Рефераты. Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему






имеет дело с тем, что должно быть.

3. Эстетическая способность

Человек для себя – последняя цель. Цель человека – самоосуществление.

Долженствование – атрибутивный признак человека. Человек - это существо,

которое всегда должно. "Ты должен ( ты можешь". Люди, зацикленные на первой

способности, этого не понимают. Первая способность - это закономерность;

Вторая - это конечная цель, идеал. Благодаря своему Я человек и есть

личность.

Три максимы мыслящего человека:

1. Думать самому. Любое принуждение минимизирует человеческое в человеке.

2. Мыслить себя в общении с людьми на месте любого другого.

3. Всегда мыслить в согласии с самим собой.

Загадками является мир, в котором живет человек и сам человек. "Две вещи

вызывают восхищение: звездное небо надо мною и нравственный закон во мне".

26) Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах

познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума.

Кант объясняет познание в полном соответствии с Юмом: познание начинается с

опыта, чувственного восприятия. Человек – земное существо, и способен

познавать только то, с чем он имеет вещественный контакт. В отличие от Юма,

Кант считает, что в явлении есть скрытая часть (вещь в себе, вещь сама по

себе). Эта часть вещи не находится в вещественном контакте с человеком. «Я

критикую знания, чтобы очистить место вере».

Человек располагает некими инструментами (механизмами) познания. Они

априорны, т. е. существуют до опыта. Эти механизмы познания человек

запускает на основе опыта. Априорные формы чувственности: пространство и

время, априорные формы рассудка (категории). Эти формы не прирожденные, они

просто существуют до опыта. Человек так устроен, что все располагает в

пространстве и времени. Априорное основание пространства – геометрия, а

времени – арифметика. Благодаря априорным формам чувственности опыт

организуется. Осмысление чувственного созерцания осуществляется рассудком.

На основе категорий возникают понятия. Но сами они ещё не есть знания.

Мысли без чувственного созерцания – пусты, созерцание без понятий – слепы.

Только из их соединения может возникнуть знание. Позднее процесс осмысления

ученые назовут интерпретацией. Нашему сознанию доступны только явления

вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами

только в своих явленных формах. В результате воздействия «вещей в себе» на

наши органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в

единство и порядок силами нашего разума.

Познание выступает активным процессом. Познание есть творческая

деятельность, осуществляемая агентом познания. Соединение чувств и

категорий рассудка происходит в процессе познания. Знания - это наше

отношение к природе, а не знание природы (природа - "вещь в себе").

Познание есть конструирование на основе тех инструментов, которыми мы

располагаем. Кант постулирует примат практического разума над

теоретическим. Мы познаем, чтобы действовать, а не действуем, чтобы

познавать.

В состоянии ли рассудок познать? В процессе познания неизбежно возникает

состояние антиномии: рассудок пытается познать то, что находится за

пределами опыта. Кант приходит к выводу, что Бог правомерен как некий

внутренний идеал. Антиномии (в книге "Критика чистого разума").

Кант выделяет 4 антиномии чистого разума:

Тезис - попытка выйти за пределы опыта (позиция метафизики).

Антитезис - попытка ограничиться опытом (позиция физики).

1. Тезис: Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве.

Антитезис: Мир не имеет начало во времени и границ в пространстве.

2. Тезис: Все в мире состоит из простых частей. Есть некоторая элементарная

единица.

Антитезис: Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей. В

мире вообще нет простых вещей.

3. Тезис: Для объяснения явлений природы наряду с причиной существует и

свобода (как некое сверхприродное основание хода событий).

Антитезис: Нет никакой свободы. Все совершается в мире только по законам

природы.

4. Тезис: В мире есть бог.

Антитезис: В мире нет бога.

27) Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате

практического разума над теоретическим.

Комментарий к 3-й антиномии Канта: человек – житель 2-х миров, он живет и в

мире природы, но и в мире свободы, нравственных законов. Он действует по

законам природы, но каждый раз действует на основе своей свободы. Природу

он познает, а в мире свободы он действует, причем выступает конечной

причиной своего действия. Как согласовать природу и свободу? Посредством

примата практического разума над теоретическим, примата деятельности над

познанием. Ты должен искать реализацию своего долженствования в природе,

но, не нарушая природу. Кант и культуру рассматривает в двух измерениях:

(1) техника умений и (2) культура воспитания, формирования человека как

личности.

Кант полагает, что свобода не есть произвол. Она связана неким

долженствованием. Человек связан некими предписаниями (императивами). Часть

из них – прагматические: привычный распорядок дня и т. п. Но есть и

категорические императивы. В их основе – нравственный закон. В основе

нравственного закона – принцип: человек есть самоцель, а не средство. Это

уже было: принцип «жень» и Нагорная проповедь. Формулировка категорического

императива: "Поступай так, чтобы максима твой воли (твое поведение) имела

силу всеобщего законодательства". "Поступай так, чтобы свободное проявление

твоего произвола было совместимо со свободой каждого". Категорический

императив нельзя доказать, так как он лежит в основе всего. Принцип: "Ты

должен => ты можешь". Человек должен стремиться к такому состоянию, когда

полностью реализуется категорический императив (благодаря просвещению).

Культура – последняя цель природы, воплотить которую призван человек. Право

– это императив, в рамках которого произвол одного человека совместим с

произволом другого. Законодатель, исполнитель и судья координированы между

собой, подчинены друг другу. Наилучший строй тот, где власть принадлежит не

людям, а закону.

Кант опровергает все доказательства бытия Бога. Он говорит, что понятие

бога - это некий идеал, который существует в душе. Протестантская этика:

путь к богу через трудовую деятельность. Кант считает, что протестант -

выродившийся христианин, так как у него по сути нет веры (а Бог - это

только некоторая нравственная ценность).

28) Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического

процесса. Гегель о соотношении свободы и необходимомти. «Всё действительное

– разумно, всё разумное – действительно».

Гегель (1770-1836). Его заслуга и ограниченность заключается в том, что он

усилил коперниканский переворот Канта и довел его до абсурда. Гегель:

сажает дерево свободы во время Французской революции; приветствует шествие

Наполеона по Европе; превращается в официального философа Прусской

монархии.

Три загадки. Что есть и откуда:

1. Природа

2. Жизнь

3. Культура

Началом всего сущего является некоторая абсолютная идея, обезличенная

наука, мировой разум, мировой дух, саморазвивающаяся рациональность, не

имеющая предпосылок. Она соединяет субстанцию и самосознание. Гегелевская

абсолютная идея отличается от платоновской тем, что она находится в

самодвижении, двигаясь от абстрактного к конкретному. Абсолютная идея

реализуется людьми, начиная с определенного этапа, но лишь постольку,

поскольку они удовлетворяют требованиям культуры, истории и т.п.

Гегелевская абсолютная идея иногда считается неким воплощением христианских

идей.

Основной итог гегелевской философии: нужно подходить ко всему с точки

зрения развития, диалектики. Диалектический подход Гегеля - это

рационализм, доведенный до высшей степени совершенства. Панлогизм (логика

на всех уровнях, является определяющим фактором и для природы и, для всего

мира). Начинается с категории чистого бытия. Просто есть чистое бытие.

Становление - нечто взаимодействует с чистым бытием. Категории качества и

количества. Качество это то, без чего объект существовать не может.

Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество

плюс качество есть мера.

Абсолютная идея - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и

развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель –

в самопознании. В процессе самопознания абсолютная идея проходит 3 этапа:

Этапы самопознания абсолютной идеи:

1. Абсолютная идея как чистая мысль (наука логики).

2. Воплощение замысла в природном материале - натурфилософия.

3. Духовное и природное соединение вместе в истории общества - философия

духа.

Этапы реализации абсолютной идеи (?):

1. Вначале абсолютная идея формулирует себя как некоторый замысел - тезис.

2. Затем она формирует из некоторого материала воплощение замысла -

антитезис.

3. Недовольство замысла реализацией приводит к появлению синтезиса. Сам

синтезис становится тезисом и т.д.

тезис ( антитезис ( синтезис

"в себе" ( "для себя" ( "в себе и для себя"

Гегелевская философская система выделяет триады:

1. Бытие (чувств. созерцание) ( Сущность (оформление в слове) ( Понятие

2. Качество ( Количество ( Мера

3. Понятие ( Субъективное понятие ( Понятие, реализующееся в объектах

4. Субъективный дух (индивида) ( Объективный дух ( Абсолютный дух ( это

стадии развития абсолюта)

5. Искусство ( Религия ( Философия

Гегель вводит свой язык. Он, например, считает, что метафизика - это

учение, отрицающее развитие и движение («Феноменология духа»). Мы освоили

этот термин через Маркса.

Три закона диалектики:

1. Перехода количества в качество.

2. Отрицание отрицания. Развитие происходит по спирали.

3. Единства и борьбы противоположностей.

Гегель об истории. Свобода и необходимость.

Достоинство Гегеля состоит в том, что он сумел глубоко осмыслить историю и

проявить ее движущие факторы (но, однако, несколько односторонне). История

- процесс самосознания, самоутверждения обществом своих потенций. Процесс

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.