Рефераты. Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему






вода, земля.

6) Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура.

Две линии классической греческой философии:

1. Материализм (объективизм), эта линия рождает науку. Позиция науки:

рассматривать отношение объект-объект (субъект – где-то в стороне).

Философия: отношение «субъект – объект». Стремление обойтись без субъекта

(или субъект только в качестве наблюдателя). Эмпедокл, Анаксагор,

Демокрит (Левкипп). Представляет умопостигаемый и чувственный миры как

некоторые реальности, стараясь перевести их один в другой.

2. Идеализм (субъективизм). 2-я линия: проявление субъект-объектного

отношения. Субъект – важнейший элемент философской картины мира - Софисты

(Протагор), Сократ, Платон, Аристотель.

Атомизм – учение о дискретном строении материи.

Демокрит (~460 - ~370 г.г. до н.э.) – ученик Левкиппа, который в свою

очередь слушал Зенона. Демокрит осваивает учение элеатов и пифагорейцев.

Концепцию атомизма формирует еще и под влиянием своих путешествий. Демокрит

путешествовал неудачным купцом (разорился). Его хотели судить, но он

доказал в народном собрании, что обменял свое богат-ства на знания.

Основное произведение: «Малый диакосмос».

Демокрит предполагал, что бытие (умопостигаемый мир) представляет из себя

некую полноту в виде атомов – предельно малых, неделимых далее единиц

бытия. Атомы несотворимы и неуничтожимы. Они не воспринимаются чувствами,

они умопостигаемы. В атомах нет ни грамма чувственности (ни цвета, ни

запаха). Их различие носит количественный характер, в крайнем случае –

геометрический. Атомы отличаются друг от друга формой, положением и

порядком.

Формы: А, N.

По положению: N(Z

По порядку: AN(NA

Как осуществить сопряжение бытия и небытия (чувств. фиксир. мира)? Демокрит

говорит, что небытие – это пустота, ничто. Атомы, бытие – это +, небытие –

(-). ( Возникает полярность, которая дает возможность ввести движение:

атомы движутся в пустоту. Своим движением атомы создают группировки,

которые человек воспринимает чувствами как вещи. ( Т.о. бытие объясняет

небытие, порождает это небытие и объясняет его. Сущность порождает явление.

Бытие (мир атомов) – это необходимость; мир вещей – это мир случая.

Эпикур

Возродил атомизм Левкиппа-Демокрита. Внес в него изменения. У Демокрита –

механистический детерминизм. У Эпикура – соотношение необходимости и

случайности. Атомы обладают способностью спонтанного (внутренне

обусловленного) отклонения от прямой линии.

7) Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний

план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.

Cофисты

В Древней Греции был очень высок культ знания. Очень ценилось образование.

Появляются философы, которые обучали за отдельную плату (софисты). Они

обратили внимание на человека, на его способность быть духовным существом,

познающим существом. Это привело их к выводу, что весь мир находится в

человеке (имена звезд – в человеке, без человека звезды безымянны).

Протагор: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и

не существуют, что они не существуют». Включенность человека в систему мира

в качестве центрального звена.

Софисты пошли по пути безбрежного субъективизма. Это вызвало к жизни

Сократа как противника софистов.

Сократ (469-399 г.г. до н.э.)

Сократ сам говорил, что он плебейского происхождения, мать его – повитуха.

От рождения он был физически крепким, в ученичестве был скульптором, был

неплохим воином. Сократ стал философом, который не написал ни строчки. Он

не преподавал (в форме монолога), а беседовал с учениками (в форме

диалога). Он побеждал их словами и физически. Дельфийский оракул: «В

Древней Греции не было и нет человека мудрее Сократа». Сократ был известен

в Греции еще при жизни. Он привлекал людей духовной силой. Алкивиад говорил

о том, что Сократ помог одержать крупную победу (своими советами).

Сократ прославился как один из родоначальников диалектики – нахождения

истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров С. заключался

в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и наведения его к

истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и

ясности суждений основной признак их истинности. В спорах С. стремился

доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека.

Мир вещей непознаваем. Познать можно только себя самих. Высшая задача

знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Раскрываются

понятия через определения, а обобщаются – через индукцию. Определению

понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом

последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием

противоречий устраняется мнимое знание, а ум ввергается в беспокойство, что

побуждает мысль к поискам подлинной истины.

Сократ вводит диспозицию: «я – ты». Внешний диалог стимулирует работу

внутреннего диалога. Исходный тезис: «Я знаю, что я ничего не знаю». Другой

тезис, которому Сократ придал новое звучание: «Познай самого себя» . У

человека есть внутренний оппонент, который разрушает химерные построения и

вынуждает двигаться дальше.

Сократ в процессе диалога открывает общезначимое в человеке – идея добра.

Зло от незнания. Эта постановка свойственна древним грекам. В соответствии

с полученным знанием человек должен строить свою жизнь. Сократ возводит на

пьедестал рациональное знание, в том числе, и в вопросах этики. Он считает,

что человек знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Принцип

самоответственности личности: личность, открывающая в себе внутренние

основания в процессе диалога, утверждает себя в форме нравственной личности

и самоответственной личности, способной действовать на свой страх и риск,

не скрываясь за авторитетами. Главное: принцип субъекта, наделенного

самосознанием. Самосознание – первично по отношению к сознанию.

8) Философия Платона.

Платон (427 – 347 г.г. до н.э.)

Великий древнегреческий философ, основоположник объективного идеализма.

Родился в знатной семье, в 20 лет познакомился с Сократом, стал его

учеником. После смерти Сократа бежал, путешествовал, установил дружеские

связи с пифагорейцами, вернулся в Афины и основал большую философскую школу

(которая существовала до времени императора Юстиниана). Школа получила

название Академии (т.к. в саду стояла статуя героя Академа). Вход был

украшен лозунгом: «Не знающий математики не вхож сюда».

Первая работа Платона «Апол. Сокр.» - повесть, остальные работы – в форме

диалога, главным действующим лицом в них был Сократ. Ранние работы Платона

«Протагор». Самая известная работа - «Государство». Платон развивает учение

Сократа, но развивает так, что это уже анти-Сократ. Сократ утверждал:

«Познай самого себя». Платон задумывается о духовном начале человека. Оно

располагается где-то вне человека. Это особый мир – мир идей (мир

вневременной и внепространственный). В диалогах Платон именем Сократа

строит свое философское учение, которое опровергает Сократа, т.к. является

антиличностным.

Платоновский мир идей.

Идеи располагаются в виде пирамиды. Подножие – это идеи вещей (идея кошки,

дерева и т.п.). Далее – идеи родов, классов вещей. Выше - классы классов. И

т.д. Наверху – три идеи: истина, добро и красота (соразмерность). Для

объединения их вводится понятие «блага». В качестве начала небытия Платон

вводит понятие материи. Материя – это начало хаоса, неупорядоченности. Мир

идей – это структурная упорядоченность. Из материи согласно миру идей

строится, упорядочивается чувственный мир. Ипостаси мира идей: причина,

образец, цель, понятие (знание). (Рассел: каждая кошка внутренне нацелена,

чтобы выразить идею кошачести, но т.к. она сделана из тленной материи, то

она обречена погибнуть.) Платон вводит неопределенное 3-е начало – мировая

душа. Это - некоторый ваятель (бог). Ваяние основано на геометрических

фигурах (на математике).

Человек отличается от других живых существ тем, что он обладает душой,

индивидуальность которой есть идея. (До рождения человека она существовала

в мире идей). Это дает возможность Платону объяснить познание. (Сократ

считал, что чем больше человек знает, тем он добрее).

Теория познания Платона

Достоверное познание возможно только об идеях. О чувственных вещах возможно

только вероятностное мнение. Между идеями и чувственными вещами находятся

математические объекты, доступные рассудочному познанию. П. подошел к

познанию с позиций диалектики. Познание осуществляет человек, обладающий

душой, умом и чувствами. Чувствами он не познает, он лишь фиксирует

материальную оболочку вещей. Но чувства выступают толчком для работы ума,

погруженного одной стороной в душу. Работа ума происходит в форме диалога с

душой (диалектика). Это дает возможность уму вспоминать то, что запечатлела

душа до рождения. Теория познания – это теория воспоминания. В уме человека

возникает логическая нагруженность. Ум должен в процессе диалога с душой

искать понятие, т.е. познавать. П. отличал знание от субъективного

ощущения.

Помимо диалектики познания П. разрабатывал диалектику единого и многого,

тождественного и иного, движения и покоя. Он признавал, что все чувственное

«вечно течет», непрестанно изменяется ( не подлежит логическому уразумению.

Социальная философия Платона.

Платон считал себя социальным реформатором, хотя на деле являлся

консерватором. Платон идеализирует далекое прошлое, например, кастовый

строй Египта. Поэтому свое идеальное государство он помещает в прошлое и

называет Атлантидой. С его точки зрения историческое время – это время

порчи идеального государства.

Классификация основных форм государства по Платону:

Приемлемые государственные формы:

1. Идеальное государство Платона.

2. Аристократическая республика.

Регрессивные (упадочные) государственные формы:

1. Тимократия (правление честолюбивых) - власть нескольких личностей,

основанная на военной силе.

2. Олигархия - власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.