Рефераты. Шпаргалка по философии (Основные понятия. 4 страницы формата А4)






природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б.

человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б.

духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров.

(внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б.

отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной

формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы

Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей

субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния,

целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее

отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для

прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием

только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

19. Философское понимание материи

Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного

ее понимания зависит решение практ всех других ф проблем. От лат materia -

вещество Это веществ значение удерживалось до 20в., когда произошла револ в

физике.

Первой ступенью в осознании материальности мира был стих материализм.

Но уже Демокрит заметил, что с пом. одного кач определ. в-ва невозможно

объяснить происхожд другого, так как он не содержит принципа своего

превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.

Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего

существующего. Так зародилась дискретная картина мира. Казалось еще чуть-

чуть и физ. картина мира получит полную завершенность.

Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом

оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва. Открытие электромагн полей и

ядерных сил тоже внесли свою лепту.

Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет

пространство, для каждой точки кот можно определить величину и направл силы

взаимодействия между данным объектом и другим. (поле - атрибут в-ва) Но

затем было доказано, что поле не только атрибут объекта, но и самостоят

реальность, т.е. нов вид материи, основным свойством кот. является

непрерывность.

Все это привело к фил кризису . Этот кризис связан с утратой

представл о материи как о веществе.

Единственное свойство материи - “быть объективной реальностью,

существовать вне нашего сознания.

20. Философское понимание движения

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в

вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной

природе. Движ несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ

материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в

другие и ни один вид не берется ниокуда.

Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве,

но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые

вызываются этими взаимодействиями.

Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество

предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к

другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть

разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют

особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.

Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением

новых кач-ых состояний, характеризуются как развитие. Процесс развития -

это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование

новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им

систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных

превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го

уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В

неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить

эволюция звезд.

Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ,

физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное разнообразие

одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого.

Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и

идеальных объектов. В результате Р. возникает новое качественное состояние

объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (т.е.

возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей).

Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

21. Пространство и время

Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают

своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно1)симетрично, т е нет не

обратимых процессов,2) пространство однородно (каждая точка пространства м

б взята за начало координат),3)пространство изотропно, т е нет

привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время –

длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по

разному:1) циклическое время (календари); 2)время может толковаться как

некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми

(соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение);3) время может

пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое.

Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени,

вечность это всегда настоящее.

Есть две теории относительности:

1. Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и

время. П и в меняются в завис-и от скорости движения; ритм времени

сокращаетя и линейные размеры тела сокращаются. Было введено понятие –

пространственно-временной интервал – это величина которая не меняется при

переходе от одной системы отсчета к другой.

2. Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы,

пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство

искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных

затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны

следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и

Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении

пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная

бесконечна.

Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б стационарной, она или сужается

или расширяется. Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20 млрд лет назад

наша вселенная была сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У

вселенной есть горизонт, и за пределы какой-то сферы у человека нет

возможности выйти.. Становление вселенной связывают с черными дырами

сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их тяготения все

исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные частицы сжатые

пространством и временем.

22. Происхождение и сущность сознания

1. Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные

времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние

люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать,

переживать и т. д.

Демокрит.

Душа есть особого рода огонь и теплота. Она состоит из атомов,

имеющих круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать

другие тела.

Душа – материальное образование. Она телесна и отсюда ее другая

особенность – она дар природы и возникла под влиянием естественных сил,

не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней.

Платон.

Придерживался противоположной точки зрения. Считал, что души существовали

прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели

разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая

надприродная сущность.

Дуализм. Декарт.

Считают, что душа – особая, чуждая материи духовная субстанция. Он

считает душу и тело независящими друг от друга началами.

Психофизический параллелизм.

- разновидность дуализма ( Декарт ). Природа и дух выступают как два

различных начала: основным свойством материи является протяженность, а

основным свойством духа – способность мыслить. Отсюда: идея не имеет

протяженности, а тело не может мыслить.

Идеализм + религия.

Продолжают линию первобытного анимизма, то есть одушевление окружающих

предметов. Первобытные люди наделяли все уголки добрыми и злыми духами.

Пантеизм.

- отождествление Бога с природой. Бенедикт Спиноза пытался отождествить

материю с мировой духовной субстанцией.

Субъективный идеализм.

- отождествляет вещи с ощущениями, восприятиями, мыслями. Такое

отождествление приводит к выводу, будто ощущения существуют вне мозга

человека.

Иной позиции придерживался позитивизм. Бертран Рассел пытался

отождествить психическое с физическим, а это означает, что материальные

предметы превращаются в ощущения и что ощущения выносятся за пределы

нервной системы, то есть Рассел сближает материю и дух, т.к. под материей

он понимает мысль, а под духом ощущения. Под мозгом он понимает

совокупность ощущений и мыслей. Отсюда не мысль в мозгу, а мозг в мыслях.

Фохт, Бюхнер.

Мысль так выделяется мозгом, как желчь печенью.

Диалектический материализм.

Сознание – это функция мозга; свойство высокоорганизованной материи и

форм отражения действительности.

23. Проблема познания в философии

Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа:

Чувственное и рациональное

Ч познание явл начальным этапом познания.

Для познания объектов необход функционирование органов чувств,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.