Рефераты. Шпаргалка по философии (Основные понятия. 4 страницы формата А4)






Отчуждение- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой

деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах. 1.Рабоч использует матер,

взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты

труда. Ни исх материал, ни прод ему не ринадлежат - они ему чужие. Природа

делается для раб только средством труда, а предметы, кот создаются в

производстве - средством жизни, физ существования. Раб полностью от них

зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Только вне труда р. свободен

3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. Живет в

природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь – деятельный

контакт с прир, в кот главное - труд, производство. Но для раб труд - лишь

средство для поддержания собственной жизни, а не рода.

4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу,

поскольку они конкурируют за возм трудиться.

Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми

тоже отчужденные.

Устранение отчуждения. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел

собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с

освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если

чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае

труд станет средством саморазвития человека, в

реализацию человеком своих лучших сторон.

16. Этапы становления и характерные черты русской философии

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако

специф

Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 -

1765). -

гениальный ученый-энциклопедист.

А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции,

считая,что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по

себе".Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека.

Самостоятельное философское творчество возникает в нач 19 в.

Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-

1856).

Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и

молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в

простр.Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма.

Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как

существо

свободное. Задача фил изучать человека именно как духовное существо.

Идеи коллективизма - человеческая коллективность определяет

индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. коллективная

сущность человека есть то, чем он отличается от животного.

Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. В центре

их внимания нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. Возрождение форм

патриархата, возврат к правосл идеалам Святой Руси - это соц-ист концепция

имеющая провиденциальный и религиозно-мистический характер.

Западники-материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен

(1812-1870), Огарев, Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-

1861), Д.И.Писарев

(1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р.

рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр

просвещения.

Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа

сущ-ет независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов

бытия. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее

отпечаток.

Огарев. Материалист и атеист. Критика церкви как рабского страха,

разработка общинного социализма, признание важной роли экономического

фактора в историческом процессе.

Белинский. Идеи необходимости прогресса, бурж порядки более прогрессивны,

поэтому об отмене патриар на Руси.

Чернышевский.. Человек - природное существо, его организм един, а сознание

есть проявление материальной субстанции. Антропологический принцип

60-70 гг. складывается народничество, идея прихода к соц, минуя капитализм.

Признание самобытности России. (Лавров/, Бакунин, Ткачев, Михайловский,

Мечников).

Почвенники - нац почва как основа соц и духовного развития России. Разрыв

интеллигенции с народной почвой надо преодолеть на основе духовного

единения всех сословий.

Григорьев, Страхов, Дост.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он

пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в

кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связ с

усвоением религиозно-нравств идей. Отказался от рев борьбы. Исповедовал

идеи почвенничества, для кот хар-но религ ориентированность. Истинный путь

свободы - путь Богочеловека.

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике

общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в

сознании чел. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей

любви. Всякая власть - насилие - отрицание гос-ва.

17. Характерные черты и основные направления философии ХХ века

философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию, которую

можно охарактеризовать рядом отличительных признаков.

. отход философии от узкого, преимущественно рационалистического

философствования, ориентированного на определенные-политические взгляды и

религиозные (атеистические) убеждения к философствованию всё более

плюралистическому и толерантному, основанному на принципах встречи или

диалога

. Философия XX века разрешив важные вопросы как соотношение между знанием и

пониманием, между знанием и оценкой, между знанием и истиной. Это

продвинуло философию вперед не только в традиционной области, но и

помогло найти новые исследовательские поля

. Особенностью философии XX века является то, что она долго и мучительно

освобождалась от идеологического прессинга, от господствовавшего на

протяжении десятилетий тезиса об ожесточенной борьбе материализма и

идеализма, неразрывной связи передового класса и передовой философской

теории. Особенно в странах социалистического лагеря. На протяжении

десятков лет исследователи не имели .возможностей заниматься теми

вопросами философии, которые их особо интересовали и объяснять те или

иные явления без множества ссылок на труды "основоположников марксизма" и

партийные документы.

. Особенностью философского знания XX века является его четкая детерминация

научным аппаратом современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы

математичесих наук, системный подход, принципы синергетики). Для

философского знания XX века характерна эволюция к исследованию проблем

сущности и существования человека

. В XX веке философия все дальше отходит от вульгарного и грубого

материализма, от догматизированного и примитивного марксизма, она все

больше стремится к тому, чтобы исследовать мир комплексно

. Философия XX века открывает и разрабатывает новые области

философствования, такие как философия культуры, философия техники,

философия жизни и др..

. Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы

современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в

одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым

решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение

человека.

. Философия XX века — вместе со всей духовной культурой современного мира,

стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего,

а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего

творческого потенциала. Современная философия не навязывает одной-

единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней

инстанции. Философия конца XX века предоставила человеку свободу в выборе

своего мировоззрения. Современный человек свободен в своем выборе.Даже

краткий обзор развития философского знания в уходящем от нас двадцатом

веке показывает, сколь разительно эволюционировала философская мысль за

истекшее столетие.

Философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно

развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия

Природы, Космоса, Человечества и Человека

18. Бытие как особая категория. Основные формы бытия

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле

слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о

существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на

вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? -

Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,

организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве

мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Третий

аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть,

кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-

ю, действию отд. Индивидов.

Формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия

и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни

продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную

форму Б.

Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей

(тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.