Отчуждение- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой
деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу.
Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах. 1.Рабоч использует матер,
взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты
труда. Ни исх материал, ни прод ему не ринадлежат - они ему чужие. Природа
делается для раб только средством труда, а предметы, кот создаются в
производстве - средством жизни, физ существования. Раб полностью от них
зависит.
2. Процесс труда для р принудителен. Только вне труда р. свободен
3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. Живет в
природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь – деятельный
контакт с прир, в кот главное - труд, производство. Но для раб труд - лишь
средство для поддержания собственной жизни, а не рода.
4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу,
поскольку они конкурируют за возм трудиться.
Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми
тоже отчужденные.
Устранение отчуждения. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел
собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с
освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если
чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае
труд станет средством саморазвития человека, в
реализацию человеком своих лучших сторон.
16. Этапы становления и характерные черты русской философии
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако
специф
Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов,
происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в
становлении рус. фил мысли.
Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 -
1765). -
гениальный ученый-энциклопедист.
А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции,
считая,что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по
себе".Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека.
Самостоятельное философское творчество возникает в нач 19 в.
Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-
1856).
Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и
молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в
простр.Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма.
Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как
существо
свободное. Задача фил изучать человека именно как духовное существо.
Идеи коллективизма - человеческая коллективность определяет
индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. коллективная
сущность человека есть то, чем он отличается от животного.
Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. В центре
их внимания нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. Возрождение форм
патриархата, возврат к правосл идеалам Святой Руси - это соц-ист концепция
имеющая провиденциальный и религиозно-мистический характер.
Западники-материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен
(1812-1870), Огарев, Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-
1861), Д.И.Писарев
(1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р.
рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр
просвещения.
Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа
сущ-ет независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов
бытия. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее
отпечаток.
Огарев. Материалист и атеист. Критика церкви как рабского страха,
разработка общинного социализма, признание важной роли экономического
фактора в историческом процессе.
Белинский. Идеи необходимости прогресса, бурж порядки более прогрессивны,
поэтому об отмене патриар на Руси.
Чернышевский.. Человек - природное существо, его организм един, а сознание
есть проявление материальной субстанции. Антропологический принцип
60-70 гг. складывается народничество, идея прихода к соц, минуя капитализм.
Признание самобытности России. (Лавров/, Бакунин, Ткачев, Михайловский,
Мечников).
Почвенники - нац почва как основа соц и духовного развития России. Разрыв
интеллигенции с народной почвой надо преодолеть на основе духовного
единения всех сословий.
Григорьев, Страхов, Дост.
Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он
пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в
кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связ с
усвоением религиозно-нравств идей. Отказался от рев борьбы. Исповедовал
идеи почвенничества, для кот хар-но религ ориентированность. Истинный путь
свободы - путь Богочеловека.
Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике
общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в
сознании чел. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей
любви. Всякая власть - насилие - отрицание гос-ва.
17. Характерные черты и основные направления философии ХХ века
философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию, которую
можно охарактеризовать рядом отличительных признаков.
. отход философии от узкого, преимущественно рационалистического
философствования, ориентированного на определенные-политические взгляды и
религиозные (атеистические) убеждения к философствованию всё более
плюралистическому и толерантному, основанному на принципах встречи или
диалога
. Философия XX века разрешив важные вопросы как соотношение между знанием и
пониманием, между знанием и оценкой, между знанием и истиной. Это
продвинуло философию вперед не только в традиционной области, но и
помогло найти новые исследовательские поля
. Особенностью философии XX века является то, что она долго и мучительно
освобождалась от идеологического прессинга, от господствовавшего на
протяжении десятилетий тезиса об ожесточенной борьбе материализма и
идеализма, неразрывной связи передового класса и передовой философской
теории. Особенно в странах социалистического лагеря. На протяжении
десятков лет исследователи не имели .возможностей заниматься теми
вопросами философии, которые их особо интересовали и объяснять те или
иные явления без множества ссылок на труды "основоположников марксизма" и
партийные документы.
. Особенностью философского знания XX века является его четкая детерминация
научным аппаратом современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы
математичесих наук, системный подход, принципы синергетики). Для
философского знания XX века характерна эволюция к исследованию проблем
сущности и существования человека
. В XX веке философия все дальше отходит от вульгарного и грубого
материализма, от догматизированного и примитивного марксизма, она все
больше стремится к тому, чтобы исследовать мир комплексно
. Философия XX века открывает и разрабатывает новые области
философствования, такие как философия культуры, философия техники,
философия жизни и др..
. Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы
современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в
одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым
решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение
человека.
. Философия XX века — вместе со всей духовной культурой современного мира,
стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего,
а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего
творческого потенциала. Современная философия не навязывает одной-
единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней
инстанции. Философия конца XX века предоставила человеку свободу в выборе
своего мировоззрения. Современный человек свободен в своем выборе.Даже
краткий обзор развития философского знания в уходящем от нас двадцатом
веке показывает, сколь разительно эволюционировала философская мысль за
истекшее столетие.
Философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно
развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия
Природы, Космоса, Человечества и Человека
18. Бытие как особая категория. Основные формы бытия
Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле
слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о
существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на
вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? -
Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,
организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве
мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Третий
аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть,
кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-
ю, действию отд. Индивидов.
Формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия
и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни
продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную
форму Б.
Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей
(тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10