только в процессе его деятельности (это труд, общение, творчество,
познание). Человек реализует себя в труде, в процессе преобразования
природы, общества. Преобразуя мир, человек тем самым преобразует себя,
условия своего существования. Преобразованная объективная реальность
становится чел-ой реальностью, 2-ой природой; человек – это субъект
исторического развития, творец истории.
36. Общество и личность: диалектика единичного, особенного, общего.
Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида.
Понятие личность выражается мера присвоения человеку, соц. сущности
конкретных исторических условиях. Родившейся человек в течение всей своей
жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в
общении, в процессе усвоения культуры. Социализация избирательна , она
зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей
человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Личность является как бы
индивидуальной формой бытия, общественного сознания. Степень присвоения
социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но
продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего (т.е. того, что
присуще обществу, классу, нации), особенного (т.е. того что характеризует
особенности соц-ой среды), единичного (т.е. того, что хар-ет
индивидуальность) .Личность формируется под влиянием материальной,
социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой
тип личности, с переходом от индустриального к информационному обществу
типологизация усложняется.В зависимости от внутренней и внешней активности
выделяют след. типы личности: активная и пассивная; личность
ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип
личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный
(рефлексирующий). На формирование личности оказывают влияние материальные
условия жизни и процесс формирования происходит под влиянием окружающей
среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся
материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы
обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации,
транспорт, клубы. Вещественной стороной соц-ой среды они становятся тогда,
когда включаются в практику общ-ва. Большое значение имеет личностный
фактор соц-ой среды - та соц-ная общность (друзья, семья, коллектив), в
которую включена личность и её духовная атмосфера . Человек практически не
бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-
к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой
соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной
самостоятельностью, т.е. судить о ней можем с учётом всего спектра
действий, находясь в макро и микро средах. Однако нельзя абсолютизировать
роль соц-ой среды, потому что чел-к активен, способен выйти за пределы соц-
ой среды, подняться над ней и изменить её. В процессе формирования личности
объективные условия и субъективный фактор зачастую неразрывны. В реальной
действительности чел-к приобретает свои личностные хар-ки и качества,
тогда, когда он включается в жизнедеятельность определённой соц-ой
общности. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью,
когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.
37. Становление личности. Общение и обособление.
Взаимоотношения личности и общ-ва на протяжения всей истории складывалась
неодинаково. Личность и общ-во развиваются, меняются и их взаимоотношения.
Параллельно идут два процесса: общение и обособление. Но для осознания себя
личностью, чел-к должен обособиться понять свою автономность, отличить себя
от др-их и сравнить с ними. В родовом общ-ве общение превалирует над
обособлением Коллективный труд, общая собственность, общественных хар-р
распределения - всё это способствует становлению личности. Отношения личной
зависимости хар-ны как для доклассового общ-ва, так и для классовых
общественных отношений. Общим явл-ся включенность индивида в жестко
регламентируемую систему общественных связей (род, сословие, община).
Различие в том что в доклассовом общ-ве отсутствует эксплуатация, и личная
зависимость проявляется как непосредственная зависимость от первобытного
коллектива.
38. Отчуждение личности и возможности его преодоления.
Становлеие личности происходит с усложнением трудовой деятельности, с
разделением труда. В период разложения первобытного общ-ва появл-ся частные
интересы, обособление - это продукт исторического развития. Обособление
начинается превалировать над общением. С развитием общ-ва происходит его
атомизация (т.е появ-ние частных лиц, не связанных отношениями личной
зависимости). Внеэкономическое принуждение сменяется экон-им, появл-ся
личная независимость и новая форма зависимости - вещная. Производятся вещи,
предназначенные не для личного потребления, а для продажи. Труд,
производимые товары обезличиваются, появляются различные формы отчуждения.
Причины отчуждения:1.Появление разделения труда, к-ое превращает чел-ка в
частичного чел-ка. 2.Машинная техника. Труд отчужден от лич-ти, ей не
принадлежат средства производства; процесс труда не явл-ся творческим, не
позволяет личности реализовать свои способности, не выступает средством её
развития. Происходит отчуждение личности, т.е. потеря человеческой сущности
и перенос её на предметы, товары. 3. Разрыв в общении. Человек – это
одинокая, обособленная личность, человеческие миры не пересекаются (эта
проблема достаточно хорошо разработана в экзистенциализме), человек - это
винтик, автомат, конформист. Маркузе (нем. флсф) назвал такого чел-ка
стандартным и одномерным.
Отчуждение характерно не только для неимущих, но и для богатых. Отчуждение
возможно преодолеть, но для этого необходимо создавать условия для развития
личности. С этой целью на 1-ый план ставят свободу личности, экономическую,
политическую, социальную, духовную.
39. Категории содержания и формы, их взаимодействие.
Любое явление обладает как содержанием, так и формой.
Содержание - это совокупность элементов, составляющих данный предмет и
свойственные ему функции.
Форма - это связи, существующие между элементами содержания, та организация
предмета, благодаря которой он выступает, как единое целое и может
выполнять свои функции.
Содержание и форма взаимосвязаны между собой, но они не всегда в одинаковой
степени зависят друг от друга.
1) Определяющая роль во взаимоотношениях содержания и формы
принадлежит содержанию. Форма возникает и складывается под
влиянием содержания.
2) Форма по отношению к содержанию не всегда автоматически
меняется вслед за изменением содержания. Некоторое время
содержание остается в старой форме. Отставание формы от
содержания может быть связано с некоторыми причинами влияния
содержания.
3) Форма может обладать относительной самостоятельностью, т.е. она
влияет на содержание.
Противоречие, существующее между содержанием и формой, может носить двоякий
характер:
1. если форма соответствует содержанию, то она создает условия для его
развития.
2. если форма не соответствует содержанию, то содержание не может
развиваться в полной мере, т.к. ему мешает старая форма.
Разрешение противоречия необходимо и это приводит к тому, что предмет
меняется качественно.
40. Нравственность и ее роль в развитии общества.
Проблемами морали, нравственности занимается этика. Мораль, нравственность
означает определенную сферу общественной и личной жизни, сферу культуры. К
сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и
ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само
поведение людей.
Первые этические представления возникли при разложении первобытнообщинного
строя и зарождении классового общества.
Сущность морали. Мораль – форма самосознания, посредством которого человек
приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и
смысла своего существования.
На протяжении всей истории любой класс пытался приспособить мораль к своим
интересам, с ее помощью оправдать своей образ жизни.
Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной
сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью,
регулируя человеческие отношения в любой сфере.
Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-
исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире
социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм,
запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.
Мораль избирательна. Вопросы, перед которыми ставит человека мораль и
разрушения которых она от него требует, носят мировоззренческий характер.
Но ставит она их в практически поведенческой форме. Этим мораль отличается
от философии и науки.
Благодаря мировоззренческой направленности, мораль является внутренне
цельной упорядоченной системой. Специфическая сущность морали проявляется в
ее функциях:
1. регулятивная
2. воспитательная
3. познавательная
4. оценочно-императивная
5. ориентирующая
6. мотивационная
7. коммуникативная
8. прогностическая.
Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения,
моральное сознание.
Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9