данный момент ограниченностью общественно-исторической
практики. З. – это не просто иллюзия, в нем фиксируется то, что
лежит на поверхности явлений, исторически-ограниченные
характеристики этих явлений превращаются в «естественные», а
поэтому вечные и абсолютные.
Закон - внутренняя существенная и устойчивая связь явлений в природе и
обществе, обсловливающая их упорядоченное изменение. На основе
знания З. Возможно достоверное предвидение течения процесса.
Закономерность - повторяющаяся, существенная связь явлений общественной
жизни или этапов
исторического процесса. Совокупность
взаимосвязанных по содержанию З., обеспечивающих устойчивую
тенденцию или направленность в изменениях системы
Знание- продукт общественной материальной и духовной деятельности людей;
идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и
связей мира, природного и человеческого. З. Могут быть
донаучными (житейскими) и научными, которые разделяются на
эмпирические и теоретические. В З. Осуществляется перевод
разрозненных представлений в теоретически систематизированную
общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено,
передано, преемственно развито в качестве устойчивой опоры
последующей человеческой деятельности.
Значение- 1) важность, значительность, роль предмета, явления, действия в
человеческой
деятельности.
2) Содержание, связываемое с тем или иным выражением
(слова, предложения, знака и
т. п.) некоторого языка. Значения языковых выражений
изучаются в языкознании,
И
логике и семиотике.
деал- образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Общественный –
соответствующее политическим и экономическим интересам какой-
либо социальной группы представление о более совершенном строе,
который является конечной целью ее стремлений и деятельности.
Нравственный – представления о нравственном совершенстве, чаще
всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие
моральные качества, которые могут служить высшим моральным
образцом.
Идеализм- философское направление, противоположное материализму в решении
основного вопроса философии. Дух, сознание, мышление,
психическое — первично, а материя, природа, физическое —
вторично, производно.
Идеальное- способ бытия предмета, отраженного в сознании (в этом смысле
идеальное обычно
противопоставляется материальному)
Идеология- система политических, правовых, нравственных, религиозных,
эстетических и
философских взглядов и идей, в которых осознаются и
оцениваются отношения
людей к действительности.
Индивид- см. ниже
Индивидуализм- (лат. individuum – неделимое, особь) принцип идеологии,
признающий
превосходство определенной личности, индивида над
коллективом, обществом.
Интерес- отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному,
привлекательному.
Истина- соответствие знания действительности.
Историзм- принцип подхода к действительности как развивающейся во времени.
Историческое и логическое- философские категории, с помощью которых
выражаются отношения
реального процесса развития и его отражения в
мышлении.
Кант- выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с
дуалистическим
учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном
источнике ощущений) и
познаваемых явлениях, образующих сферу
бесконечного возможного опыта.
Условие познания — общезначимые априорные формы,
упорядочивающие хаос
ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия,
недоказуемые теоретически, являются,
однако, постулатами «практического разума»,
необходимой предпосылкой
нравственности.
Категория- отражает существенные, всеобщие свойства и отношения явлений
действительности и
познания.
Качество- выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой
он является
именно этим, а не иным.
Классификация- система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо
области знания
или деятельности человека, используемая как
средство для установления связей
между этими понятиями или классами объектов.
Количество- выражающее внешнюю определенность объекта: его величину, число,
объем, степень
развития свойств и т. д.
Конечное- еще не расчлененная совокупность признаков, свойств предмета.
Конфуцианство- Выражает интересы наследственной аристократии, конфуцианство
объявляло
власть правителя (государя) священной, дарованной
небом, а разделение людей на
высших и низших («благородных мужей» и «мелких
людишек») — всеобщим
законом справедливости.
Космология- учение о Вселенной как целом, основанное на результатах
исследования
наиболее общих свойств (однородности, изотропности
и расширения) той части
Вселенной, которая доступна для астрономических
наблюдений.
Личность- человек как субъект отношений и сознательной деятельности.
Логика- (грек. Logos – слово, понятие, рассуждение) наука, исследующая
законы и формы
мышления.
Локальность-
Материализм- что мир материален, существует объективно, вне и независимо от
сознания, что
материя первична, никем не сотворена, существует
вечно, что сознание, мышление -
свойство материи, что мир и его закономерности
познаваемы.
Материя- вещество; субстрат, субстанция; содержание.
Мера-категория, выражающая диалектическое единство качества и количества
объекта; указывает
предел, за которым изменение количества влечет за
собой изменение качества
объекта и наоборот.
Метафизика- учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия.
Метод- способ построения и обоснования системы философского знания.
Методология- учение о структуре, логической организации, методах и
средствах деятельности.
Монизм- способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы
(субстанции)
всего существующего.
Мораль- нравственность, особая форма общественного сознания и вид
общественных отношений
(моральные отношения).
Мышление- высшая ступень человеческого познания.
Наблюдение- целенаправленное восприятие, обусловленное задачей
Народ-1) все население определенной страны.
2) Различные формы исторических общностей (племя, народность,
нация).
Народонаселение- непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства
совокупность
людей, живущих на Земле в целом или в пределах
какой-либо ее части (стране,
группе стран и т. п.).
Наука- сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и
теоретическая
систематизация объективных знаний о
действительности
Научная картина мира-
Н.Т.Р.- коренное, качественное преобразование производительных сил на
основе превращения
науки в ведущий фактор развития общественного
производства, непосредственную
производительную силу.
Н.Т.П.- единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и
техники.
Национализм- идеология и политика в национальном вопросе, основа которых —
трактовка нации
как высшей ценности и формы общности.
Нация- историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования
общности их
территории, экономических связей, литературного
языка, этнических особенностей
культуры и характера.
Необходимость и случайность- философские категории, отражающие различные
питы связей
предметов и явлений друг с другом.
Непрерывность и прерывность- существенные характеристики, отражающие
противоположные,
но взаимосвязанные свойства материальных объектов.
Обобщение- переход на более высокую ступень абстракции путем выявления
общих признаков
(свойств, отношений, тенденций развития и т.
п.)предметов рассматриваемой области.
Обоснование-
Общие-
Общественное бытие и общественное сознание- две стороны, материальная и
духовная, жизни
общества, находящиеся между собой в определенной
взаимосвязи и взаимодействии.
Общественные отношения- многообразные связи между социальными группами,
нациями,
религиозными общинами, а также внутри них в
процессе их экономической,
социальной, политической, культурной и др.
деятельности
Объективизм-
Объективный идеализм- одна из форм идеализма в которой первоосновой
является безличное
сознание(бог, абсолютная идея, и т. д.)
Онтология- учение о бытии , в котором исследуются всеобщие основы,
принципы бытия, его
структура и закономерности.
Определение- установление смысла незнакомого термина (слова) с помощью
Страницы: 1, 2, 3, 4