Из столкновений Втрорй и Третьей цивилизационных волн проистекают:
– экономический кризис, вызванный хищническим отношением человека к
природе с губительными последствиями для человека;
– информационное загрязнение, борьба за интеллетуальные ресурсы
(«инфовойны»), широкое распространение психических заболеваний.
По мнению Тоффлера, глобальная революция Третьей революции несет с собой
«первую действительно гуманную цивилизацию в известной нам истории».
Разносторонние уровни и формы индивидуальной и групповой идентичности
позволят бысрее, эффективнее и безболезненные адаптироваться к ускоряющимся
транформациям в техносфере, экономике и культуре.
№55. Концепция цивилизационно-циклической динамики общества в философии и
культуре ХХ в.
Освальд Шпенглер – нем философ, автор одной из наиболее знач философско-
исторических концепций ХХв. Свое видение истории Шпенглер определяет через
критику классического историзма, представляющего исторический процесс как
прогрессивное развитие человеческого общества во всемирном масштабе.
Традиционная периодизация итсорического прогресса (Древний мир – Средние
века – Новое время) не имеет никакого значения для неевропейских обществ.
Концепция «всемирной истории» = «птоломеева система истории», основанная на
европоцентризме в понимании иных культур. История – это возникновение,
расцвет, гибель многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу
великих культур, реазизовавших свои потенции отности китайскую, индийскую,
вавилонскую, египетскую, античную, западную и др. Уникальность каждой
культуры обуславливет их равенство по историческому значению вне оценочных
категорий. Судьбы культур характеризуются гомологиями (последовательность
фаз развития, создание специфического стиля во всех сферах). Отрицал высший
смысл истории, прогресс: культуры возникают «с возвышенной бесцельностью,
подобно цветам в поле». Жизненным началом любой культуры является ее
«душа», по мере того, как душа исчерпывает свои возможности, культура
мертвеет и преходит в фазу цивилизации, для котрой свойственны
иррелигиозность, техницизм, урбанизм и мипериализм. Шпенглер – о закате
Европы: великие культуры прошлого как бы демонстрируют Западу его судьбу,
его ближайшее историческое будущее. Тема кризиса европейской культуры имеет
фундаментальное значение для современного западного самосознания.
Тойнби, Арнольд – британский историк. Его осн труд – 12-томное
«Исследование истории» – принадлежит к числу высших достижений современной
философии истории. Подлинным объектом изучения считает цивилизации –
общности, боьшие в пространстве, чем нации, и меньшие, чем все
человечество. При этом историческая концепция Тойнби антропоцентрична:
личности создают историю, а общество есть лишь посредник во взаимодействии
людей между собой. Понимая человека как существо сознательное и способное
осуществлять выбор, разрабатывает «драматическое» понимание истории.
Элементарной «клеточкой» истории является Вызов, ставящий под угрозу
существование общества, и творческий Ответ, даваемый людьми. Вызов =
Божественное испытаниечеловека – завоевания, ухудшение природных условий;
Ответ = человеческий выбор между добром и злом. История образована
челночным движением Вызова-и-Ответа; удачный Ответ порождает «локальную
цивилизацию», обладающую неповторимым своеобразием. Автор Ответа – не
общество в целом, а творческое меньшинство, котрое посредством мимесиса
(подражания) приобщает инертную массу к новым ценностям. Сопоставление
локальных цивилизаций дает алгоритм:
– генезис (зарождение) цивилизации;
– фаза роста поступательного движения как череда успешных Вызовов и
Ответов – критериями роста являются процессы самоопределения и
дифференциации (вызов внутрь общества и усиление внутреннего разнообразия);
– фаза надлома – вызвана деградацией элиты (творческое меньшинство
озабочено отлько собственным выживанием и сохранением власти, основанной на
силе).
Если Шпенглер: старение и смерть цивилизаций фатальны (неизбежны), то
Тойнби: цивилизация жизнеспособна, пока элита сохраняет духовный потенциал.
Наряду с первичными цивилизациями (возникли из первобытных обществ),
выделяет цивилизации второго и третьего поколений. Особенность перехода от
втрой к третьей – воспроизводство цивилизации посредством церкви –
«куколки». Возникновение «высших религий» – христианства, ислама, индуизма
и буддизма – важнейший этап духовного прогресса человечества.
Тойнби: «цивилизации приходят и уходят, а Цивилизация остается».
Цивилизация – это синоним свободы и творч возможностей человека,
бесконечная духовная задача, а не окончательно достигнутый результат.
№57. Концепция постиндустриального общества
Белл, Даниел (р. 1919) – американский философ и социолог, один из
представителей сциентистско(научно-)-технократического направления
социальной философии.
В 1960 стал одним из авторов концепции деидеологизации, ставшей истоком
индустриального общества. Центральные переменные динамики его – труд и
капитал, а противоречия между ними являются основным источником развития.
Основной инструмент оптимизации такого общества – машинная технология. Само
же развитие технологии происходит рывками, что образует соответственно
целые эпохи.
Белл вводит в концепию так называемый «осевой принцип». Различные общества
развиваются в контексте определенной стержневой линии. Исторический процесс
можно рассматривать как смену форм собственности и соответствующих им
общественных формаций («феодализм», «капитализм», «социализм»). Если же за
«ось» принять статус и роль человеческих знаний, то социальная эволюция
такова: доиндустриальное – индустриальное – постиндустриальное общество.
Символ постиндустриального общества – компьютер.
В постиндустриальную эпоху знание выступает источником богатства и власти,
поэтому решающим средством упоравления выступают уже не машинные, а
интеллектуальные технологии. В ХХI веке определяющее значение будет иметь
становление системы коммуникаций. Для понимания «телекоммуникационной
революции» важны три аспекта:
1) переход от индустриального к «сервисному» обществу (Фурастье: развитие
«цивилизации услуг»);
2) первостепенное значение кодифицированного теоретического знания для
осуществления технологических нововведений;
3) превращение новой интелектуальной технологии в инструмент системного
анализа и теории принятия решений.
«Информационное общество» в силу нарастающих культурных протитворечий
может оказаться перед опасностью еще более глубокого разрыва между
культурной и социальной жизнью. Для искоренения экономической
нестабильности – рыночная система.
Базовая концепция Белла вызвала возникновение двух течений:
1) радикальное; ориентир - европейская модель постиндустриализма
(Фурастье, Турен); 2) либеральное; ориентир - американская модель
(Гелбрейт, Тоффлер).
Ж.Фурастье – представитель радикального напраления развития концепции
постиндустриального общества, ориентированное на европейский вариант
постиндустриализма как образчик. Трактует постиндустриальное общество,
исходя из идеи о техническом детерминизме, как общество выравнивания и
стабилизации экономики. Характерный тип мышления – свободный, то есть
неограниченный ни со стороны до-рациональной аффективности (эмоциональном
способе) до-индустриального общества, ни со стороны преувеличенного
конструктивизма, присущего индустриальному обществу.
Технократизм
Гэлбрейт: по мере нарастания могущества индустирализма и повышения роли
специалистов в управлении экономикой и другими сферами общественной жизни в
индустриальном обществе пролисходит отделение собственности от процесса
управления, а реальная власть переходит к «техноструктуре» – специфической
социальной организации, состоящей из совокупности ученых, инженеров и
техников, специалистов по реализации, торговле, рекламе, экспертов в
области отношений с общественностью.
№4. Культура, как способ человеческого существования.
Термин "культуры" первоначально означал возделывание почвы, т.е. изменения
в природном объекте под воздействием человека.
Уже в этом выразилась особенность культуры – заложенное в ней человеческое
начало, единство культуры, человека и его деятельности. В дальнейшем слово
"культура" получило более обобщенное значение, и им стали называть все
созданное человеком.
Культура – это особенный, деятельный способ освоения человеком мира,
включая, как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого
человека в значении его формирования и развития.
Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является
продуктом материального, а другая духовного производства, является
очевидным. Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных
ценностей, мир объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к
человеку. Культура представляет собой меру человеческого в человеке,
характеристику развития человека как общественного существа. Идея культуры
выражала степень развития разумного начала, поступательного исторического
развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве, морали.
Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия,
философия в качестве различных форм самопознания разума. Немецкая
классическая философия рассматривала культуру как процесс морального
(Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания. B XIX в.
завершается формирование "классической" модели культуры. В этой модели
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11