Рефераты. Словарь терминов






Словарь терминов

А

бсолютная идея-

Абсолютное и относительное - философские категории. А.- безусловное,

независимое, безотносительное, самостоятельное, ничем не

обусловленное, непреложное. О. (релятивное)- характеризует

явление в его отношениях и связях с др. явлениями, в зависимости

от них. Движущаяся материя в целом ничем не обусловлена и не

ограничена, вечна и неисчерпаема, т.е. абсолютна. Бесчисленные

виды и состояния материи, конкретные формы движения, бесконечно

сменяющие друг друга, временны, конечны, преходящи,

относительны. Каждая вещь относительна, но она частица целого и

в этом смысле содержит в себе элемент абсолютного.

Абсолютный дух-

Абстракция- (от лат. abstractio — отвлечение) процесс мыслимого выделения

одних и отвлечения

от других свойств и связей предмета. Одна из

сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от

ряда предметов и отношений между ними и выделении какого-либо св-

ва и отношения; обозначает и процесс такого отвлечения и его

результаты.

Агностицизм - (от греч. agnostos — недоступный познанию) учение, согласно

которому человек не

способен познать сущность вещей, не может иметь

достоверное знание о них.

Аксиома - (от греч. axioma – принятое положение) – исходное утверждение,

предположение, какой-либо научной теории, которое берется в

качестве недоказуемого в данной теории и из которого (или

совокупности которых) выводятся все остальные предположения

теории по принятым в ней правилам вывода. Вопрос об истинности

А. решается или в рамках других научных теорий, или при

нахождении интерпретаций данной системы. Утверждение, не

требующее доказательств.

Анализ - (от греч.-analysis – разложение и synthesis – соединение) –

процессы мысленного и фактического разложения целого на

составные части и воссоединения целого из частей. В мыслительных

операциях А. и С. выступают как логические приемы мышления,

совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с

рядом мыслительных операций. А.- познание частей как элементов

сложного целого; приводит к выделению сущности, которая еще не

связана с конкретными формами ее проявления. С.- процесс

объединения в единое целое частей, свойств, отношений,

выделенных посредством А. С. дополняет А. и находится в

непосредственном с ним единстве. Способ исследования объектов, к-

рый позволяет вычленять отдельные части из целого подвергать их

самостоятельному изучению.

Антагонизм- (греч. Antagonistes- противник) тип противоречия общественного

развития, входе

которого изменяется общественный строй.

Аристотель- (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. идеи (формы,

эйдосы) — внутренние

движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник

движения и изменчивого

бытия — вечный и неподвижный «ум», нус

(перводвигатель).

Атрибут- (от лат. attribuo — придаю, наделяю), необходимое свойство

предмета, без которого он

Б

перестает быть самим собой.

азис и надстройка -– категории исторического материализма, выработанные для

характеристики основных

структурных элементов каждой общественно-экономической формации.

С помощью этих категорий конкретизируется основной вопрос

философии применительно к обществу.

Б. - присущая обществу совокупность

производственных отношений, необходимо складывающихся в

соответствии с определенным уровнем производственных сил.

Н. – это взаимосвязанная система общественных

явлений, порожденных экономическим Б. и активно влияющих на

него.

Б. и Н. Понятия соотносительные. Б. Определяет

качественную особенность данной формации. Б. определяет

качественную особенность данной формации, тем самым отделяя ее

от других, а порожденная им Н. характеризует своеобразие

социальной и духовной жизни каждой формации.

Понятия, выработанные историческим материалистом для

характеристики

важнейших структурных элементов каждой исторически

определенной

ступени развития общества – О-Э.Ф.

Бихевиоризм - (от англ. behaviour, bihevior — поведение) одно из

направлений западной психологии, возникшее в нач.20

в.(основоположник Д Уотсон.) Одно из наиболее распространенных

в современной буржуазной философии направлений. Б. Продолжает

механистическое направление в философии, сводя психические

явления к реакциям организма; отождествляет сознание и

поведение, основной единицей которого считает связь стимула и

реакции. Все познание сводит к образованию у организмов условных

реакций.

Быт- сфера внепроизводственной жизнедеятельности людей, соотносящаяся со

сферой труда. Одна из важнейших сфер жизни общества,

непосредственно связанная с воспроизводством самого человека,

материальная и культурная среда, в которой происходит

удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе,

развлечениях, поддержании здоровья и т. д. Характер бытовых

условий, средства и формы удовлетворения бытовых потребностей в

конечном счете определяются способом производства, зависят от

изменений в нем. На Б. накладывают глубокий отпечаток обычаи,

нравы, традиции народов, классовые различия и т. д.

Бытие- 1) обозначает весь мир(материалистическая философия). Философское

понятие, обозначающее существующий независимо от сознания

объективный мир, материю. Рассматривая материальность мира и его

Б. как понятия тождественные, диалектический материализм

отвергает идеалистическое представление о Б. как о существующем

до материи и независимо от нее.

2) существование чего-либо вообще. Наиболее общее и

абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо

вообще. В этом случае Б. следует отличать от реальности,

существования, действительности и т. д., как более конкретных и

глубоких характеристик объективных процессов и явлений.

В

еды (ведение) - памятники древнеиндийской литературы (кон. 2-го — нач. 1-го

тыс. до н. э.) на

древнеиндийском (ведийском) языке. Веды,

или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и

жертвенных формул. Четыре главные священные книги др. индийцев:

Ригведа, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа. Были созданы в

течение 12-7 вв. до н.э. Словом Веды обозначаются и относящиеся

к данным книгам брахманы (книги, излагающие и толкующие

ведийские обряды), араньяки («лесные книги»), где объясняется

мистический смысл ведийских обрядов и раскрывается ведийская

символика, и созданные позднее Упанишады (книги, в которых культ

и мифология В. получают философское обоснование и где на первый

план выступает общее рассуждение о боге, человеке и природе).

Слово В. употребляется также нарицательно, в смысле «священная

книга», «высшая мудрость». Наряду с древними религиозными

представлениями в В. имеются и умозрительные разделы, где уже

ставятся вопросы о причинах и целях существования мира и

поступков человека.

Вера- такое отношение к событиям, теориям и даже вымыслам, когда они

принимаются за

достоверность и истинное без доказательств. Не основанная на

знании убежденность в истинности того или иного явления. Слепая

вера в сверхъестественное – составная часть всякой религии. В

обычном словоупотреблении В. – это уверенность в научных

гипотезах, предположениях, которые в данный момент еще не могут

быть доказаны не теоретически, ни экспериментально.

Вероятность-

Вечность - бесконечная длительность времени существования мира,

обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи, ее

субстанциональностью, материальным единством мира.

Вещество- вид материи, который обладает массой покоя. ВЕЩЕСТВО И ПОЛЕ –

фундаментальное физическое понятие, обозначающее два основных

вида материи на макроскопическом уровне: В. - совокупность

дискретных образований, обладающих массой покоя (атомы, молекулы

и то, что из них построено); П. – вид материи,

характеризующийся непрерывностью и имеющий нулевую массу покоя

(электромагнитное поле и поле тяготения)

Взаимодействие- всеобщая форма связей тел и явлений, выражающаяся в их

взаимном влиянии

друг на друга и изменении.

Возможное и действительное- категории материал. диалектики, выражающие две

необходимые,

объективно существующие стадии в развитие любого

предмета, явления. Категории, с помощью которых отображается

развитие материального мира. Категория В. фиксирует объективную

тенденцию развития существующих явлений, наличия условий их

выполнения или, как минимум, отсутствие обстоятельств,

препятствующих этому возникновению. Категория Д. представляет

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.