Рефераты. Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему






только тело). Эти знания – от Бога. Например: природа телесна,

детерминирована, состоит в движении тел, движение неуничтожимо. Интуиция

дает аксиомы. Два критерия аксиомы: ясность и очевидность.

2. Дедукция - знание об одной вещи через знание другой вещи, выводное

знание – обоснование теорем в науке. Дедукция осуществляется средствами

математики, так как она предполагает количественную определенность. Под

математикой Декарт понимал, кроме арифметики и геометрии, астрономию,

музыку, механику. То есть под математикой понимаются те науки, в которых

есть количественные соотношения, и совершенно все равно, в чем

отыскивается эта мера (числа, фигуры, звуки, звезды).

Три орудия познания:

1. Чувства – контакт с настоящим. Интеллект нужен для интерпретации чувств.

2. Память - контакт с прошлым.

3. Воображение – проектирование будущего.

Возникают сомнения в том, что дают чувства, в знаниях, полученных от

других. Доказательство возможности достоверного знания: я сомневаюсь в

достоверности своего знания, но я не сомневаюсь в том, что я сомневаюсь,

что существует моё сомнение, моя мысль ( существую я сам ( существует мир

вокруг меня. “Cogito ergo sum”. Способность к мышлению задана сверхприродой

человека – Богом.

Кроме мышления у человека есть способность воли. Воля часто забегает вперед

мышления и ошибается. Ошибки и заблуждения объясняются не кознями дьявола,

а тем, что человек сначала действует, а потом думает.

Метод научного познания Декарта называется аналитическим или

рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности и

непротиворечивости операций самого мышления (что обеспечивается

математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части

и сначала изучения их в отдельности, а затем движения мысли от простого к

сложному. Критерий истинности – в ясности и очевидности знания.

20) Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о

соотношении свободы и необходимости.

Спиноза (1632-1677) – нидерландский философ. Родился в еврейской семье,

получил глубокое образование; его прочили в лучшие талмудисты (толкователи

талмуда). Знакомство с Декартом. Он порвал с религиозной общиной, подвергся

великому отлучению. Такой человек не мог найти работу, был обречен. Но

Спиноза нашел работу: он занялся шлифовкой стекол для микроскопов и т.п.

Потерял зрение. Главная работа: «Этика» - посвящена проблеме смысла жизни.

Существует единая субстанция: природа или Бог (это монизм). Бог и природа

единая субстанция (пантеизм). Бог растворяется в природе, отождествляется с

ней. Он не носит характера личности. Природа является причиной самой себя

(causa sui). Никакой случайности не существует по определению

(демокpитовский детерминизм). Случайность - результат нашего незнания. Бог

создал вещи единственным образом. Бог есть необходимость и следствие

природы, поэтому чудеса невозможны.

У субстанции есть атрибуты (ее неотъемлемые свойства, постоянно

присутствующие в ней). Атрибутов великое множество. Человеку субстанция

открывается с точки зрения двух атрибутов (это познаваемые атрибуты):

протяженности (телесности) и мышления (духовности). Вся материя от камня и

до человека наделена этими двумя качествами, хотя и в разной степени.

Человеческое мышление – лишь частный случай мышления вообще. Мышление есть

самоосознание природы. Мир познаваем. У Бога может быть бесконечное

количество атрибутов (мы о них просто не знаем).

Модусы - конкретные воплощения атрибутов в реальном мире. Порядок и связь

модусов (т.е. вещей) в мире такой же, как и у атрибутов (идей). Субстанция

порождает атрибуты, потом затрачивает модус, потом появляются и исчезают

реальные вещи. Движение и покой - равноправные модусы протяжения.

Есть две части природы:

1. Природа порождающая - несет в себе активный импульс – модусы

(накопители, хранители информации о предметах).

2. Природа порожденная - это фиксация импульса в порожденной форме

(субстанция).

Смысл жизни в том, что человек должен стремиться познать субстанцию и

познавать ее на основе интуиции (высшая познавательная способность). Или:

жить в одном ритме с субстанцией (духовное переживание субстанции).

«Свобода есть познанная необходимость». Это свобода человека, созерцающего

субстанцию и не нуждающегося ни в чем. «Не смеяться, не плакать, не

проклинать, а понимать».

21) Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об

ограниченности локковского сенсуализма.

Многое сделал для математики: дифференциальное и интегральное исчисление.

Лейбниц оперировал двоичным исчислением, предложил макет вычислительной

машины. Он был поэтом, юристом, историкам и т.п. Лейбниц открыл бактерии с

помощью микроскопа.

О соотношении истин факта и истин разума.

Понять метафизику можно только с помощью разума, чувственный (локковский)

подход тут неприменим. Лейбниц: «Новый опыт о человеческом разуме» -

опровержение Локка: «В уме нет ничего, чего нет в чувствах, за исключением

самого ума». Принцип достаточного обоснования. Чтобы понять нечто надо

найти совокупность причин, обусловливающих вызывание этого нечто. Ничто не

происходит само собой без причины. «Все в этом мире имеет обоснование,

чтобы появиться и исчезнуть». Но обосновать все невозможно. Должны быть

некие истины, не требующие обоснования (врожденные, первичные истины).

Истины факта (за окном идет дождь) – из них нельзя ничего получить, истины

разума - их можно трансформировать в некие принципы, строить здание науки.

Врожденными являются не какие-то конкретные вещи, а лишь тенденции,

склонность к этим истинам.

Монадология

Если Спиноза выступал с позиций монизма (существование единой субстанции),

то Лейбниц предложил концепцию плюрализма, то есть существование множества

субстанций. Он считал, что мир состоит из замкнутых областей – монад (его

работа – «Монадология»). Каждая монада – самодостаточная субстанция,

которая лежит в основе всего. Монада это идеальная одухотворенная сущность

самой вещи (принцип провозглашения идеальной сущности). Принцип плюрализма:

монад бесконечно много. Принципы: иерархичности (выстраивается иерархия

монад), непрерывности (не может быть вакуума между монадами),

предустановленной гармонии (каждая монада развивается самостоятельно,

каждая сама по себе, а мир устроен разумным образом, значит, монады

синхронизированы между собой, гармонизированы Богом). «Мы живем в лучшем из

миров, и все, что ни делается, делается к лучшему». «Бог, создавая мир,

имел возможность различных вариантов, он мог бы создать мир без зла, но

почему он создал мир таким? Другой мир был бы несовершенен». Принцип

органицизма. Весь мир это совокупность бесконечного количества организмов,

каждый из которых развивается по своим законам. Монады обладают активностью

и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении.

Монады разделяются по степени активности:

1) Монады, которые не отделяют себя от себя и себя от всех (неорганический

мир и растения). Им присущи лишь смутные представления.

2) Монады, которые отделяют себя от всех, но не отделяют себя от себя

(животные). У них представления достигают ступени ощущений.

3) Монады, которые отделяют себя от всех и отделяют себя от себя, т.е.

обладают самосознанием (человек). У него представления достигают ясного

понимания, осмысления. Именно человек, способен творить духовные и

материальные вещи.

Лейбниц развил учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире,

как зеркале единой и бесконечной Вселенной.

О категориях «пространство» и «время»

Пространство и время не есть самостоятельные начала бытия, существующие

наряду с материей и независимо от нее.

Пространство – порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел,

существующих вне друг друга.

Время – порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел.

22) Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и

вторичные качества.

Дж. Локк (1632-1704). Мозговой центр английского пуританского

революционного движения. Основная работа: «Опыт о человеческом разуме»,

работа о воспитании, как воспитать джентльмена. Два трактата о правлении.

Разработал принципы переустройства общества на началах либерализма и

демократии.

Локк дает детальную проработку эмпиризма, выявляет его противоречия. Он

выступает как последовательный ньютонеанец. Человек – телесное существо,

которое может познавать и действовать в соответствии со знаниями. Локк

спорит с концепцией Декарта о прирожденных идеях. Знание возникает на

опыте. Он говорит, что в уме человека не может быть ничего, чего нет в

чувствах (до чувственного опыта ум человека – чистая доска). Опыт бывает:

1) Внешний (телесный)– переживание внешнего мира;

2) Внутренний (рефлексия) – самосознание, самонаблюдение.

Только получив данные опыта (внешнего и внутреннего) человек способен

познавать. Это сенсуализм. Результаты опыта обрабатываются умом. Процесс

познания включает в себя 3 уровня познания:

1) Чувственное познание – контакт с внешним миром. Это низший вид познания

– знание факта.

2) Интуитивное познание – выделение аксиоматики, простейших соотношений.

3) Демонстративное познание – демонстрация логических умозаключений.

Ум получает от органов чувств «простые идеи» и создает из них так

называемые «сложные идеи», т.е. идеи вещей и их отношений. (Пример: Яблоко

- нечто: красное, круглое, твердое – простая идея, которая соединяется в

сложную идею «яблоко»). Идеи соединятся со словом в сознании человека и

материализуются в языке. Сопоставляя сложные идеи (абстрагируя), ум

получает общую идею. Процесс абстрагирования завершается двумя предельно

общими идеями – идеями материи и пространства.

Противоречия:

1) Ум имеет дело не с реальностью, а с простыми идеями; ум замкнут внутри

себя. Что же является реальностью?

2) Локк лишил статуса реальности предельно обобщающие категории движения и

пространства.

3) Рационалисты знают, что такое мысль – это понимание. Локк же не понимает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.