Рефераты. Шпаргалка






рассматриваться только как “род”, как внутр. всеобщность, связующая

множество индивидов только природными узами”. По Марксу, ч-к явл. историч.

и соц. существом, а потому его сущность “не есть абстракт, присущий

отдельному индивиду. В своей действит-сти она есть совокупность всех

обществ. отношений”. Ф. апеллирует к чувств. созерцанию, полагая, что

ощущение составл. единств. источник познания. Только то, что дано нам через

органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние обладает подлинной

реальностью. С пом. орг. чувств мы познаем как физич. объекты, так и

психич. состояния других людей; не признавая никакой сверхчувств.

реальности, Ф. отверг. и возможность чисто отвлеченного познания с пом.

разума. Антропологич. принцип Ф. в теории познания выр. в том, что он по-

новому интерпретирует само понятие “объект”. По Ф. понятие объекта

первоначально формируется в опыте чел. общения, поэтому первый объект для ч-

ка - это другой человек. Любовь к другому ч-ку есть путь к признанию его

объ. сущ-я, а тем самым к признанию сущ-я вообще внешних вещей. Из внутр.

связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистич. мораль,

кот., по Ф., должна встать на место иллююзорной связи с Богом. Любовь к

Богу есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви к другим людям.

Антроп. мат-м Ф. возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение

Гегеля. Ф. встал на защиту именно природно-биологического начала в

человеке.

Буддизм.

религ.-филос. учение, возникшее в древней Индии в 6-5 вв. до н. э. и

превратившееся в ходе его развития наряду с христианством и исламом,

мировых религий.

Основатель Б. - инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя

Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого.

Уже в первые столетия своего существования Б. разделился на 18 сект,

разногласия между к-рыми вызвали созыв соборов и привели в начале н. э. к

разделению Б. на две ветви: хинаяну и махаяну. В 1-5 вв. сформировались гл.

религ.-филос. школы Б.: в хинаяне - вайбхашика и саутрантика, в махаяне -

йогачара, или видж-нянавада, и мадхьямика. Сторонники хинаяны называют своё

направление буквально - учение старейших.

Б. скоро распространился по всей Индии, расцвет в сер. 1-го тыс. до н. э.-

нач. 1-го тыс. н. э.

После возражд-ся индуизм (из брахманизма)

Б. к 12 в. почти исчез из Индии.

Религ.-филос. лит-ра Б. обширна

С самого начала Б. выдвинул в качестве центра проблему бытия личности.

Стержнем содержания Б. является проповедь Будды о «четырёх благородных

истинах»:

-существует страдание,

-причина страдания,

-освобождение от страданий,

-путь, ведущий к освобождению от страданий.

страдание - состояние бытия проявленного,

освобождение - непроявленного.

Смерть вследствие принятия Б. концепции бесконечных перерождений

(появление, исчезновение и появление вновь) - дхарм. Это «волнение»

вызывается отсутствием подлинной реальности «Я» и мира

отрицание существования как материальной, так и духовной субстанции, и

установление своеобразного абсолюта - шуньяты, пустотности, не подлежащей

ни пониманию, ни объяснению - в махаяне.

созерцат. размышления (медитации), переживание целостности бытия

(неразличение внутреннего и внешнего),

одним из осн. средств преобразования психики и психофизиологии личности, -

буддийской йоги.

Состояние совершенной удовлетворённости и самоуглублённости - есть

освобождение, или нирвана.

возникла космич. концепция Будды, (санскр. «трёх тел»,

Распространение Б. способствовало созданию культурных комплексов,

буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, лит-ра, буддийская

образованность).

Средневековье

Филон жил на рубеже эр. Разраб учение о Логосе, кот то высшая идея, то

верховный архангел. Иудейские з-ны – з-ны природы, то есть обязат для всех.

Чел=иньеллект существо, кот связ с телом, разрыв между алчностью и

отвращением. Цель-следование Логосу и уподобится богу посредством экстаза.

Ориген – критика Цельса (христ-во не оригинал, Бог не приближен к челу,

применение хр на практике опасно для гос-ва). Христос не избавитель, а

образец. Свят дух -посредник м Христом и миром.

Ареопагит – связь христ-ва с язычеством.

Григорий – учение о тождестве Бога отца с Христом и Св духом. Примыкал к

Каппадокийскому кружку – не фрагментар филос, а систематизация церков

доктрины с опорой на платон умозрение. Искал адекватного описания христ

концепции ступеней познания Бога в филос терминах.

Августин – учение о предопределении. Человеч история – в борьбе двух царств

– земного и божьего (рим катол церковь). При сотвор мира Бог заложил

зародышевые формы всех явлений. Самодостоверность чел сознания.

Фома Аквинский – связ христ с филос Аристотеля. Душа созд Богом,

бессмертна, преобрет знания с пом чувств восприятия. Мироздание построено

Богом в кач иерархий. Граница м разумом и верой: разум лишь дает

обоснование тому во что мы верим.

Оккам – весь мир сост из единичн сущностей и все познание свод к внутр и

внеш опыту. В Бога надо верить. Истина филос не равна истине теолог.

Билет 21

Кьеркегор: неуместность философии как чистой теории абсолют духа для

реального существования чел-а, ибо только принимая во внимание эту

реальность и возможность человеческого бытия. Фил имеет смысл. Описывает

разбитое и бессмысленное бытие мира, ответом на кот должны быть страх и

отчаяние. Он выступает против попытки сослаться на внеш мир, он недоверяет

внутреннему и советует чел-у отдаться в волю Бога. Диалектич теология и

экзестиолизм.

Шпенглер – теоретик культуры. В истории культуры живут ок 1000 лет. Хочет

предсказать будущее европ культуры в сравнении с древнегреческой. Западная

культура скоро погибнет. Его книга «закат европы» между 2 мир войнами. Но

недостатки: «факты важнее чем истина», плоский позитивизм, упрощающий труд

проблему несогласованности идеи и реальности, духа и действит-ти.

15. Эпоха Возраждения. Пико делла Мирандолла

В 14-16 в. происх возврат к ценностям античн. культуры и принц.

антропоцентризма в связи с р-ем светского гос-ва и возникн. светск.

культуры, деятели кот. пересматр. традиц. религиозн., нравств., эстетич.

взгляды ср.в. Новые разностор. запросы чел. личности нашли свое выр-е в

гуманизме, связ. с антиклерик. настроениями (против госп. духовенства).

Италия встала раньше всех на путь бурж. р-я и прониклась идеями.Идея ч-ка

ка творца самого себя: гуманист 15 в. Джованни Пико делла Мирандола, в

“Речи о достоинстве” рассужд., что Бог, сотворив ч-ка и поставив его в

центре мира не дал ему ни опр. места, ни образа, ни собств. лица, ни

обязанности, чтобы ч-к мог их определить по собств. желанию. Образ прочих

творений определен. В отличие от античн. фил., где границы ч-ка были опр.

его природой, от него зависело, последует ли он ей или отклонится от нее.

Теперь природа подчинена ч-ку, ч-к творит самого себя и этим отлич. от

прочих прир. существ. В отл. от ср.в. ч-к уже не нужд. в божеств. благодати

для своего спасения. По мере того, как ч-к осознает себя в кач-ве творца

собств. жизни и судьбы, он оказ. и неогранич. господином над прир. Поэтому

символом В. стан. фигура худ.-творца. Он не просто удовл. свои земные

нужды, но и созидает новый мир, созд. красоту, творит самое высокое, что

есть в мире - самого себя. В эпоху В. ч-к стрем. найти точку опоры не в

космосе, а в себе самом, в своей душе и теле. Т.о. истор. зн-е этой ф.

закл. в преодолении схоласт. догматизма ср.в. и явл. фунд. для ф. мышл-я

Нов. времени.

8. Демокрит, Анаксагор.

Анакс – различные мельчайшие эл-ты сначала в хаосе, а потом объединяются

мировым умом. Упорядоченные, однород эл-ты соединились в вещи. Ум заключ в

материи, в кот он творит. Но не смешивается с ней. Все вещи получаются из

уже существ вещей.

Демокрит – существ тела и пустота между ними – значит бытие не однородно

(как и элейцев). Все происходящее – движение атомов разн формы…атомы в

вечном движении, поэтому благодаря их соединению вещи родятся. Душа – кругл

гладк атомы. Движ – это способ бытия материи тел, так как внутри движутся

атомы. Глав цель познания - нахождение причин, так как все есть по

причине, случайное – выдумка. Процесс познания – чувств (влияние атомов),

рационал.

Древнекитайская фил-я.

1. В самый ранний период – культ неба – не только объясняет движение звезд,

но связывает их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы

Инь и Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (металл, дерево, огонь, вода,

земля), 5 естеств состояний (влага, сухость, ветер, тепло, холод), 5 осн

человеч функций (мимика, речь, слух, зрение, мышление) и 5 осн аффектов

(забота, страх, гнев, радость, созерцательность).

2. 2 мыслителя – Конфуций (2 добродетели: человеколюбие и почтительность к

старшим) и Лао-Цзы (стар уч-ль). Автор трактата о пути и добродетели «Дао

де цзин». Дао (сверхземное – неслыш, невид, непостигаемо, неопределяемо но

совершенно! Покоится но и всегда движется, само не измен, но является

причиной всех изменений) есть величайшее существо,первоприч всего бытия, к

которой все снова возвращяется. В доступном пониманию земном Дао лежит Сянь

(прообразы, идеи) и Дэ – действующая сила. В соответствии с ними должен

жить чел, отчасти думающий, отчасти действующий, то есть заниматься Увэй

(невозмутимое согласие).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.