переживает момент творческого экстаза... Но сами моменты созерцания не
знают борьбы, конфликта, мучительного противления и затруднения, эти
состояния преодолеваются. Этим созерцание отличается от других форм
активности духа. И человек должен периодически приходить к моментам
созерцания, испытывать благодатный отдых созерцания. Исключительный
динамизм, непрерывный активизм или растерзывают человека, или превращают
его в механизм. В этом ужас нашей эпохи.”
Бердяев осознавал и с горечью отмечал, что современники современники
его не понимают. Не понимают его мыслей, идей, которые “были в глубоком
конфликте со временем и были обращены к далёкому будущему”. “Я пытался
проповедовать человечность в самую бесчеловечную эпоху”, - писал Н.А.
Бердяев. И это было сутью его творчества.
Биографическая справка.
Русский религиозный философ. На рубеже 1900 и находился под
воздействием идей марксизма и неокантианства, в дальнейшем обратился к
религиозной философии; испытал влияние Достоевского, В. Соловьёва, позднее
- Бёме. Участвовал в сборниках “Проблемы идеализма” (1902), “Вехи” (1909),
“Из глубины” (1918), в деятельности религиозно-философского общества имени
В. Соловьёва, был инициатором создания Вольной академии духовной культуры
(1918 - 1922). В 1922 году выехал из СССР. С 1924 года жил во Франции,
издавал религиозно-философский журнал “Путь” (Париж, 1925 - 1940).
Отказываясь монистически строить свою философию, выводить её из одного
принципа, Бердяев развёртывает её как совокупность нескольких независимых
идейных комплексов, каждый из которых вырастает из определённой первичной
интуиции: идея свободы, определяющая всю антологию Бердяева, идея
творчества и объективации, идея личности лежащая в основе антропологии,
социальной философии и этики, идея “метаисторического” эсхатологического
смысла истории. Общая основа этих идей - дуалистическая картина реальности,
в которой взаимно противопоставляются два ряда начал. Свобода, дух (Бог),
ноумен, субъект (личность, “Я”) - с одной стороны, необходимость, мир,
феномен, объект - с другой. Оба ряда характеризуют два различных рода
реальности, взаимодействующих межу собой. Это картина, по Бердяеву, близка
метафизике Канта, однако основные понятия последней здесь
переосмысливаются: ноуменом или “вещью в себе”, оказывается у Бердяева
субъект - “существа и их существования”, только в субъекте, в личности
заключена, по Бердяеву, Непостижимая внутренняя глубина, коренящаяся в
свободе.
Личность в концепции Бердяева не совпадает с имперической
индивидуальности; она мыслится как средоточие всех духовных и душевных сил
человека. Понятие “объективации” у Бердяева - не раскрытие духа (ср. с
понятием Гегеля), а его искания, “закрытие”. Мир объектов лишён духовности
и свободы, его закон - страдание, рабство, зло, коренящееся в объективации;
ей противостоит в мире творчество, продлевающее отчуждение и внеположность
объектов человеку: творческий субъект включает мир в себя, в свою
внутреннюю жизнь, открытую для свободы, и там преображает его. Смысл
истории - в избавлении от объективации. Конфликт между личностью и
объективацией - главное содержание учения Бердяева о человеке и обществе.
Восприняв марксистскую критику буржуазного общества Бердяев в то же время
выступал как идейный противник марксизма и идеолог антикоммунизма; призывая
к “персоналистической революции”, он отвергал социальную революцию, как
самоцель и называл себя сторонником “персоналистического социализма”. Идеи
Бердяева оказали значительное влияние на развитие французского
экзистенциализм и персонализма, а так же на социально философские концепции
“новых левых” течений во Франции 1960 - 1970 гг.
“И. Ильин о самобытности русской культуры”
(Андрианова Т., студентка 112 гр.)
Иван Александрович Ильин прожил на родине 39 лет. С 1909 года работал
в Московском университете, а в 1922 покинул Москву. В то время он был в
звании доцента 2-х факультетов - юридического и историко-филологического.
Покинул родной город не по собственной воле. После жестокого ареста комунно-
политической полицией получил смертный приговор, который потом был заменён
пожизненной высылкой за границу. “Это стало хорошей школой для дальнейшего
формирования и стойкости его, для умения ради свободы как таковой, ради
свободы мысли и веры поставить на карту всё - себя, свою жизнь,
возможности, семью”. В 1938 году бежал из нацисткой Германии и швейцарские
власти предоставили ему вид на жительство с очень жёсткими условиями: не
вести политической деятельности, не иметь права на работу, не менять место
жительства под угрозой отправки обратно в Германию.
2-х часовая лекция “Душа” читалась Ильиным неоднократно в разных
городах Швейцарии. Читалась она под разными названиями - “О русской душе”,
“Русская душа”, “Русский сфинкс”. Дважды лекции “Душа” была опубликована в
Цюрихе на немецком языке, а в России опубликована впервые в 1996 году в
журнале русской культуры “Москва”. В лекции “Душа” Ильин качается вопросов:
1. Природа и климат;
2. Темперамент;
3. Свобода и гармония;
4. Язык и юмор;
5. Простота и достоинство;
6. Характер;
7. Сердце и совесть;
8. Стремление к совершенству;
9. Импровизация и ответственность;
10. Первичные силы.
Во вступительном слове к лекции “Душа” И.А. Ильин определяет тему. Вся
лекция начинается со слова “Россия”. И так как лекцию он читает за
границей, то и во вступительном слове он сначала говорит о том, какой
представляется Россия, её народ и культура перед Западной Европой: “Как
сфера скрытого, как проблема не поддающаяся пониманию, как своего рода
сфинкс, вызывающий опасения”. А так как редки европеец мог позволить себе
поездку в Россию с научной целью, то получали знания они от так называемых
“знатоков” России. Судя по всему Ильин считал недопустимым продолжение
такого неверного, зачастую безответственного распространения информации, по
этому и решает взять на себя такое важное дело, как разъяснение сущности и
своеобразия русской культуры Европе.
Идея об издании книги или курса лекций вынашивалась десятилетиями.
Я разберу несколько вопросов этой лекции; некоторые из них выполняют
единую функцию и похожи по содержанию, поэтому не требуют подробного
рассмотрения.
1) Природа и климат. “Душа народа находится в живой и таинственной
взаимосвязи с его природными условиями и по тому не может быть достаточно
объяснена и понята без учёта этой взаимосвязи”. Основываясь на его
собственном слове мы можем сказать, что он считал необходимым раскрыть этот
вопрос. Как пример этой взаимосвязи он берёт весеннее половодье:
“Интенсивное половодье: реки выходят из берегов, затапливают низины,
повсюду образуются проталины; дороги становятся непроезжими; пробуждается
от зимнего сна, и люди ходят как пьяные, с хмелем в крови и в душе”.
2) Темперамент. И.А. Ильин понимает русский темперамент. Он говорит о
нём языком бодрым, будоражащим, и этот самый темперамент чувствуется в нём
самом. Говоря о русском народе (“он наслаждается пространством, лёгким
напористым движением, ледоходом, лесной чащею, оглушительными грозами... он
упивается интенсивность бытия”), Ильин считает, что у русского человека
есть тяга к полному достижению цели, мечта о последнем и конечном, желание
заглянуть в необозримую даль, способность не страшиться смерти. В этом
вопросе вспоминает Пушкина и Достоевского. И делает такое заключение:
“Такова русская душа: ей даны страсть и мощь; форма, характер и
преображение суть её исторически жизненные задачи.
3) Свобода и гармония. По словам И. Ильина “моральное и духовное
равновесие русской души отражается в своеобразной свободе и гармонии”. Но
по мнению Ильина не правильно представлять русскую душу как “вечно кипящий
котёл”; “в буднях отлива русский предстаёт ровным и естественным, лёгким и
добродушным.” В это же вопросе Ильин вспоминает о народной песне. Зачем? Да
ведь именно в этом народном виде искусства является гармония; без
дерижёров, камертонов, и какой либо музыкальной подготовки русский хор
звучит от всей души, в свободном исполнении, из внутреннего чувства, слух и
вкуса. Здесь же вспоминается философом и культура церковного колокольного
звона, который часто импровизировался в зависимости от вкуса звонаря.
4) Первичная сила. И.Ильин не стремиться идеализировать русскую душу:
“что в ней есть, то есть; чего не достаёт, пусть отвоёвывает в страдании и
терпении”. Ильин стремиться указать на своеобразие русской души. Считают,
что теперь и Западная Европа должна признать это своеобразие. “Что бы
понять эту особенность русской души важно бы провести различие между
первичными и вторичными душевно-духовными силами. Первичные силы - это силы
жизнеопределяющие, творчески-духовно ведущие. Вторичные примыкают к
первичным и носят отпечаток последних. Русская же духа прежде всего есть
“душа чувства и созерцания”. “Её культурно-творецкий акт суть сердечное
видение и религиозно-совестливый порыв”. Любовь и созерцание при этом
свободны, как свободно пространство, равнина, как молящий дух, - вот почему
русский нуждается в свободе, ценит её. Русская культура построена на
чувстве и сердце, на созерцании, на свободе совести и свободе молитвы. Это
и есть, по мнению И Ильина, первичные силы русской души, которые формируют
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6