видел тени? И что, думаешь, сказал бы он, если бы кто стал

ему говорить, что тогда он видел пустяки, а теперь, повернувшись ближе к

сущему и более действительному, созерцает правильнее, и, если бы даже,

указывая на каждый проходящий предмет, принудили его отвечать на вопрос,

что такое он, пришел бы он в затруднение и не подумал бы он, что виденное

им тогда истиннее, чем указываемое теперь? - Конечно, сказал бы он.”[3].

В вышеприведенном отрывке Платон на образном примере показывает

различие между самим предметом и нашим чувственным представлением о нем.

Но, выявив недостаточность чувственного восприятия, Платон пошел не по пути

установления диалектической связи ощущений (чувств) и теоретического

мышления (разума), а по пути их противопоставления, утверждая, что чувства

не могут быть источником истинного знания, но лишь побудителем,

способствующим тому, что разум обращается к познанию истины: “если притом

положишь, что восхождение вверх и созерцание горнего есть восторжение души

в место мыслимое, то не обманешь моей надежды, о которой желаешь слышать.

Бог знает, верно ли это; но представляющееся мне представляется так: на

пределах ведения идея блага едва созерцается; но, будучи предметом

созерцания, дает право умозаключать, что она во всем есть причина всего

правого и прекрасного, в видимом родившая свет и его господина, а в

мыслимом сама госпожа, дающая истину и ум... ”[4].

При этом впервые (и это тоже заслуга Платона) было подчеркнуто не

только несовпадение знания о мире с самим миром, но и несовпадение понятия

о предмете с самим предметом: ведь одно понятие может обозначать многие

предметы, но ни один из них не выражает полностью сути этого понятия.

Следовательно, делает вывод Платон, основание понятия не в предмете, а в

чем-то другом, что не является ни предметом, ни понятием. И этим “другим”,

согласно Платону, является идея, то есть “для себя сущее или “в себе”

вещей”. Соответственно сама идея есть первопричина всего сущего. Вот что об

этом говорит сам Платон: “Эту[5]область занимает бесцветная, лишенная

очертаний, неосязаемая сущность, подлинно сущая, зримая одному лишь

кормчему души - разуму[6]; на нее-то и направлено истинное знание.

Поскольку разумом и чистым знанием питается мышление бога да и всякой души,

какая стремится воспринять надлежащее, - она, видя время от времени

подлинно сущее, ценит его, питается созерцанием истины и блаженствует, пока

небесный свод не перенесет ее по кругу опять на то же самое место. При этом

кругообороте она созерцает самое справедливость, созерцает

рассудительность, созерцает знание - не то знание, которому свойственно

возникновение, и не то, которое меняется, содержась в том изменчивом, что

мы называем бытием, но то настоящее знание, которое содержится в подлинном

бытии”[7]. Идеи вечны, неподвижны и неизменны, что Платон показывает на

примере идеи прекрасного следующим образом: “нечто, во-первых, вечное, то

есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, во-вторых,

не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то для

кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом

месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Прекрасное это

предстанет ему не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде

какой-то речи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, Земля, небо

или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все

же другие разновидности прекрасного причастны[8] к нему таким образом, что

они возникают и гибнут, а его не становится ни больше, ни меньше, и никаких

воздействий оно не испытывает”.[9]

Признав идею первопричиной всего сущего, Платон тем самым определил и

основную задачу философии, и предмет науки как познание мира идей, которое

возможно лишь посредством диалектического процесса мышления как процесса

образования и разделения понятий, и выявление их совместимости (или

несовместимости) с предметным миром. Таким образом, Платон признает два

метода познания: чувственный (неподлинный) и понятийно-мысленный

(подлинный). Но поскольку всякое познание всегда направлено ни какой-либо

объект, то он должен присутствовать и здесь. У Платона этот объект

распадается на два: мир изменчивых и конечных во времени предметов и мир

вечных неизменных идеальных сущностей - идей. Происходит как бы удвоение

мира.

Такой подход вполне естественно порождает два важных вопроса: как

соотносятся эти два противоположных мира и как человек - существо конечное,

преходящее, и, следовательно, однозначно принадлежащее к чувственному миру,

может познавать недоступный для него по самой своей природе мир идей.

Платон выходит из положения, предположив, что:

1) предметный мир есть мир теней, отражение подлинного, идеального;

2) душа человека вечна и бессмертна.

Платон на этот счет пишет так: “Всякая душа бессмертна. Ведь

вечнодвижущееся бессмертно. А у того, что сообщает движение другому и

приводится в движение другим, движение прерывается, а значит, прерывается и

жизнь. Только то, что движет само себя, поскольку оно не покидает само

себя, никогда не перестает двигаться; более того, и для всего остального,

что движется, оно служит источником и началом движения. Начало не имеет

возникновения: всему возникающему необходимо возникать из начала, а само

оно ни из чего не возникает, потому что если бы начало возникало из чего-

либо, то возникающее возникало бы уже не из начала. Но так как оно не имеет

возникновения, ему необходимо быть и неуничтожимым, потому что если бы

погибло начало, ни само оно никогда не могло бы возникнуть из чего-либо, ни

другое из него, так как все должно возникать из начала. Значит, начало

движения - это то, что движет само себя. Оно не может ни погибнуть, ни

возникнуть, иначе бы все небо и все возникающее, обрушившись, остановились,

и уже неоткуда было бы взяться тому, что бы привело их снова в движение,

чтобы они возникли. Итак, выяснилось, что бессмертно движимое само собой;

но всякий без колебания скажет, что именно в этом заключается сущность и

определение души”[10]. До вселения в него она пребывает в мире идей, где и

познает мир истин. Вселившись же в человека, она привносит в него все

наличное знание. Таким образом, процесс познания по Платону есть процесс

припоминания, когда мы посредством анализа понятий заставляем душу человека

припоминать имеющиеся в ней знания: “раз душа бессмертна, часто рождается и

видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чтобы она не познала.

Поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчет добродетели, и насчет

всего прочего она способна вспомнить все, что ей было известно. И раз в

природе все друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает

тому, кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием, - самому

найти и все остальное...”[11]. В момент акта познания у человека возникает

воспоминание об идее. Говоря словами самого Платона, “человек должен

понимать видовое обозначение, складывающееся из многих чувственных

восприятий, но сводимое разумом воедино. А это есть припоминание того, что

некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока глядела на

то, что мы называем бытием, и вырвалась в подлинное бытие. Поэтому по

справедливости окрыляется только мысль человека, любящего мудрость[12]: у

него всегда по мере его сил память обращена на то, в чем бог проявляем свою

божественность. Человек, правильно применяющий подобные воспоминания,

всегда посвящаемый в совершенные таинства, - только он один становится

подлинно совершенным. Так как он стоит вне человеческой суеты и обратился к

божественному, толпа, конечно, станет увещевать его, как человека, у

которого не все в порядке, - но его восторженная одержимость толпе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.