Рефераты. Славянофилы






Славянофилы

Содержание

Введение …………………………………………………………..2 1.

Славянофилы………………………………………………………….…3

2. Русская идея в трудах В. Соловъёва……………………………..……..8

3. Н.А.Бердяев: Два потока мировой истории-

Восток и Запад………………………………………………………….12

4. Цитаты о России философов XIX –XX веков……..………..16

5. Евразийство………………………………………………………..20

Заключение…………………………………………………………24

Список литературы……………………………………………….26

Введение

Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные

народы как западного, так и восточного типа. С самого начала в истории

русского народа играли огромную роль их соседи. Именно поэтому первое

большое историческое сочинение “Повесть временных лет” XI века начинает

свой рассказ о Руси с описания того, с кем соседит Русь, какие реки куда

текут, с какими народами соединяют. На севере это скандинавские народы -

варяги (целый конгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане,

шведы, норвежцы, “англяне”). На юге Руси главные соседи - греки, жившие не

только в собственно Греции, но и в непосредственном соседстве с Русью - по

северным берегам Черного моря. Затем отдельный конгломерат народов -

хазары, среди которых были и христиане, и иудеи, и магометане.

Значительную роль в усвоении христианской письменной культуры играли

болгары и их письменность.

Самые тесные отношения были у Руси на огромных территориях с финно-

угорскими народами и литовскими племенами (литва, жмудь, пруссы, ятвяги и

другие). Многие входили в состав Руси, жили общей политической и культурной

жизнью, призывали, по летописи, князей, ходили вместе на Царьград. Мирные

отношения были с чудью, мерей, весью, емью, ижорой, мордвой, черемисами,

коми-зырянами и т. д. Государство Русь с самого начала было

многонациональным. Многонациональным было и окружение Руси.

Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, можно говорить об

исторической миссии России. В этом понятии исторической миссии нет ничего

мистического. Миссия России определяется ее положением среди других

народов, тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов - больших,

великих и малочисленных, требовавших защиты. Культура России сложилась в

условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между

народами. Мостом прежде всего культурным. И это нам необходимо осознать,

ибо мост этот, облегчая общение, облегчает одновременно и вражду,

злоупотребления государственной власти.

Самая характерная черта русской культуры, проходящая через всю ее

тысячелетнюю историю, начиная с Руси X-XIII веков, общей праматери трех

восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, - ее

вселенскость, универсализм. Эта черта вселенскости, универсализма, часто

искажается, порождая, с одной стороны, охаивание всего своего, а с другой -

крайний национализм. Как это ни парадоксально, светлый универсализм

порождает темные тени.

Воплощение христианских идеалов в историческом процессе Западной Европы

затруднено рационалистическим искажением их и горделивым самомнением ее

народов. Россия получила от Византии христианское учение в его “полной

чистоте и целости”, свободной от односторонности рационализма; смирение

русского народа, преданность вере, любовь к идеалу святости, склонность к

общинному строю, основанному на долге взаимной помощи, в форме

земледельческой общины и трудовой артели, дает надежду на то, что Россия

пойдет дальше Европы по пути осуществления социальной справедливости, в

частности найдет пути для примирения интересов труда и капитала.

1. Славянофилы

В XIX в. на новом витке развития России Русская идея стала предметом

пристального внимания русских мыслителей. Это было время гигантов русской

литературы, и каждый из них в той или иной мере касался темы о месте России

в ряду других стран и ее исторической миссии. Особенно много места и

времени этой теме уделяли славянофилы. Все они были ярко выраженными

демократами и считали славян, особенно русских, наиболее способными к

воплощению в жизни демократических начал. Правда, они были защитниками

самодержавия и невысоко ценили политическую свободу. В этом отношении

славянофилы резко расходились с западниками, которые хотели, чтобы

политическое развитие России шло тем же путем, как и в Западной Европе.

Учение славянофилов действительно содержало в себе три принципа,

провозглашенные, как основа жизни России, министром народного просвещения

при Николае I графом Уваровым: православие, самодержавие, народность. Одним

из лидеров славянофильства был Хомяков А. С. Его рассуждения, в основном,

сводились к следующему.

Западная Европа не воплотила христианского идеала целостности жизни

вследствие чрезмерного преобладания логического знания и рассудочности, а

Россия до сих пор не осуществила его, во-первых, вследствие того, что

всесторонняя цельная правда по природе своей развивается медленно, и, во-

вторых, потому что русский народ до сих пор слишком мало уделял сил

разработке логического знания, которое необходимо сочетать со

сверхлогическим постижением бытия. Тем не менее, Хомяков верит в великую

миссию русского народа, когда он вполне осознает и выразит “все духовные

силы и начала, лежащие в основе Святой Православной Руси”. “История”,

говорит он, “призывает Россию стать впереди всемирного просвещения: она

дает ей на это право за всесторонность и полноту ее начал, а право, данное

историею народу, есть обязанность, налагаемая на каждого из его членов”. Ее

идеальное назначение состоит не в том, чтобы стать самым могучим или самым

богатым государством, а в том, чтобы стать “самым христианским из всех

человеческих обществ”.

Из других славянофилов к этому актуальному для них вопросу обращались

Киреевский И. В., Аксаков К. С., и др.

Склад ума, находимый Киреевским у Восточных Отцов Церкви, -

“безмятежная внутренняя целость духа” как основа всего поведения и

мышления. Вместе с христианством этот тип духовной культуры был усвоен

русским народом, культура которого была чрезвычайно высока в XII-XIII

веках. Целостность и разумность - основные черты ее, а на Западе -

раздвоение и рассудочность. Во множестве проявлений жизни ярко выражено это

различие:

1) в Западной Европе - рассудочно-отвлеченное богословие, обоснование

истины путем логического сцепления понятий; на Руси - стремление к

истине “посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной

целостности и средоточию разума”;

2) на Западе - государственность из насилий завоевания; на Руси - из

естественного развития народного быта;

3) на Западе - враждебная разграниченность сословий, - в Древней

Руси их “единодушная совокупность”;

4) на Западе - поземельная собственность - первое отношение гражданских

отношений, на Руси - собственность только случайное выражение отношений

личных;

5) на Западе - законность формально-логическая, на Руси - выходящая из

быта. Вообще на Западе раздвоение духа, наук, государства, сословий,

семейных прав и обязанностей; в России - стремление к цельности “бытия

внутреннего и внешнего”; “ постоянная память об отношении всего

временного к вечному и человеческого к Божественному” - такова

древнерусская жизнь, следы которой сохранились и теперь в народе.

Оторвавшись от бесконечной цели, поставив себе мелкие задачи, “западный

человек почти всегда доволен своим состоянием”; он “готов, с гордостью

ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его вполне

спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он одного только

просит у Бога, чтобы другие люди были на него похожи”. Если он столкнется с

общепринятым понятием о нравственности, он выдумает себе оригинальную

систему нравственности и опять успокоится. “Русский человек, напротив того,

всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице

нравственного развития, тем более требует от себя и поэтому тем менее

бывает доволен собой”.

Русский народ, согласно Аксакову, резко отличает “землю” и государство.

“Земля” есть община; она живет согласно внутренней, нравственной правде,

она предпочитает путь мира, согласный с учением Христа. Однако наличие

воинственных соседей заставляет, в конце концов, образовать государство.

Для этой цели русские призвали варягов и, отделив “землю” от государства,

передали политическую власть выбранному государю. Государство живет внешнею

правдою: оно создает внешние правила жизни, предписания и прибегает к

принудительной силе. Преобладание внешней правды над внутреннею есть путь

развития Западной Европы, где государство возникло путем завоевания.

Наоборот, в России государство возникло вследствие добровольного призвания

варягов “землею”. Поэтому в России существует союз “Земли и государства”.

Земле принадлежит совещательный голос, сила “мнения”, а власть, принимающая

окончательные решения, принадлежит государю. Таково было отношение,

например, между Земскими Соборами в Московской Руси и государем. Реформы

Петра Великого нарушили этот идеальный порядок. Аксаков сначала восхвалял

Петра Великого, как освободителя русских “от национальной

исключительности”, а потом возненавидел его реформы, но по-прежнему

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.