А
бсолютная идея-
Абсолютное и относительное - философские категории. А.- безусловное,
независимое, безотносительное, самостоятельное, ничем не
обусловленное, непреложное. О. (релятивное)- характеризует
явление в его отношениях и связях с др. явлениями, в зависимости
от них. Движущаяся материя в целом ничем не обусловлена и не
ограничена, вечна и неисчерпаема, т.е. абсолютна. Бесчисленные
виды и состояния материи, конкретные формы движения, бесконечно
сменяющие друг друга, временны, конечны, преходящи,
относительны. Каждая вещь относительна, но она частица целого и
в этом смысле содержит в себе элемент абсолютного.
Абсолютный дух-
Абстракция- (от лат. abstractio — отвлечение) процесс мыслимого выделения
одних и отвлечения
от других свойств и связей предмета. Одна из
сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от
ряда предметов и отношений между ними и выделении какого-либо св-
ва и отношения; обозначает и процесс такого отвлечения и его
результаты.
Агностицизм - (от греч. agnostos — недоступный познанию) учение, согласно
которому человек не
способен познать сущность вещей, не может иметь
достоверное знание о них.
Аксиома - (от греч. axioma – принятое положение) – исходное утверждение,
предположение, какой-либо научной теории, которое берется в
качестве недоказуемого в данной теории и из которого (или
совокупности которых) выводятся все остальные предположения
теории по принятым в ней правилам вывода. Вопрос об истинности
А. решается или в рамках других научных теорий, или при
нахождении интерпретаций данной системы. Утверждение, не
требующее доказательств.
Анализ - (от греч.-analysis – разложение и synthesis – соединение) –
процессы мысленного и фактического разложения целого на
составные части и воссоединения целого из частей. В мыслительных
операциях А. и С. выступают как логические приемы мышления,
совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с
рядом мыслительных операций. А.- познание частей как элементов
сложного целого; приводит к выделению сущности, которая еще не
связана с конкретными формами ее проявления. С.- процесс
объединения в единое целое частей, свойств, отношений,
выделенных посредством А. С. дополняет А. и находится в
непосредственном с ним единстве. Способ исследования объектов, к-
рый позволяет вычленять отдельные части из целого подвергать их
самостоятельному изучению.
Антагонизм- (греч. Antagonistes- противник) тип противоречия общественного
развития, входе
которого изменяется общественный строй.
Аристотель- (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. идеи (формы,
эйдосы) — внутренние
движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник
движения и изменчивого
бытия — вечный и неподвижный «ум», нус
(перводвигатель).
Атрибут- (от лат. attribuo — придаю, наделяю), необходимое свойство
предмета, без которого он
Б
перестает быть самим собой.
азис и надстройка -– категории исторического материализма, выработанные для
характеристики основных
структурных элементов каждой общественно-экономической формации.
С помощью этих категорий конкретизируется основной вопрос
философии применительно к обществу.
Б. - присущая обществу совокупность
производственных отношений, необходимо складывающихся в
соответствии с определенным уровнем производственных сил.
Н. – это взаимосвязанная система общественных
явлений, порожденных экономическим Б. и активно влияющих на
него.
Б. и Н. Понятия соотносительные. Б. Определяет
качественную особенность данной формации. Б. определяет
качественную особенность данной формации, тем самым отделяя ее
от других, а порожденная им Н. характеризует своеобразие
социальной и духовной жизни каждой формации.
Понятия, выработанные историческим материалистом для
характеристики
важнейших структурных элементов каждой исторически
определенной
ступени развития общества – О-Э.Ф.
Бихевиоризм - (от англ. behaviour, bihevior — поведение) одно из
направлений западной психологии, возникшее в нач.20
в.(основоположник Д Уотсон.) Одно из наиболее распространенных
в современной буржуазной философии направлений. Б. Продолжает
механистическое направление в философии, сводя психические
явления к реакциям организма; отождествляет сознание и
поведение, основной единицей которого считает связь стимула и
реакции. Все познание сводит к образованию у организмов условных
реакций.
Быт- сфера внепроизводственной жизнедеятельности людей, соотносящаяся со
сферой труда. Одна из важнейших сфер жизни общества,
непосредственно связанная с воспроизводством самого человека,
материальная и культурная среда, в которой происходит
удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе,
развлечениях, поддержании здоровья и т. д. Характер бытовых
условий, средства и формы удовлетворения бытовых потребностей в
конечном счете определяются способом производства, зависят от
изменений в нем. На Б. накладывают глубокий отпечаток обычаи,
нравы, традиции народов, классовые различия и т. д.
Бытие- 1) обозначает весь мир(материалистическая философия). Философское
понятие, обозначающее существующий независимо от сознания
объективный мир, материю. Рассматривая материальность мира и его
Б. как понятия тождественные, диалектический материализм
отвергает идеалистическое представление о Б. как о существующем
до материи и независимо от нее.
2) существование чего-либо вообще. Наиболее общее и
абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо
вообще. В этом случае Б. следует отличать от реальности,
существования, действительности и т. д., как более конкретных и
глубоких характеристик объективных процессов и явлений.
В
еды (ведение) - памятники древнеиндийской литературы (кон. 2-го — нач. 1-го
тыс. до н. э.) на
древнеиндийском (ведийском) языке. Веды,
или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и
жертвенных формул. Четыре главные священные книги др. индийцев:
Ригведа, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа. Были созданы в
течение 12-7 вв. до н.э. Словом Веды обозначаются и относящиеся
к данным книгам брахманы (книги, излагающие и толкующие
ведийские обряды), араньяки («лесные книги»), где объясняется
мистический смысл ведийских обрядов и раскрывается ведийская
символика, и созданные позднее Упанишады (книги, в которых культ
и мифология В. получают философское обоснование и где на первый
план выступает общее рассуждение о боге, человеке и природе).
Слово В. употребляется также нарицательно, в смысле «священная
книга», «высшая мудрость». Наряду с древними религиозными
представлениями в В. имеются и умозрительные разделы, где уже
ставятся вопросы о причинах и целях существования мира и
поступков человека.
Вера- такое отношение к событиям, теориям и даже вымыслам, когда они
принимаются за
достоверность и истинное без доказательств. Не основанная на
знании убежденность в истинности того или иного явления. Слепая
вера в сверхъестественное – составная часть всякой религии. В
обычном словоупотреблении В. – это уверенность в научных
гипотезах, предположениях, которые в данный момент еще не могут
быть доказаны не теоретически, ни экспериментально.
Вероятность-
Вечность - бесконечная длительность времени существования мира,
обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи, ее
субстанциональностью, материальным единством мира.
Вещество- вид материи, который обладает массой покоя. ВЕЩЕСТВО И ПОЛЕ –
фундаментальное физическое понятие, обозначающее два основных
вида материи на макроскопическом уровне: В. - совокупность
дискретных образований, обладающих массой покоя (атомы, молекулы
и то, что из них построено); П. – вид материи,
характеризующийся непрерывностью и имеющий нулевую массу покоя
(электромагнитное поле и поле тяготения)
Взаимодействие- всеобщая форма связей тел и явлений, выражающаяся в их
взаимном влиянии
друг на друга и изменении.
Возможное и действительное- категории материал. диалектики, выражающие две
необходимые,
объективно существующие стадии в развитие любого
предмета, явления. Категории, с помощью которых отображается
развитие материального мира. Категория В. фиксирует объективную
тенденцию развития существующих явлений, наличия условий их
выполнения или, как минимум, отсутствие обстоятельств,
препятствующих этому возникновению. Категория Д. представляет
Страницы: 1, 2, 3, 4