Рефераты. Шпаргалка






Шпаргалка

5. Милетская школа

Зарод. в Др.Гр. 6 в. до н.э. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир

как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть

природы. 1-я науч. и ф. школа - Милетская. Родонач. натуралистич. фазы р-я

антич. ф. Ярк. предст.: Фалес - считал, что все сущее происх. из воды.

Океан - кольц. река, окруж. землю, Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн.

семени. Все происх. из воды и возвр. в нее. Фалес - монист, т.к. принимал

за основу всего сущ. одно начало. Его треб. - все знание надо сводить к

одной основе - чувств. видимости. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я

вещей. Янтарь, магнит. Анаксимандр - ориг. ф. концепция. Первоначало -

единая, первич., вневременная субстанция “апейрон (неопределенное)” -

веществ. начало, лишенное границ, т.е. без качеств. хар-к и количеств.

неогранич. Апейрон превр. в разл. земные стихии (земля, вода, возд.,

огонь), они перех. друг в друга. Все соб. происх. в опр. борьбе тепл. и

хол.,напр. смена врем. года. Прир., мир сущ. объ-но.Жив. сущ-ва возн. в

проц. выпарив. солнцем влаги, живое род. из ила под возд. солн. лучей, чел-

к произ. от рыб. Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряж. в. -

огонб, сгущ. - вода, земля, камень. Душа тж. сост. из воздуха. Возд. обл.

св-вом бескон-сти. Обобщение: ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ.

на осн. матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм - любое мат. тело

обл. душой, пантеизм - Бог=природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не

биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр. Пыт.дать целостн. карт.

мира, когда частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р,

рассм. мир в непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике.

6. Пифагор, Гераклит.

Пифагор: принципы мат-ки – числа – принципы мира. Числ. отношения,

пропорции отраж гармонию мира. Мир-Космос: порядок и гармония. Верил в

переселение души, возвращение подобного.

Гераклит: разв. мат-ма и диал-ки: “Все течет, все изм.”. Труд “О природе”.

Первоначало всего мира - огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и

явл. живым огнем, загор. и потух. Огонь превр. в воду, вода превр. в землю

и возд..и назад. Душа явл. огнен. дыханием - основ-е жизни. Г. явл.

основопол. гносеологии (уч. о позн.). 1-й различал чувств. и рациональн.

познания. Истина постиг. умом, кот. познает сущность (логос) мира, находясь

за порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они должни обраб-ся разумом.

Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувств. и рац. Познание. В мире

сущ. единство как рез-т сочет. противоп-стей. Борьба противоп-стей

законом., т.к. явл источн. созд-я мира. Противоп-сти соед. и устан-ся

гармония.

7. Элейская школа – против чувтв. Воспр.

Ксенофан - основ. школы. Считал первонач. мира землю - все рожд. из з. и

уходит в нее. Отвергал человекоподобие Богов, Бог - абсолютн., вечн.,

бесконечн. космос, сливающ. с прир., не конкр. чувств. образ, а понятийн.

конструкция. Мир явл. вопл-ем св-в Бога. Кс. отрицал значение чувств. позн-

я. Чувств. данность - видимость, познать сущность мира возм. только мыслью.

Парменид - четко выр. ф. позиция э.ш. П. сч., что ничто не меняется. Хар-я

св-ва бытия, отмечает: а) бытие не возникло и никогда не погибнет, т.к.

имеет невременную природу; б) бытие единственно и целостно, т.е. не имеет

частей; в) б. совершенно (закончено) и неподвижно. Бытие - то, что

охватывается мыслью. Думать=быть. Мыслимое сущ-ет, мысль без бытия - ничто.

Небытие не сущ., т.к. о нем нельзя мыслить и говорить. Нельзя одновр.

призн. б. и неб. Гносеол. П. осн. на том, что истина домтупна только

размышл-ю. Разум, управляя чувствами, может достигнуть истины. Чувства не

отр. полноты мира. Чувств воспр – мнение, мышление – истину. Э.ш. родонач.

рацион-ма, т.к. подошли к понятийн. отраж-ю дейст-сти. Пр-с позн-я - перех.

от чувств к разуму, но рассм. эти ступени обособл. и противопост. их.

Зенон: предст. субъ. диал-ки. Считал, что сущ. лишь то, что возм. логич.

доказать. 40 апорий (неразреш. затрудн.), напр. 1 зерно не изд. шум, мешок

издает.Чувств. воспр. ведет к противор., сл. 1 з. произв шум во ст. раз

меньший, во ск. 1 зерно меньше мешка з. Вывод З.: разум - орудие достиж-я

истины, кот. доступна только мышл-ю. Рассужд. З., постр. на док-ве, сыгр.

больш. роль в разв. теор. мышл-я. Заслуга э.ш. - первые стали серьезно

анализир. мир чел. мысли.

9. Софисты, Сократ.

Софисты (с. - мудрость) –5 век. откр. рационалист. (ранее натуралистич.)

период греч. ф., гуманистич. Гл. цель - не истина, а умение убедить, сл. на

1 месте - риторика (иск-во краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что

и. субъ. В центре вним. с. - ч-к и его познават. сп-сти. Протагор. “Ч-к

есть мера всех вещей; сущ-х, что они сущ-ют и нес-х, что они не сущ-ют.” 1)

Изменичивость - гл. св-во материи, распрост. этот принцип на ч-ка. 2) Все

возн. и сущ. только в отн. к другому, ничто не сущ. само по себе

(релятивизм). 3) Все существующее в космосе прих. в противоположное к себе,

не изм. как попало. Сл., всякая вещь сост. из против-стей, о всяком предм.

можно сказать двояко и противоп. образом. Горгий: бытие не сущ., Если бы

оно сущ-ло, то его невозм. было бы познать, т.к. между быт. и мышл.

сущ.непреодол. несовмест. Несовм. обусловл. способностью мышл-я создавать

несущ. образы. Мыслимое бытие принцип. отлич-ся от средства его выр-я -

слова. Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-ся законами прир., т.к. правов.

законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет объ. дора и зла, как нет объ.

тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит. добром то, что ему выгодно, злом

- что не соотв. его интересам. Закл.: до этого гл. задача - раскрыть суть

окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни,

рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм.

особого внимания (Сократ).

Сократ: Ф. Сократа кас. прежде всего ч-ка, кот. он поним. как нравств. сущ-

во, познающее само себя. Сущность ч-ка сосред. в его душе, т.к. она есть

то, чему служ. тело. Ценность души сост. в познании. Добродет. необх. ч-ку

для возраст. души. По отн. к мат. миру счит., что его познать невозм.

(агностицизм), но душа доступна для познания - в этом суть, предм. ф.

Познать самого себя - озн. найти общие для всех людей нравств. кач-ва. Сущ.

объ. нравств. нормы поведения. Счастье=добродетель, зло=незнание добра. Ч-к

с пом. души управл. страстями и приобр. счастье, т.к. душа станов.

добродет. и гармонич. Ч-к явл. строителем счастья/несч. С. разраб. метод

субъ. диал-ки, цель кот. - устан. истину. И. - объ.. незав. от мнения людей

знание, получ. в проц. диалога, беседы, когда уточн. понятийШироко исп.

метод индукции (общ. из частн.)

10. Платон 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей

первичен по отн. к миру вещей. Сущ. сверхчувств. мир, кот. предст. собой

идеальн. целостность и постиг. только понимающим умом. Мир идей вечен (не

порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум,

творч. ум, кот. формир. мат. мир. Творец (Демиург) созд. физич. мир по

идельн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ. Матер. мир

созд. из мира необх-сти, хаоса, бесформ. движ-я, кот. противоп. идеям и

Демиургу. Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в

движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со

смертным телом. Душа явл. основой разумности ч-ка, дает возм-сть познавать

окр. мир. Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир,

припоминая их. 2 познания – до вселения и после. Прежде чем познать вещь во

всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи. Идея

– не чувств объект, ЗНАНИЕ=СМЫСЛ. Стимул к знанию - любовь к прекрасному.

Чел-к - единство души и тела, в основе душа. Очищ души возм. с пом.

рациональн. познания. 3 категории души людей в зав-сти от преобл. начала:

разум/страсть (воля)/вожделение. 1) Разумн. душа - мудрецы, философы.

Стремятся к благу гос-ва, сл. гл. F - управлять гос-вом. 2)Яростное -

Стражники и воины. Природн. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой.

3)Неразумное Стремл. к матер., чувств. наслажд. - крестьяне, ремесл.,

торг. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве.

Это конц. идеального гос-ва. 3 слоя людей вып. присущ. им F. Гармонич. о-во

- рез-т осознания и исполн-я каждым из слоев своего предназн-я. Т.е. соц.

справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел.

души. Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия.

11. Аристотель

Представление о бытии: под ним А. поним. сущ-е предметного мира, восприн-го

с пом. ощущ-й. Предм. чувств. мир явл. первич. реальностью, природой, кот.

никем не определена, непротиворечива и неизменна. Материя - всеобщ.

причина, т.к. без нее нет бытия. Но она пассивна, бесформенна, выливается в

к-л форму. Материя вообще - возм-сть бытия (потенц. бытие), конкр. проявл.

в вещах, с кот. ч-к имеет дело. Форма - сумма св-в, отлич. один предмет от

друг., это сущность как предмета, так и бытия - сущн. и вещь не сущ. в

отрыве друг от друга как у Пл. Сущ. материя вообще, из кот. с пом. формы

возн. конкр. вещи, и форма вообще=форма форм=Бог. А. критик. учение Пл. о

сущ. идей как самост. доприрод. сущностей. А.: Идеи Пл. - понятия, отраж.

матер. мир,т.е. копии вещей, но не наоборот. Реальн. мир постиг. органами

чувств частично, сущ. еще сверхчувств. мир сущностей, доступ. рац.

познанию. Душа дает смысл и направл-сть жизни. Тело - материя органич. сущ-

ва. Форма госп. над материей, душа - над телом, разум над чувствами. Все

живое обл. душой, 3 вида души: Теория познания: строится на эмпиризме -

суть вещей позн-ся с пом. ощущ. Ч-к познает только форму, а не матер.

субстрвт. Хотя ощущ. дают только знание единичного, в нем потенц. содерж. и

знание общего. Сл., над опытом нах. наука, кот. постигает общее. Над наукой

- философия, совп. во многом с логикой. Знание законов л. А. сопост. с

мудростью. А. - основатель форм. Логик (суждение, умозаключение, док-во).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.