Рефераты. Шпаргалка по философии (Основные понятия. 4 страницы формата А4)






убедительности являлись логика и здравый смысл.

Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч.

опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то

господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись

понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф.

была главной формой понятийного теоретического мышления.

31. Искусство в системе духовной культуры

Искусство – форма общественного сознания.

Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности

процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и

содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы

эстетического восприятия.

К проблемам художественного творчества относятся художественные

направления в искусстве, стиль, индивидуальная манера.

Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной

(создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной

(эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения)

деятельности.

Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание,

восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание

формируется в процессе эстетической деятельности.

Морфология искусства (виды):

1. художественная литература

2. архитектура

3. декоративное искусства

4. живопись

5. графика

6. музыка

7. хореография

8. театр

9. искусство фотографии

10. кино

11. телевидение

12. эстрада

13. цирк.

Функции искусства:

1. Гносеологическая

2. Воспитательная

3. Коммуникативная

32. Мораль в системе духовной культуры

Проблемами морали, нравственности занимается этика. К сфере морали

относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности,

идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение

людей.

Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к

постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего

существования.

Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то

одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей

способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.

Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-

исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире

социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм,

запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.

Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:

1. регулятивная

2. воспитательная

3. познавательная

4. оценочно-императивная

5. ориентирующая

6. мотивационная

7. коммуникативная

8. прогностическая.

Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные

отношения, моральное сознание.

Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3

типа нравственности:

. первый тип связей – это естественные природные связи,

характерные для начального этапа развития человека

. второй тип связей – связи, отношения личной зависимости,

обусловленные характером общественного устройства.

В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на

начальном этапе развития классового общества, где человек является

собственностью другого человека.

В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему

этапу развития классового общества, для которого характерны социальное

неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов,

религиозных и нравственных механизмов.

. третий тип связей характерен для общества, в котором процветает

личная независимость и новая форма зависимости – вещная.

33. Цивилизационный подход к периодизации истории

Цивилизация - три трактовки:

1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии

употребляется также для обозначения материальной культуры;

2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной

культуры;

3) ступень общественного развития, следующая за варварством

А также понятия, разработанные философами ХХ века:

1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и

регионов

2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов

3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона -

его "закат"

4) высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда,

технологии, экономических и политических отношений и учреждений .

Однако в современной социальной философии цивилизация - крупномасштабная

социально-культурная общность людей и народов.

Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы

исторического развития, выявить его пути и особенности.

С помощью цивилизационного подхода можно выделить ряд социально-

культурных различий современных восточной и западной цивилизаций:

1. по характеру связи личности и общества

2. по социально-психологическим установкам человека

3. по характеру развития социокультурной жизни

В истории бывают такие периоды когда роль одного человека в решении каких-

то исторических проблем может быть более значимой, чем роль других

факторов, даже взятых вместе.

Цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен

некоторых недостатков. В нем не учитывается связь между различными

цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

Этапы в развитии общества и соответственно типы обществ:

1) традиционное общество (докапиталистическое),

2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму

индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной

Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века),

3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).

Таким образом, человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В

традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном -

промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую

роль играет информация.

Пять "стадий" в развитии общества:

1) традиционное общество;

2) стадия создания предпосылок для подъема;

3) стадия сдвига( период промышленной революции – изменение методов

производства)

4) стадия роста( у экономики есть возможность производить)

5) период высокого уровня массового потребления.

В основу периодизации положено развитие орудий труда.

34. Формационный подход к периодизации истории

Проблема периодизации истории по формациям и цивилизациям активно

обсуждается в литературе уже более столетия. "Формация"- напластование

геологических отложений определенного периода. Начало философского учения о

формациях заложено в самом значительном произведении периода формирования

марксизма "Немецкой идеологии".

В этой работе была также дана периодизация исторического процесса.

Основные стадии исторического развития человеческого общества - это

последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1)

племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая

коммунистическая форма всеобщей собственности.

Структура общественно-экономической формации

Прежде всего, К.Маркс выделил экономический базис - производственные

отношения, главными, определяющими в которых являются отношения

собственности. Базис определяет поли- тическую надстройку. Главным ее

элементом является государство. Для дальнейшего ассмотрения этой проблемы

ис- пользуем таблицу

Таблица 2. Структура общественно-экономической формации

|Произво|Произво|Надстройка |элемент|

|дительн|дственн| |ы |

|ые силы|ые | |формаци|

| |отношен| |и |

| |ия | | |

|Предмет|Социаль|Организация|Классов|

|труда. |но-экон|и |ая |

|Средств|ономиче|учреждения:|структу|

|а |ские |политически|ра. |

|труда. |отношен|е |Историч|

|Человек|ия по |(государств|еские |

|с его |поводу |о, партии),|формы |

|навыкам|собстве|культурно-п|общност|

|и к |нности |росветитель|и людей|

|труду -|на |ные, |(род, |

|произво|средств|религиозные|племя, |

|дитель |а |. |народно|

|материа|произво|Общественно|сть, |

|льных |дства, |е сознание |нация).|

|благ |распред|и его |Историч|

|(рабоча|еления,|формы. |еские |

|я |обмена |Идеологичес|формы |

|сила). |и |кие, |быта. |

| |потребл|политически|Естеств|

| |ения |е, правовые|енные и|

| |материа|и |техниче|

| |льных |религиозные|ские |

| |благ. |отношения. |знания.|

формаций пять - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,

капиталистическая и коммунистическая (включает две фазы - социализм и

коммунизм).

Теория формаций изначально основана на постулатах, то есть положениях,

принятых за истину без доказательств: прогресс как основная форма движения

и формационность как основной способ развертывания прогресса;

формационность как жестко последовательная стадиальность; однородность

состава формаций; примат материального производства; производственные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.