убедительности являлись логика и здравый смысл.
Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч.
опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то
господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись
понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф.
была главной формой понятийного теоретического мышления.
31. Искусство в системе духовной культуры
Искусство – форма общественного сознания.
Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности
процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и
содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы
эстетического восприятия.
К проблемам художественного творчества относятся художественные
направления в искусстве, стиль, индивидуальная манера.
Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной
(создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной
(эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения)
деятельности.
Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание,
восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание
формируется в процессе эстетической деятельности.
Морфология искусства (виды):
1. художественная литература
2. архитектура
3. декоративное искусства
4. живопись
5. графика
6. музыка
7. хореография
8. театр
9. искусство фотографии
10. кино
11. телевидение
12. эстрада
13. цирк.
Функции искусства:
1. Гносеологическая
2. Воспитательная
3. Коммуникативная
32. Мораль в системе духовной культуры
Проблемами морали, нравственности занимается этика. К сфере морали
относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности,
идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение
людей.
Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к
постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего
существования.
Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то
одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей
способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.
Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-
исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире
социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм,
запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.
Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:
1. регулятивная
2. воспитательная
3. познавательная
4. оценочно-императивная
5. ориентирующая
6. мотивационная
7. коммуникативная
8. прогностическая.
Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные
отношения, моральное сознание.
Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3
типа нравственности:
. первый тип связей – это естественные природные связи,
характерные для начального этапа развития человека
. второй тип связей – связи, отношения личной зависимости,
обусловленные характером общественного устройства.
В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на
начальном этапе развития классового общества, где человек является
собственностью другого человека.
В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему
этапу развития классового общества, для которого характерны социальное
неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов,
религиозных и нравственных механизмов.
. третий тип связей характерен для общества, в котором процветает
личная независимость и новая форма зависимости – вещная.
33. Цивилизационный подход к периодизации истории
Цивилизация - три трактовки:
1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии
употребляется также для обозначения материальной культуры;
2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной
культуры;
3) ступень общественного развития, следующая за варварством
А также понятия, разработанные философами ХХ века:
1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и
регионов
2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов
3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона -
его "закат"
4) высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда,
технологии, экономических и политических отношений и учреждений .
Однако в современной социальной философии цивилизация - крупномасштабная
социально-культурная общность людей и народов.
Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы
исторического развития, выявить его пути и особенности.
С помощью цивилизационного подхода можно выделить ряд социально-
культурных различий современных восточной и западной цивилизаций:
1. по характеру связи личности и общества
2. по социально-психологическим установкам человека
3. по характеру развития социокультурной жизни
В истории бывают такие периоды когда роль одного человека в решении каких-
то исторических проблем может быть более значимой, чем роль других
факторов, даже взятых вместе.
Цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен
некоторых недостатков. В нем не учитывается связь между различными
цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.
Этапы в развитии общества и соответственно типы обществ:
1) традиционное общество (докапиталистическое),
2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму
индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной
Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века),
3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).
Таким образом, человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В
традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном -
промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую
роль играет информация.
Пять "стадий" в развитии общества:
1) традиционное общество;
2) стадия создания предпосылок для подъема;
3) стадия сдвига( период промышленной революции – изменение методов
производства)
4) стадия роста( у экономики есть возможность производить)
5) период высокого уровня массового потребления.
В основу периодизации положено развитие орудий труда.
34. Формационный подход к периодизации истории
Проблема периодизации истории по формациям и цивилизациям активно
обсуждается в литературе уже более столетия. "Формация"- напластование
геологических отложений определенного периода. Начало философского учения о
формациях заложено в самом значительном произведении периода формирования
марксизма "Немецкой идеологии".
В этой работе была также дана периодизация исторического процесса.
Основные стадии исторического развития человеческого общества - это
последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1)
племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая
коммунистическая форма всеобщей собственности.
Структура общественно-экономической формации
Прежде всего, К.Маркс выделил экономический базис - производственные
отношения, главными, определяющими в которых являются отношения
собственности. Базис определяет поли- тическую надстройку. Главным ее
элементом является государство. Для дальнейшего ассмотрения этой проблемы
ис- пользуем таблицу
Таблица 2. Структура общественно-экономической формации
|Произво|Произво|Надстройка |элемент|
|дительн|дственн| |ы |
|ые силы|ые | |формаци|
| |отношен| |и |
| |ия | | |
|Предмет|Социаль|Организация|Классов|
|труда. |но-экон|и |ая |
|Средств|ономиче|учреждения:|структу|
|а |ские |политически|ра. |
|труда. |отношен|е |Историч|
|Человек|ия по |(государств|еские |
|с его |поводу |о, партии),|формы |
|навыкам|собстве|культурно-п|общност|
|и к |нности |росветитель|и людей|
|труду -|на |ные, |(род, |
|произво|средств|религиозные|племя, |
|дитель |а |. |народно|
|материа|произво|Общественно|сть, |
|льных |дства, |е сознание |нация).|
|благ |распред|и его |Историч|
|(рабоча|еления,|формы. |еские |
|я |обмена |Идеологичес|формы |
|сила). |и |кие, |быта. |
| |потребл|политически|Естеств|
| |ения |е, правовые|енные и|
| |материа|и |техниче|
| |льных |религиозные|ские |
| |благ. |отношения. |знания.|
формаций пять - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,
капиталистическая и коммунистическая (включает две фазы - социализм и
коммунизм).
Теория формаций изначально основана на постулатах, то есть положениях,
принятых за истину без доказательств: прогресс как основная форма движения
и формационность как основной способ развертывания прогресса;
формационность как жестко последовательная стадиальность; однородность
состава формаций; примат материального производства; производственные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10