Рефераты. Шпоры по философии






только в процессе его деятельности (это труд, общение, творчество,

познание). Человек реализует себя в труде, в процессе преобразования

природы, общества. Преобразуя мир, человек тем самым преобразует себя,

условия своего существования. Преобразованная объективная реальность

становится чел-ой реальностью, 2-ой природой; человек – это субъект

исторического развития, творец истории.

36. Общество и личность: диалектика единичного, особенного, общего.

Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида.

Понятие личность выражается мера присвоения человеку, соц. сущности

конкретных исторических условиях. Родившейся человек в течение всей своей

жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в

общении, в процессе усвоения культуры. Социализация избирательна , она

зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей

человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Личность является как бы

индивидуальной формой бытия, общественного сознания. Степень присвоения

социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но

продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего (т.е. того, что

присуще обществу, классу, нации), особенного (т.е. того что характеризует

особенности соц-ой среды), единичного (т.е. того, что хар-ет

индивидуальность) .Личность формируется под влиянием материальной,

социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой

тип личности, с переходом от индустриального к информационному обществу

типологизация усложняется.В зависимости от внутренней и внешней активности

выделяют след. типы личности: активная и пассивная; личность

ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип

личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный

(рефлексирующий). На формирование личности оказывают влияние материальные

условия жизни и процесс формирования происходит под влиянием окружающей

среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся

материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы

обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации,

транспорт, клубы. Вещественной стороной соц-ой среды они становятся тогда,

когда включаются в практику общ-ва. Большое значение имеет личностный

фактор соц-ой среды - та соц-ная общность (друзья, семья, коллектив), в

которую включена личность и её духовная атмосфера . Человек практически не

бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-

к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой

соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной

самостоятельностью, т.е. судить о ней можем с учётом всего спектра

действий, находясь в макро и микро средах. Однако нельзя абсолютизировать

роль соц-ой среды, потому что чел-к активен, способен выйти за пределы соц-

ой среды, подняться над ней и изменить её. В процессе формирования личности

объективные условия и субъективный фактор зачастую неразрывны. В реальной

действительности чел-к приобретает свои личностные хар-ки и качества,

тогда, когда он включается в жизнедеятельность определённой соц-ой

общности. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью,

когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.

37. Становление личности. Общение и обособление.

Взаимоотношения личности и общ-ва на протяжения всей истории складывалась

неодинаково. Личность и общ-во развиваются, меняются и их взаимоотношения.

Параллельно идут два процесса: общение и обособление. Но для осознания себя

личностью, чел-к должен обособиться понять свою автономность, отличить себя

от др-их и сравнить с ними. В родовом общ-ве общение превалирует над

обособлением Коллективный труд, общая собственность, общественных хар-р

распределения - всё это способствует становлению личности. Отношения личной

зависимости хар-ны как для доклассового общ-ва, так и для классовых

общественных отношений. Общим явл-ся включенность индивида в жестко

регламентируемую систему общественных связей (род, сословие, община).

Различие в том что в доклассовом общ-ве отсутствует эксплуатация, и личная

зависимость проявляется как непосредственная зависимость от первобытного

коллектива.

38. Отчуждение личности и возможности его преодоления.

Становлеие личности происходит с усложнением трудовой деятельности, с

разделением труда. В период разложения первобытного общ-ва появл-ся частные

интересы, обособление - это продукт исторического развития. Обособление

начинается превалировать над общением. С развитием общ-ва происходит его

атомизация (т.е появ-ние частных лиц, не связанных отношениями личной

зависимости). Внеэкономическое принуждение сменяется экон-им, появл-ся

личная независимость и новая форма зависимости - вещная. Производятся вещи,

предназначенные не для личного потребления, а для продажи. Труд,

производимые товары обезличиваются, появляются различные формы отчуждения.

Причины отчуждения:1.Появление разделения труда, к-ое превращает чел-ка в

частичного чел-ка. 2.Машинная техника. Труд отчужден от лич-ти, ей не

принадлежат средства производства; процесс труда не явл-ся творческим, не

позволяет личности реализовать свои способности, не выступает средством её

развития. Происходит отчуждение личности, т.е. потеря человеческой сущности

и перенос её на предметы, товары. 3. Разрыв в общении. Человек – это

одинокая, обособленная личность, человеческие миры не пересекаются (эта

проблема достаточно хорошо разработана в экзистенциализме), человек - это

винтик, автомат, конформист. Маркузе (нем. флсф) назвал такого чел-ка

стандартным и одномерным.

Отчуждение характерно не только для неимущих, но и для богатых. Отчуждение

возможно преодолеть, но для этого необходимо создавать условия для развития

личности. С этой целью на 1-ый план ставят свободу личности, экономическую,

политическую, социальную, духовную.

39. Категории содержания и формы, их взаимодействие.

Любое явление обладает как содержанием, так и формой.

Содержание - это совокупность элементов, составляющих данный предмет и

свойственные ему функции.

Форма - это связи, существующие между элементами содержания, та организация

предмета, благодаря которой он выступает, как единое целое и может

выполнять свои функции.

Содержание и форма взаимосвязаны между собой, но они не всегда в одинаковой

степени зависят друг от друга.

1) Определяющая роль во взаимоотношениях содержания и формы

принадлежит содержанию. Форма возникает и складывается под

влиянием содержания.

2) Форма по отношению к содержанию не всегда автоматически

меняется вслед за изменением содержания. Некоторое время

содержание остается в старой форме. Отставание формы от

содержания может быть связано с некоторыми причинами влияния

содержания.

3) Форма может обладать относительной самостоятельностью, т.е. она

влияет на содержание.

Противоречие, существующее между содержанием и формой, может носить двоякий

характер:

1. если форма соответствует содержанию, то она создает условия для его

развития.

2. если форма не соответствует содержанию, то содержание не может

развиваться в полной мере, т.к. ему мешает старая форма.

Разрешение противоречия необходимо и это приводит к тому, что предмет

меняется качественно.

40. Нравственность и ее роль в развитии общества.

Проблемами морали, нравственности занимается этика. Мораль, нравственность

означает определенную сферу общественной и личной жизни, сферу культуры. К

сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и

ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само

поведение людей.

Первые этические представления возникли при разложении первобытнообщинного

строя и зарождении классового общества.

Сущность морали. Мораль – форма самосознания, посредством которого человек

приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и

смысла своего существования.

На протяжении всей истории любой класс пытался приспособить мораль к своим

интересам, с ее помощью оправдать своей образ жизни.

Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной

сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью,

регулируя человеческие отношения в любой сфере.

Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-

исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире

социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм,

запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.

Мораль избирательна. Вопросы, перед которыми ставит человека мораль и

разрушения которых она от него требует, носят мировоззренческий характер.

Но ставит она их в практически поведенческой форме. Этим мораль отличается

от философии и науки.

Благодаря мировоззренческой направленности, мораль является внутренне

цельной упорядоченной системой. Специфическая сущность морали проявляется в

ее функциях:

1. регулятивная

2. воспитательная

3. познавательная

4. оценочно-императивная

5. ориентирующая

6. мотивационная

7. коммуникативная

8. прогностическая.

Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения,

моральное сознание.

Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.