Рефераты. Шпоры по философии






Шпоры по философии

1. Возникновение Философии. Предметная область философии.

Термин ф-я возник в древней Греции – на рус. «любовь к мудрости»

- философами называли людей стремящихся к познанию как к самостоят. цен.

человеческого познания.

Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого

строя, распада Римской империи, войн и т.д.,но эти социальные потрясения

способствовали укреплению и распространению религии, Р – становится на

долгие годы господствующей формой общественного сознания. Различные

конкурир. течен. в борьбе за умы пытались привлечь на свою сторону

философов, используя опыт ф-еого анализа для обоснования истинности своего

учения.

Христианская церковь считает, что ф-я должна быть только служанкой

богослов.. Это резко меняет проблематику, сам предмет ф-ю. Место физики

занимает богопозн. этика подчиняется задачам религиозного воспитания.На

матер. бог-ских дискуссиях развивается диалектика, породив современную

логику и схоластику.

( Постепенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до

появления ф-кого атеизма. Но это не исключает того, что многие ф-фы

остаются верными религии. Происходит как бы распад прежней проблематики:

познания природы, человека самого процесса познания. Сэтого времени ф-ия

приобретает статус науки. Антич. физика становится натурф-ей или ф-ей

природы.

. Постепенно познание природных явл. специализ.,учен. все больше заним.

сбором фактического материала его систематизацией и классификацией и

постепенно происходит процесс формирования наук и выделения их из ф-фии.

Сформир. науки заним. изучением конкретного материала, а ф-ия перестав

быть «наукой наук» стала заним. мировозренчискими вопросами.

2. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни

мировоззрения.

Мировозрен. – система взглядов, ценностей, убежден. человека на мир и место

человека в этом мире.

О. мировозр. вопросами являются:

- как возник окружающий мир

- создан ли мир богом или друг. сущ. или сущ. извечн.

- изменчив ли мир

Особенности мировозр. в. заключ. в том, что на них нет в принципе или на

данный момент времени однозначно подтвержд. решен.

В различных фил. системах мировозр-ие вопросы решаются по разному.

3. Исторические типы мировоззрения. Специфика философии как теоретического

мировоззрения. Специфика философии как теоретического мировоззрения.

Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мивология

Мифология – представляет собой осмысление и представл. мира и человека в

фантаст. образах и сюжетах.

Основные формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д.

В основе первобытной и антич. мифологии лежит олицетвор. природы, т.е.

уподобление ее человеку, человеческому способу существования.

Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств.

сил.

Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден.

знания, которые заменяются вымыслами и предположениями.

Мифотворство может носить и искусственный характер преднамеренно осущ. с

тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв.

действит. мнения и оценки.

В недрах мифологии сформировалась религия.

Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх

естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.

Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину

мира, а религия предписывает верить ей ( основной признак религии – вера в

сверхестеств.

Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания

такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика)

призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.

Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы

стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя

из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем

проверить те или другие предположения, господствующим методом (-ния их

убедительности являлись логика и здравый смысл.

Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч.

опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то

господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись

понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф.

была главной формой понятийного теоретического мышления.

По характеру формирования и способу функционирования различают два уровня:

1) жизненно практический или уровень обыденного сознания.

2) теоритический.

+ 1-й базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте и

складывается стихийно, этот уровень назыв. жизненной философией. 1-й ур.

крайне не однороден, т.к. не однородны его носители. На формиров. этого

уровня оказ. влияние нац. и религиозные традиции, уровни образов.,

интелект. и духовной культуры, характер проф. деятельн. и друг. Этот ур.

включает в себя навыки, обычаи и традиции передов. из поколен. в поколен. и

познанный опыт каждого конкретного индивида.

( не отлич. глубок. продум., систематически, обоснов. эти недостатки

преодолев. на 2-ом уровне теор.

2: К этому уровню относ. и ф-я. Ф-я претендует на теоретическое

обоснование как содержания, так и способа достижения обобщен. знаний, а

так же норм, ценностей и идеалов определ. цели, средства и характер

деятельности людей. Ф=я видит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен.

предметом теоретического анализа.

Соотношение этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и в

этом случае

1 - ому уровню соответствует мифология и религия

2 - ому - философия.

4. Проблема основного вопроса философии и различные варианты его решения.

О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы,

объективного и субъективного, психического и физического, материального и

идеального, материи и сознания и т.д.

О.в.фс. имеет две стороны:

1) что первично, что вторично

2) познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому

этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким

он отражается в его сознании)

При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и

идеализм

М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично

(производно от материи)

Идеалисты считают наоборот.

Разновидности идеализма:

1) объективный ид. считает, что сознание, дух существовали до, вне,

независимо от человека: Платон, Гегель

2) субъективный ид. – направление в философ. которое за основу принимает

индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус

Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс.

заключается в том, что они за основу принимают идею.

Фейербах (нем.) «Материя не есть продукт духа, но дух есть лишь высший

продукт развития материи» - материалист (иногда нет)

Кант считал, что материя является объектив. реальностью (был агностиком)

3) К решению второй стороны философы относились по разному.

субъектив. ид. исходил из основного положения: мир есть комплекс моих

ощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью,

ощущение - единственный источник познания)

Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль,

мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.

Фейербах процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают

не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и

дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)

Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро… - процесс

познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в

состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция

суб. идиализма)

Кант – агностик.

Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира

Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.

Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции

субъект. идеализма.

5. Философия как форма мировоззренческого знания. Функции философии.

В зависимости от того, какую роль философия выполняла или выполняет в общ-

ве, относительно элементов духовной культуры общества, выделяют следующие

функции:

1) логическая (содержан. ее является анализ понят., сужден., теорий с точки

зрения их соответствия законам логики)

2) методологическая (заключается в сознательном систематическом анализе и

выборе целесообразности путей и методов познания предмета)

3) эвристическая (эвр – теории обознач. обл. исследов. закономерности

научного и технического творчества)( проявляется в возможности получен.

новых знаний, новых результатов исследований в ходе философского анализа

проблемы и путей ее решения)

4) мировоззренческая (главная функция ф-ии т.к. она совпадает с ее основным

содержанием заключается в формировании, систематиз. обоснован., мировозр.

знания в возможности через философ. образов. формировать мировоззрение

людей)

5) критическая (ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она

постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу всё новых и новых

возм. подходов)

6. Философия и наука.

История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем

не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:

- Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не

различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в.

до н.э. – 17 в. н.э.).

- Начало различия предметной области философии и науки. Представление о

том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение

природы предоставить науке (17-19 в.)

- Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.