Рефераты. Шпоры по философии






производственных отношениях. Развитие производительных сил непрерывно, в то

время как изменение производственных отношений проявляется главным образом

при замене одного способа производства др. Производственные отношения не

пассивны, а активны, причем эта активность может быть положительной, если

она способствует развитию производительных сил, и отрицательной, если

является тормозом развития производительных сил. Т.к. каждая форма

производственных отношений подчиняет пр-во определенной цели, то у

различных субъектов пр-ва проявляются определенные стимулы деятельности. У

собственников средств пр-ва - это получение прибыли, у наемного работника –

получение более высокой зарплаты при совершенствовании своей квалификации.

Собственник при этом будет способствовать развитию производительных сил,

пока производственные отношения обеспечивают ему получение прибыли.

Активность производственных отношений проявляется через деятельность людей.

Производственные отношения могут обладать относительной самостоятельностью,

т.е. они могут развиваться без влияния на них производительных сил.

Производительные силы и производственные отношения, вступая в противоречия

др. с др., способствуют развитию общ-ва., но длительное время

производительные силы не могут находиться в старой форме, т.к. новому

содержанию должна соответствовать новая форма, разрешение противоречия

осуществляется, когда происходит смена формаций и старый способ пр-ва

заменяется новым. Вслед за способом пр-ва меняется и социально-классовая

структура общ-ва.

29. Формационный подход к развитию общества.

Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу

материалистического понимания общества.

Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся

и функционирующая на основе господствующего способа производства по своим

законам.

Законы: общие и специфические.

Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об определяющей

роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон об

определяющей роли способа производства в общественном развитии).

Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких формациях

(закон пропорционального развития народного хозяйства).

Основным критерием опред. развитие и смену формаций является способ

производства, который представлен единством развития производительных сил

и производственных отношений. Вслед за способом производства меняется и

социально-классовая структура развития общества. Развитие общества

осуществляется по восходящей линии от первобытнообщинного строя к

рабовладельческому, феодальному, капиталистическому, коммунистическому

обществу. Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Каждая

формация имеет базис и надстройку.

Базис - это совокупность производственно- экономических отношений.

Надстройка - это совокупность идей организации утверждений и идеологических

отношений.

Основными категориями формационного подхода является способ производства,

класс, общество. Но эти категории являются категориями высокой степени

абстрогированности поэтому не отражают весь спектр развития общества и

формационный подход дополняется двумя другими: цивилизационным и

культурологическим.

(из практики) Формационный подход. Общество развивается от низших формаций

к высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, который

в свою очередь изменяется благодаря производительным силам, те в свою

очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторых

положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогут

развиваться и после изменения капиталистических производственных отношений.

Формационная теория имеет активных сторонников и сейчас. Например: Уолтер

Ростоу в своей теории стадийного роста рассматривает прогресс, как этапы

развития техники и только техники. Интересную градацию предложил Дениел Бел

– 3 этапа развития:

1.доиндустиальное общество 2.индустриальное общество 3.технотронное

информационное общество.

В доиндустриальном обществе большая часть населения занята сельским

хозяйством. В существующем обществе большая часть населения занята в

промышленности. В обеих этих стадиях люди не могут обеспечить себя всем

необходимым. В технотронном обществе большая часть населения занимается

получением, обработкой и произведением информации. Это общество на основе

эффективных технологий не только обеспечивает само себя, но и снабжает

основной мир.

30. Культурологический подход к анализу общества.

Категория культуры является универсальной, Шпенглер рассматривал эту

проблему не как единую общечеловеческую культуру, а как расколотую на 8

культур, каждая из которых вырастает на основе собственного прафеномена,

т.е. способа переживания жизни.

Культура: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская,

византийско-арабская, культура майя и пробуждающаяся русско-сибирская

культура.

Каждая культура подчинена жесткому биологическому ритму, который определяет

основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и

зрелость, старость и закат.

Каждая культура имеет 2 основных этапа:

1. восхождение культуры (собственно культура),

2. нисхождение или цивилизация.

Первый характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах

человеческой жизни: социальной и политической, религиозной и этической,

художественной и научной.

Второй этап характеризуется механическим типом эволюции, представляющим

собой окостенение органической жизни культуры и ее распад.

Отличие цивилизации и культуры:

1. цивилизация – функциональна, технологична, институциональна; культура

– ценностна, связана с постановкой цели.

2. цивилизация – усвоение образцов прогресса; культура – способ освоения

достижений в национальных рамках.

3. тип культуры – выражает отношение общества к миру; цивилизация –

конкретную форму реализации этого типа в конкретных исторических

условиях.

31. Общество как развивающаяся система.

1. Понятие соц. структуры общества. Соц. стратификация.

2. Соц. мобильность – это перемещение вверх и вниз.

3. Проблема соц. конфликтов.

Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и

взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц.

культуры являются классы.

Классы – большие группы людей различающихся

- по их месту в исторически определенной системе общественного

производства,

- по их отношению к средствам производства,

- по их роли в общественной организации труда,

- по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,

- классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой

благодаря их различию в системе общественного уклада.

Это основные класообразующие признаки.

К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание

труда, образ жизни…

В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение

к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На

этой основе она предлагает свои критерии:

1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает

соц. престиж.

2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.

3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии:

профессия, доход, образование.

Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход

при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также

используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход

включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход

основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой

тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.

1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с

внеэкономическим личным отчуждением.

2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц.

структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.

3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с

корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения.

4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием

соц. напряженности и соц. отчуждения.

II.

Социально классовая структура общества показывает, что общество любого

типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества

выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в

социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие

Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии

была сформулирована теория соц. мобильности.

Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев в

другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким

позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение к

более низким иерархическим позициям.

Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологом

русского происхождения Питиримом Сорокиным.

Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильность

Интергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц.

положения от отца к сыну.

Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения,

индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.

По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.