рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное
соотношение частей, природоведение и обществоведение, философия и
естествознание, метод и теорию, теоретические и прикладные исследования. В
условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Чтобы
наука могла удовлетворять потребностям совр производства, он превращается в
соц институт, для того, чтобы научн знания стали достоянием большой армии
специалистов, организаторов, инженеров и рабочих. в самом процессе труда
от рабочего требуется широкий научно-технический кругозор, овладение
основами научных знаний. Наука превращается в непосредственную
производительную силу, а практическая реализация результатов науки
происходит через ее личностное воплощение.
Наука призвана все в большей степени ориентироваться уже не на технику, а
на самого чел, на развитие его интеллекта, его творческих способностей и
культуры мышления, на создание предпосылок для его творческого развития. В
связи с этим совр наука уже не слепо следует за развитием техники, а
обгоняет ее , становится ведущей силой прогресса материального
производства. Она формируется как целостный интегральный организм. Весь
фронт научн исследования (в естеств и общ науках) оказывает стимулир
воздействие на общ производство. Если прежде наука развивалась как
отдельная часть часть социального целого, то теперь она начинает
пронизывать все сферы жизни. Научные знания и научный поход необходимы в
материальном производстве, в политике и общ деятельности, в управлении, в
системе образования, здравоохранения, в судебной и др практике. Поэтому
наука разв более быстрыми темпами, чем другие отрасли. Наука влияет даже на
искусство и ее формы, о результатах научн исследований теперь быстро узнает
каждый житель Земли и интересуется ими, Наука вошла в культуру как ее
неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит формированию новой этики и
эстетики. Во всем мире признана ценность именно доказательного рассуждения.
Подтверждение некоторых рассуждений рез-тами науки считается обязательным.
Занятие наукой вырабатывает определенное ценностное отношение к миру.
Подлинный ученый, как правило, высоко ценит логическую дисциплину ума,
способность обосновывать сделанные выводы, стремление к истине, достоинства
теории и эксперимента.
Общенаучные методы исследований. Вз-ие наук как фактор их развития.
Конечная цель исследований – объяснить совокупность фактов, выявить
причины фактов. Первоначально о причинных зависимостях говориться на уровне
эмпирических наблюдений с помощью методов Бэкона Миля.
Причина – это явление, которое в определенных условиях порождает другое
явление, называемое следствием. Следствие – это явление, порождаемое
причиной. Под этими явлениями понимается: (1) событие, существование или не
существование предметов и т.д. (наличие вирусов в организме – причина
заболевания), (2) взаимодействия предметов и изменения этих предметов, (3)
взаимодействие противоположных сторон предмета и изменения, происходящие в
данном предмете в результате этого взаимодействия. В методах под причиной
понимается обстоятельство, добавление которого к имеющимся обстоятельствам
вызывает следствие – явление, представляющее собой событие, существование
предмета, изменение предмета, возникновение нового свойства у предмета и
т.д. Есть группа явлений без которых следствие может не наступить – это
релевантносопутствующие обстоятельства. Это не необходимые события но
влияют на силу действия причин на событие.
Принципы причинности: 1) причинно-следственная связь является объективной;
2) эта связь необходимая: определенная причина в соответствующих условиях
обязательно вызывает определенное следствие; 3) эта связь является
всеобщей: в природе нет беспричинных явлений; 4) причина предшествует
следствию во времени.
Метод единственного сходства может выступать в качестве метода наблюдения.
Метод единственного различия. Этот метод может применяться в качестве
эксперементального исследования. В естествознании он дает более
правдоподобное заключение чем первый. Однако в социальном познании его
следует применятьс большой осторожностью, поскольку при исследовании
социальных явлений не всегда можно выделить обстоятельства, предшествующие
явлению.
Соединенный метод сходства и различия
Метод сопутствующих изменений. Используется когда предшествующие явлению
обстоятельства нельзя изолировать друг от друга, т е когда нельзя применить
метод единственного различия.
Метод остатков.
Классическая и неклассическая философия. Общность и различия.
В XIX веке широкое распространение получили философские учения, которые
были продолжением и завершением духовного поворота, начавшегося в эпоху
Возрождения. К этому времени наиболее ярким воплощением их была немецкая
философия XVII–XIX вв., которая получила название классической.
Классическая философия Германии высоко ценили возможности «подлинного»,
«чистого» разума. Такому «чистому разуму» противопостовляли неразумность –
случайность, хаотичность. Предполагалось, что разум проложит себе дорогу
через все «неподлинное», «неразумное». С такой верой в «победное шествие»
некого внеиндивидуального разума в классической философии была тесно
связана вера в силу рационального познания. Она перерастала в уверенность в
том, что разум есть главный и наилучший инструмент преобразования
человеческой жизни. Философы-классики разделяли убеждение о том, что могут
быть рационально познаны общечеловеческие идеалы и принципы, прежде всего
идеал свободы и принцип достоинства человеческой личности.
40-50-е гг. XIX века стали переломными в том смысле, все определеннее
складывалась потребность в новых, неклассических типах философствования.
Марксистская философия – развивая общую рационалистическую ориентацию
классической мысли, ее веру в науку и прогресс, она разработала новую
концепцию мира, человека, познания. Маркс поддерживал идею классики о
развитии философии как науки, но отверг ее претензии на роль «науки наук».
Немарксистская философия – антиклассический подход, граничащий с прямым
нигилизмом в отношении философской классики (Кьеркегор, Ницше).
Критика классической мысли стала сотавной частью процесса кардинальной
переоценки ценностей, необходимость которой выводилась из глубокого
духовного кризиса, в свою очередь связываемого с кризисом западной
цивилизации.
Классическая философия занимается поисками истины и перврооснов: философия
– высшая наука. Она исходит из того, что мир разумен.
Неклассическая философия отказывается давать теретическую картину мира и
сомневается в возможности разумного объяснения мира. Переосмысливается
функция философии – она должна учить человека жизни, помочь переустроить
жизнь (революция у Маркса, переоценка ценностей у Ницше, новая революция у
Соловьева).
Проблема отчуждения человека в марксизме и пути его преодоления.
Маркс согласен с Гегелем, что «овеществление» человеческой деятельности,
переход труда из формы деятельности в форму бытия, одновременно
оборачивается «отчуждением». Однако Маркс не согласен с фатальностью связи
«овеществления» с «отчуждением». Это свойственно лишь «незрелым» формам
общественной организации человечества и связано с неразвитостью
практической деятельности, которая направлена практически только на
удовлетворение биологических потребностей.
«Отчуждение» проявляет себя в преобразовании труда и его продуктов на
чуждые человеку факторы, которые господствуют над ним и над
обстоятельствами его жизни.
В условиях капиталистического «отчуждения» работник имеет ценность как
предметный элемент производительных сил, тождественный орудиям труда.
Влияние «отчуждения» распространяется и на капиталиста, который теряет
свои личностные характеристики и становится воплощением только одной
функции – собственника капитала.
В «отчуждении» проявляется господство над человеком стихийных сил его
собственной общественной жизни. Так как общественное бытие господствует над
человеком, то включение в его состав новых элементов (практическое освоение
природы) только увеличивает господство стихийного общества над человеком.
Чтобы победить «отчуждение» необходимо взять контроль общества. Но
препятствием этому является собственность на орудия и способы производства.
Однако ликвидация частной собственности приводит к потребительскому
подходу к жизни и усреднению человека – все принадлежит всем и никому
отдельно.
Только при наступлении «высшей» фазы коммунизма труд из способа бытия
превратится в первую необходимость жизни. Наряду со всеобщим развитием
индивидов вырастут производительные силы.
Диалектико-матеариалистическое понимание исторического процесса.
Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» впервые ввели в научный оборот
термин «материалистическое понимание истории».
Маркс и Энгельс сформулировали положение исторического материализма,
гласящее, что человеческое общество начинает свое существование тогда,
когда люди, его составляющие, начинают производить необходимые жизненные
средства.
Рассматривая зависимость производственных отношений от характера и уровня
развития производительных сил, они указали на необходимые жизненные
развития производительных сил, они указали на необходимость соответствия их
друг другу для нормального функционирования общественного производства.
Маркс и Энгельс сделали вывод о главенствующей роли народных масс в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11