Рефераты. Шпаргалки по философии для магистранта БГУ






Из столкновений Втрорй и Третьей цивилизационных волн проистекают:

– экономический кризис, вызванный хищническим отношением человека к

природе с губительными последствиями для человека;

– информационное загрязнение, борьба за интеллетуальные ресурсы

(«инфовойны»), широкое распространение психических заболеваний.

По мнению Тоффлера, глобальная революция Третьей революции несет с собой

«первую действительно гуманную цивилизацию в известной нам истории».

Разносторонние уровни и формы индивидуальной и групповой идентичности

позволят бысрее, эффективнее и безболезненные адаптироваться к ускоряющимся

транформациям в техносфере, экономике и культуре.

№55. Концепция цивилизационно-циклической динамики общества в философии и

культуре ХХ в.

Освальд Шпенглер – нем философ, автор одной из наиболее знач философско-

исторических концепций ХХв. Свое видение истории Шпенглер определяет через

критику классического историзма, представляющего исторический процесс как

прогрессивное развитие человеческого общества во всемирном масштабе.

Традиционная периодизация итсорического прогресса (Древний мир – Средние

века – Новое время) не имеет никакого значения для неевропейских обществ.

Концепция «всемирной истории» = «птоломеева система истории», основанная на

европоцентризме в понимании иных культур. История – это возникновение,

расцвет, гибель многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу

великих культур, реазизовавших свои потенции отности китайскую, индийскую,

вавилонскую, египетскую, античную, западную и др. Уникальность каждой

культуры обуславливет их равенство по историческому значению вне оценочных

категорий. Судьбы культур характеризуются гомологиями (последовательность

фаз развития, создание специфического стиля во всех сферах). Отрицал высший

смысл истории, прогресс: культуры возникают «с возвышенной бесцельностью,

подобно цветам в поле». Жизненным началом любой культуры является ее

«душа», по мере того, как душа исчерпывает свои возможности, культура

мертвеет и преходит в фазу цивилизации, для котрой свойственны

иррелигиозность, техницизм, урбанизм и мипериализм. Шпенглер – о закате

Европы: великие культуры прошлого как бы демонстрируют Западу его судьбу,

его ближайшее историческое будущее. Тема кризиса европейской культуры имеет

фундаментальное значение для современного западного самосознания.

Тойнби, Арнольд – британский историк. Его осн труд – 12-томное

«Исследование истории» – принадлежит к числу высших достижений современной

философии истории. Подлинным объектом изучения считает цивилизации –

общности, боьшие в пространстве, чем нации, и меньшие, чем все

человечество. При этом историческая концепция Тойнби антропоцентрична:

личности создают историю, а общество есть лишь посредник во взаимодействии

людей между собой. Понимая человека как существо сознательное и способное

осуществлять выбор, разрабатывает «драматическое» понимание истории.

Элементарной «клеточкой» истории является Вызов, ставящий под угрозу

существование общества, и творческий Ответ, даваемый людьми. Вызов =

Божественное испытаниечеловека – завоевания, ухудшение природных условий;

Ответ = человеческий выбор между добром и злом. История образована

челночным движением Вызова-и-Ответа; удачный Ответ порождает «локальную

цивилизацию», обладающую неповторимым своеобразием. Автор Ответа – не

общество в целом, а творческое меньшинство, котрое посредством мимесиса

(подражания) приобщает инертную массу к новым ценностям. Сопоставление

локальных цивилизаций дает алгоритм:

– генезис (зарождение) цивилизации;

– фаза роста поступательного движения как череда успешных Вызовов и

Ответов – критериями роста являются процессы самоопределения и

дифференциации (вызов внутрь общества и усиление внутреннего разнообразия);

– фаза надлома – вызвана деградацией элиты (творческое меньшинство

озабочено отлько собственным выживанием и сохранением власти, основанной на

силе).

Если Шпенглер: старение и смерть цивилизаций фатальны (неизбежны), то

Тойнби: цивилизация жизнеспособна, пока элита сохраняет духовный потенциал.

Наряду с первичными цивилизациями (возникли из первобытных обществ),

выделяет цивилизации второго и третьего поколений. Особенность перехода от

втрой к третьей – воспроизводство цивилизации посредством церкви –

«куколки». Возникновение «высших религий» – христианства, ислама, индуизма

и буддизма – важнейший этап духовного прогресса человечества.

Тойнби: «цивилизации приходят и уходят, а Цивилизация остается».

Цивилизация – это синоним свободы и творч возможностей человека,

бесконечная духовная задача, а не окончательно достигнутый результат.

№57. Концепция постиндустриального общества

Белл, Даниел (р. 1919) – американский философ и социолог, один из

представителей сциентистско(научно-)-технократического направления

социальной философии.

В 1960 стал одним из авторов концепции деидеологизации, ставшей истоком

индустриального общества. Центральные переменные динамики его – труд и

капитал, а противоречия между ними являются основным источником развития.

Основной инструмент оптимизации такого общества – машинная технология. Само

же развитие технологии происходит рывками, что образует соответственно

целые эпохи.

Белл вводит в концепию так называемый «осевой принцип». Различные общества

развиваются в контексте определенной стержневой линии. Исторический процесс

можно рассматривать как смену форм собственности и соответствующих им

общественных формаций («феодализм», «капитализм», «социализм»). Если же за

«ось» принять статус и роль человеческих знаний, то социальная эволюция

такова: доиндустриальное – индустриальное – постиндустриальное общество.

Символ постиндустриального общества – компьютер.

В постиндустриальную эпоху знание выступает источником богатства и власти,

поэтому решающим средством упоравления выступают уже не машинные, а

интеллектуальные технологии. В ХХI веке определяющее значение будет иметь

становление системы коммуникаций. Для понимания «телекоммуникационной

революции» важны три аспекта:

1) переход от индустриального к «сервисному» обществу (Фурастье: развитие

«цивилизации услуг»);

2) первостепенное значение кодифицированного теоретического знания для

осуществления технологических нововведений;

3) превращение новой интелектуальной технологии в инструмент системного

анализа и теории принятия решений.

«Информационное общество» в силу нарастающих культурных протитворечий

может оказаться перед опасностью еще более глубокого разрыва между

культурной и социальной жизнью. Для искоренения экономической

нестабильности – рыночная система.

Базовая концепция Белла вызвала возникновение двух течений:

1) радикальное; ориентир - европейская модель постиндустриализма

(Фурастье, Турен); 2) либеральное; ориентир - американская модель

(Гелбрейт, Тоффлер).

Ж.Фурастье – представитель радикального напраления развития концепции

постиндустриального общества, ориентированное на европейский вариант

постиндустриализма как образчик. Трактует постиндустриальное общество,

исходя из идеи о техническом детерминизме, как общество выравнивания и

стабилизации экономики. Характерный тип мышления – свободный, то есть

неограниченный ни со стороны до-рациональной аффективности (эмоциональном

способе) до-индустриального общества, ни со стороны преувеличенного

конструктивизма, присущего индустриальному обществу.

Технократизм

Гэлбрейт: по мере нарастания могущества индустирализма и повышения роли

специалистов в управлении экономикой и другими сферами общественной жизни в

индустриальном обществе пролисходит отделение собственности от процесса

управления, а реальная власть переходит к «техноструктуре» – специфической

социальной организации, состоящей из совокупности ученых, инженеров и

техников, специалистов по реализации, торговле, рекламе, экспертов в

области отношений с общественностью.

№4. Культура, как способ человеческого существования.

Термин "культуры" первоначально означал возделывание почвы, т.е. изменения

в природном объекте под воздействием человека.

Уже в этом выразилась особенность культуры – заложенное в ней человеческое

начало, единство культуры, человека и его деятельности. В дальнейшем слово

"культура" получило более обобщенное значение, и им стали называть все

созданное человеком.

Культура – это особенный, деятельный способ освоения человеком мира,

включая, как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого

человека в значении его формирования и развития.

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является

продуктом материального, а другая духовного производства, является

очевидным. Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных

ценностей, мир объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к

человеку. Культура представляет собой меру человеческого в человеке,

характеристику развития человека как общественного существа. Идея культуры

выражала степень развития разумного начала, поступательного исторического

развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве, морали.

Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия,

философия в качестве различных форм самопознания разума. Немецкая

классическая философия рассматривала культуру как процесс морального

(Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания. B XIX в.

завершается формирование "классической" модели культуры. В этой модели

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.