Рефераты. Шпаргалки по философии для магистранта БГУ






человек – субъект культуры – выступает как разумное динамическое существо,

развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.

В марксистской философии такая модель культуры получила материалистическую

интерпретацию. Культура осознается не как чисто духовная проблема

воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых

условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития

человека.

В XX в. обнаружилось, что в рамках классической модели культуры не удается

преодолеть трудности рационалистического познания культуры, что привело к

росту иррационалистических тенденций. Все это (контакты с неевропейскими

культурами, кризис колониализма, углубление исследований сущности культуры)

привело к появлению других моделей культуры. Неклассическая (модернистская)

модель ориентирована на повседневную жизнь человека. Для нее характерны

пессимизм, идея абсурдности, "темности" мира, приоритет личного перед

общественным в жизни человека. Постмодернистская модель – скептическое

отстранение от установки преобразования мира, мир не только не поддается

человеческим усилиям, но и не умещается ни в какие теоретические схемы.

Существует деятельный подход в понимании культуры. В рамках этого подхода

она рассматривается как способ организации и развития человеческой

деятельности. Культура представлена в продуктах материалистического и

духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях. Существует

множество различных видов культуры, отражающих многообразие форм

деятельности общественного человека. Единство мира культуры определяется

целостностью последнего, действующего, как целостное существо. Культура не

существует вне своего живого носителя – человека.

3 этапа культуры: дикость, варварство, цивилизация.

Естественные и культурные предпосылки бытия человека. Понятие культуры.

Здесь идет вечный спор между религиозной и эволюционной теориями. Теория

Дарвина и теория Маркса (трудовая). Когда чел-к начал регулировать свое

либидо, он становится чел-ком. (в процессе нравственной дея-ти). Понятие

культуры возникает у греков – возделывание почвы (противоположность – это

природа). Постепенно понятие культуры стало означать создание ценностей и

процесс их создания. С др стороны – культура – продукт чел-ого бытия. Чел-к

– это продукт не только природы, но и эл-т культуры.

Проблема соотношения природного и социального в философии.

Познание в контексте чел существования. Субъект и объект познания.

Субъект познания --- это источник целенаправленной активности, носитель

предметно-практической деятельности, оценки и познания. Нечто типа сознания

в чистом виде. Суб поз может быть индивид, коллектив, соц группа, общество

в целом. Компьютеры или приборы могут входить как часть суб , а могут быть

предметом, которым пользуется субъект. Суб наделен сознанием, ощущениями,

восприятием, способностью оперировать образами, действует в процессе

практики как реальная сила, изменяющая мат системы. общество есть

универсальный суб поз. Объект --- это то, на что нацелена предметно-

практическая, оценочная и познавательная деятельность суб. Есть системы,

пока не ставшие об поз, поэтому об реальность не совп с об поз. Суб поз

может выступать и как об поз, причем в качестве об может выступать и

духовное, например, сознание есть об для психолога. В новой науке субъект

вторгается в объект, грань между ними сливается. Принцип неопределенности

Гейзенберга, невозможность познать об без его изменения. Важную роль играют

условия познания, они опосредуют отношения об и суб. В идеалист трактовке

есть сущ-ние всемирного суб, которому приписывается все творческое начало.

У Канта суб сводится исключительно к чел сознанию, которое понимается как

чистая деятельность. Знание, добытое отд индивидом, отчуждается в процессе

его фиксации в некоторых символьных средствах, языке. Тогда оно становится

принадлежащим всем, всеобщим. Оно само может выступить об поз. активная,

направленная на об деятельность субъекта есть необходимая предпосылка

выступ предмета об поз. Познание есть активное воспроизведение внешнего

мира суб. Например, камень воспринимается чел и геологом по-разному.

восприятие снега жителями севера и юга. На предмет накладывается пред

опыт.

Наука, как специализиров форма познавате деятельности. Особенности научного

познания.

Научное познание, как все формы духовного производства, в конечном счете,

необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.

Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого

различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей

научного познания. Деятельность может быть рассмотрена как сложно

организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда

продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее

компонентами. Предметная структура деятельности - взаимодействие средств

с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря

осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект

деятельности , осуществляющего целенаправленные действия и использующего

для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны

средства могут быть представленны в качестве скуственных органов

чеовеческой деятельности, с другой, они могут расматриваться в качестве

естественных объектов , которые взаимодействуют с другими объектами.

Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями.

Ценность отвечает на вопрос “ Для чего нужна та или иная деятельность”

Цель на вопрос “ что должно быть получено в деятельности?” Мы имеем дело

с предметной стороной изменения человеком природы , когда в функции

предметной деятельности выступают фрагенты природы, а если в функции ее

предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной

практики , направленной на изменение социальных объектов.. Человек сэтой

точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического

действия.

Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов

практической деятельности ( объект в исходном состоянии) в соответствующие

продукты ( объект в конечном состоянии) Поэтому основная задаяа науки -

выявить законы , в соответствии с которыми изменяются и развиваются

объекты. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть

включены в деятельность , и их исследжования как подчиняющиеся объективным

законам функционирования и развития, составляют первую, главную

особеность научного познания., которая отличает ее от других форм

познавательной деятельности. Наука ориентированна на предметное объективное

исследование действительности.Процесс научного познания обусловлен не

только особенностями изучаемого объекта , но и многочисленными факторами

социокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяет

только ее предметную структуру и все рассматривает только сквозь призму

этой структуры. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его

состояния, она может исследдовать и деятельность и человеческую психику, и

культуру. но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые

подчиняются объективным законам. Субъективную структуру деятельности наука

тоже изучает но как особый объект.. Таким образо наука может изучать все в

человеческом мире но в особом ракурсе и с особой точки зрения, наука не

может заменить собой всех форм познания мира , всей культуры, и все что

ускользает из ее поля зрения . компенсируют другие формы постижения

духовного мира. Наука имеет систему отличительных признаков научного

познания от обыденного : 1) установка на исследования законов

преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и

объективность научных знаний 2) выход науки за рамки предметных структур

производства и обыденного опыта и изучене его объектов относительно

независимо от сегоднешних возможностей их производственного освоения.

Эмпирический и теоретический уровни познания, их взаимосвязь.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –

эмпирические и теоретические. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в

то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и

теоретическое исследование. Эмпирическое познание никогда не может быть

сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических

знаний – данные наблюдений – представляют собой сложное переплетение

чувственного и рационального. Но эмпирическое познание к данным наблюдений

не сводится. Оно предполагает также формирование на основе данных

наблюдения особого типа знаний – научного факта. Научный факт возникает как

результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений. В

теоретическим знании мы также сталкиваемся с переплетением чувственного и

рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения,

умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения

действительности. Но при построении теории используются также и наглядные

модельные представления. Таким образом теория всегда содержит чувственно-

наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях

эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне –

рациональное.

Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по:

а) Предмету.

Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же

объективную реальность но ее видение, ее представление, будут даваться по-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.