рассматриваться только как “род”, как внутр. всеобщность, связующая
множество индивидов только природными узами”. По Марксу, ч-к явл. историч.
и соц. существом, а потому его сущность “не есть абстракт, присущий
отдельному индивиду. В своей действит-сти она есть совокупность всех
обществ. отношений”. Ф. апеллирует к чувств. созерцанию, полагая, что
ощущение составл. единств. источник познания. Только то, что дано нам через
органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние обладает подлинной
реальностью. С пом. орг. чувств мы познаем как физич. объекты, так и
психич. состояния других людей; не признавая никакой сверхчувств.
реальности, Ф. отверг. и возможность чисто отвлеченного познания с пом.
разума. Антропологич. принцип Ф. в теории познания выр. в том, что он по-
новому интерпретирует само понятие “объект”. По Ф. понятие объекта
первоначально формируется в опыте чел. общения, поэтому первый объект для ч-
ка - это другой человек. Любовь к другому ч-ку есть путь к признанию его
объ. сущ-я, а тем самым к признанию сущ-я вообще внешних вещей. Из внутр.
связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистич. мораль,
кот., по Ф., должна встать на место иллююзорной связи с Богом. Любовь к
Богу есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви к другим людям.
Антроп. мат-м Ф. возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение
Гегеля. Ф. встал на защиту именно природно-биологического начала в
человеке.
Буддизм.
религ.-филос. учение, возникшее в древней Индии в 6-5 вв. до н. э. и
превратившееся в ходе его развития наряду с христианством и исламом,
мировых религий.
Основатель Б. - инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя
Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого.
Уже в первые столетия своего существования Б. разделился на 18 сект,
разногласия между к-рыми вызвали созыв соборов и привели в начале н. э. к
разделению Б. на две ветви: хинаяну и махаяну. В 1-5 вв. сформировались гл.
религ.-филос. школы Б.: в хинаяне - вайбхашика и саутрантика, в махаяне -
йогачара, или видж-нянавада, и мадхьямика. Сторонники хинаяны называют своё
направление буквально - учение старейших.
Б. скоро распространился по всей Индии, расцвет в сер. 1-го тыс. до н. э.-
нач. 1-го тыс. н. э.
После возражд-ся индуизм (из брахманизма)
Б. к 12 в. почти исчез из Индии.
Религ.-филос. лит-ра Б. обширна
С самого начала Б. выдвинул в качестве центра проблему бытия личности.
Стержнем содержания Б. является проповедь Будды о «четырёх благородных
истинах»:
-существует страдание,
-причина страдания,
-освобождение от страданий,
-путь, ведущий к освобождению от страданий.
страдание - состояние бытия проявленного,
освобождение - непроявленного.
Смерть вследствие принятия Б. концепции бесконечных перерождений
(появление, исчезновение и появление вновь) - дхарм. Это «волнение»
вызывается отсутствием подлинной реальности «Я» и мира
отрицание существования как материальной, так и духовной субстанции, и
установление своеобразного абсолюта - шуньяты, пустотности, не подлежащей
ни пониманию, ни объяснению - в махаяне.
созерцат. размышления (медитации), переживание целостности бытия
(неразличение внутреннего и внешнего),
одним из осн. средств преобразования психики и психофизиологии личности, -
буддийской йоги.
Состояние совершенной удовлетворённости и самоуглублённости - есть
освобождение, или нирвана.
возникла космич. концепция Будды, (санскр. «трёх тел»,
Распространение Б. способствовало созданию культурных комплексов,
буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, лит-ра, буддийская
образованность).
Средневековье
Филон жил на рубеже эр. Разраб учение о Логосе, кот то высшая идея, то
верховный архангел. Иудейские з-ны – з-ны природы, то есть обязат для всех.
Чел=иньеллект существо, кот связ с телом, разрыв между алчностью и
отвращением. Цель-следование Логосу и уподобится богу посредством экстаза.
Ориген – критика Цельса (христ-во не оригинал, Бог не приближен к челу,
применение хр на практике опасно для гос-ва). Христос не избавитель, а
образец. Свят дух -посредник м Христом и миром.
Ареопагит – связь христ-ва с язычеством.
Григорий – учение о тождестве Бога отца с Христом и Св духом. Примыкал к
Каппадокийскому кружку – не фрагментар филос, а систематизация церков
доктрины с опорой на платон умозрение. Искал адекватного описания христ
концепции ступеней познания Бога в филос терминах.
Августин – учение о предопределении. Человеч история – в борьбе двух царств
– земного и божьего (рим катол церковь). При сотвор мира Бог заложил
зародышевые формы всех явлений. Самодостоверность чел сознания.
Фома Аквинский – связ христ с филос Аристотеля. Душа созд Богом,
бессмертна, преобрет знания с пом чувств восприятия. Мироздание построено
Богом в кач иерархий. Граница м разумом и верой: разум лишь дает
обоснование тому во что мы верим.
Оккам – весь мир сост из единичн сущностей и все познание свод к внутр и
внеш опыту. В Бога надо верить. Истина филос не равна истине теолог.
Билет 21
Кьеркегор: неуместность философии как чистой теории абсолют духа для
реального существования чел-а, ибо только принимая во внимание эту
реальность и возможность человеческого бытия. Фил имеет смысл. Описывает
разбитое и бессмысленное бытие мира, ответом на кот должны быть страх и
отчаяние. Он выступает против попытки сослаться на внеш мир, он недоверяет
внутреннему и советует чел-у отдаться в волю Бога. Диалектич теология и
экзестиолизм.
Шпенглер – теоретик культуры. В истории культуры живут ок 1000 лет. Хочет
предсказать будущее европ культуры в сравнении с древнегреческой. Западная
культура скоро погибнет. Его книга «закат европы» между 2 мир войнами. Но
недостатки: «факты важнее чем истина», плоский позитивизм, упрощающий труд
проблему несогласованности идеи и реальности, духа и действит-ти.
15. Эпоха Возраждения. Пико делла Мирандолла
В 14-16 в. происх возврат к ценностям античн. культуры и принц.
антропоцентризма в связи с р-ем светского гос-ва и возникн. светск.
культуры, деятели кот. пересматр. традиц. религиозн., нравств., эстетич.
взгляды ср.в. Новые разностор. запросы чел. личности нашли свое выр-е в
гуманизме, связ. с антиклерик. настроениями (против госп. духовенства).
Италия встала раньше всех на путь бурж. р-я и прониклась идеями.Идея ч-ка
ка творца самого себя: гуманист 15 в. Джованни Пико делла Мирандола, в
“Речи о достоинстве” рассужд., что Бог, сотворив ч-ка и поставив его в
центре мира не дал ему ни опр. места, ни образа, ни собств. лица, ни
обязанности, чтобы ч-к мог их определить по собств. желанию. Образ прочих
творений определен. В отличие от античн. фил., где границы ч-ка были опр.
его природой, от него зависело, последует ли он ей или отклонится от нее.
Теперь природа подчинена ч-ку, ч-к творит самого себя и этим отлич. от
прочих прир. существ. В отл. от ср.в. ч-к уже не нужд. в божеств. благодати
для своего спасения. По мере того, как ч-к осознает себя в кач-ве творца
собств. жизни и судьбы, он оказ. и неогранич. господином над прир. Поэтому
символом В. стан. фигура худ.-творца. Он не просто удовл. свои земные
нужды, но и созидает новый мир, созд. красоту, творит самое высокое, что
есть в мире - самого себя. В эпоху В. ч-к стрем. найти точку опоры не в
космосе, а в себе самом, в своей душе и теле. Т.о. истор. зн-е этой ф.
закл. в преодолении схоласт. догматизма ср.в. и явл. фунд. для ф. мышл-я
Нов. времени.
8. Демокрит, Анаксагор.
Анакс – различные мельчайшие эл-ты сначала в хаосе, а потом объединяются
мировым умом. Упорядоченные, однород эл-ты соединились в вещи. Ум заключ в
материи, в кот он творит. Но не смешивается с ней. Все вещи получаются из
уже существ вещей.
Демокрит – существ тела и пустота между ними – значит бытие не однородно
(как и элейцев). Все происходящее – движение атомов разн формы…атомы в
вечном движении, поэтому благодаря их соединению вещи родятся. Душа – кругл
гладк атомы. Движ – это способ бытия материи тел, так как внутри движутся
атомы. Глав цель познания - нахождение причин, так как все есть по
причине, случайное – выдумка. Процесс познания – чувств (влияние атомов),
рационал.
Древнекитайская фил-я.
1. В самый ранний период – культ неба – не только объясняет движение звезд,
но связывает их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы
Инь и Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (металл, дерево, огонь, вода,
земля), 5 естеств состояний (влага, сухость, ветер, тепло, холод), 5 осн
человеч функций (мимика, речь, слух, зрение, мышление) и 5 осн аффектов
(забота, страх, гнев, радость, созерцательность).
2. 2 мыслителя – Конфуций (2 добродетели: человеколюбие и почтительность к
старшим) и Лао-Цзы (стар уч-ль). Автор трактата о пути и добродетели «Дао
де цзин». Дао (сверхземное – неслыш, невид, непостигаемо, неопределяемо но
совершенно! Покоится но и всегда движется, само не измен, но является
причиной всех изменений) есть величайшее существо,первоприч всего бытия, к
которой все снова возвращяется. В доступном пониманию земном Дао лежит Сянь
(прообразы, идеи) и Дэ – действующая сила. В соответствии с ними должен
жить чел, отчасти думающий, отчасти действующий, то есть заниматься Увэй
(невозмутимое согласие).
Страницы: 1, 2, 3, 4