Рефераты. Русская философия серебряного века






переживает момент творческого экстаза... Но сами моменты созерцания не

знают борьбы, конфликта, мучительного противления и затруднения, эти

состояния преодолеваются. Этим созерцание отличается от других форм

активности духа. И человек должен периодически приходить к моментам

созерцания, испытывать благодатный отдых созерцания. Исключительный

динамизм, непрерывный активизм или растерзывают человека, или превращают

его в механизм. В этом ужас нашей эпохи.”

Бердяев осознавал и с горечью отмечал, что современники современники

его не понимают. Не понимают его мыслей, идей, которые “были в глубоком

конфликте со временем и были обращены к далёкому будущему”. “Я пытался

проповедовать человечность в самую бесчеловечную эпоху”, - писал Н.А.

Бердяев. И это было сутью его творчества.

Биографическая справка.

Русский религиозный философ. На рубеже 1900 и находился под

воздействием идей марксизма и неокантианства, в дальнейшем обратился к

религиозной философии; испытал влияние Достоевского, В. Соловьёва, позднее

- Бёме. Участвовал в сборниках “Проблемы идеализма” (1902), “Вехи” (1909),

“Из глубины” (1918), в деятельности религиозно-философского общества имени

В. Соловьёва, был инициатором создания Вольной академии духовной культуры

(1918 - 1922). В 1922 году выехал из СССР. С 1924 года жил во Франции,

издавал религиозно-философский журнал “Путь” (Париж, 1925 - 1940).

Отказываясь монистически строить свою философию, выводить её из одного

принципа, Бердяев развёртывает её как совокупность нескольких независимых

идейных комплексов, каждый из которых вырастает из определённой первичной

интуиции: идея свободы, определяющая всю антологию Бердяева, идея

творчества и объективации, идея личности лежащая в основе антропологии,

социальной философии и этики, идея “метаисторического” эсхатологического

смысла истории. Общая основа этих идей - дуалистическая картина реальности,

в которой взаимно противопоставляются два ряда начал. Свобода, дух (Бог),

ноумен, субъект (личность, “Я”) - с одной стороны, необходимость, мир,

феномен, объект - с другой. Оба ряда характеризуют два различных рода

реальности, взаимодействующих межу собой. Это картина, по Бердяеву, близка

метафизике Канта, однако основные понятия последней здесь

переосмысливаются: ноуменом или “вещью в себе”, оказывается у Бердяева

субъект - “существа и их существования”, только в субъекте, в личности

заключена, по Бердяеву, Непостижимая внутренняя глубина, коренящаяся в

свободе.

Личность в концепции Бердяева не совпадает с имперической

индивидуальности; она мыслится как средоточие всех духовных и душевных сил

человека. Понятие “объективации” у Бердяева - не раскрытие духа (ср. с

понятием Гегеля), а его искания, “закрытие”. Мир объектов лишён духовности

и свободы, его закон - страдание, рабство, зло, коренящееся в объективации;

ей противостоит в мире творчество, продлевающее отчуждение и внеположность

объектов человеку: творческий субъект включает мир в себя, в свою

внутреннюю жизнь, открытую для свободы, и там преображает его. Смысл

истории - в избавлении от объективации. Конфликт между личностью и

объективацией - главное содержание учения Бердяева о человеке и обществе.

Восприняв марксистскую критику буржуазного общества Бердяев в то же время

выступал как идейный противник марксизма и идеолог антикоммунизма; призывая

к “персоналистической революции”, он отвергал социальную революцию, как

самоцель и называл себя сторонником “персоналистического социализма”. Идеи

Бердяева оказали значительное влияние на развитие французского

экзистенциализм и персонализма, а так же на социально философские концепции

“новых левых” течений во Франции 1960 - 1970 гг.

“И. Ильин о самобытности русской культуры”

(Андрианова Т., студентка 112 гр.)

Иван Александрович Ильин прожил на родине 39 лет. С 1909 года работал

в Московском университете, а в 1922 покинул Москву. В то время он был в

звании доцента 2-х факультетов - юридического и историко-филологического.

Покинул родной город не по собственной воле. После жестокого ареста комунно-

политической полицией получил смертный приговор, который потом был заменён

пожизненной высылкой за границу. “Это стало хорошей школой для дальнейшего

формирования и стойкости его, для умения ради свободы как таковой, ради

свободы мысли и веры поставить на карту всё - себя, свою жизнь,

возможности, семью”. В 1938 году бежал из нацисткой Германии и швейцарские

власти предоставили ему вид на жительство с очень жёсткими условиями: не

вести политической деятельности, не иметь права на работу, не менять место

жительства под угрозой отправки обратно в Германию.

2-х часовая лекция “Душа” читалась Ильиным неоднократно в разных

городах Швейцарии. Читалась она под разными названиями - “О русской душе”,

“Русская душа”, “Русский сфинкс”. Дважды лекции “Душа” была опубликована в

Цюрихе на немецком языке, а в России опубликована впервые в 1996 году в

журнале русской культуры “Москва”. В лекции “Душа” Ильин качается вопросов:

1. Природа и климат;

2. Темперамент;

3. Свобода и гармония;

4. Язык и юмор;

5. Простота и достоинство;

6. Характер;

7. Сердце и совесть;

8. Стремление к совершенству;

9. Импровизация и ответственность;

10. Первичные силы.

Во вступительном слове к лекции “Душа” И.А. Ильин определяет тему. Вся

лекция начинается со слова “Россия”. И так как лекцию он читает за

границей, то и во вступительном слове он сначала говорит о том, какой

представляется Россия, её народ и культура перед Западной Европой: “Как

сфера скрытого, как проблема не поддающаяся пониманию, как своего рода

сфинкс, вызывающий опасения”. А так как редки европеец мог позволить себе

поездку в Россию с научной целью, то получали знания они от так называемых

“знатоков” России. Судя по всему Ильин считал недопустимым продолжение

такого неверного, зачастую безответственного распространения информации, по

этому и решает взять на себя такое важное дело, как разъяснение сущности и

своеобразия русской культуры Европе.

Идея об издании книги или курса лекций вынашивалась десятилетиями.

Я разберу несколько вопросов этой лекции; некоторые из них выполняют

единую функцию и похожи по содержанию, поэтому не требуют подробного

рассмотрения.

1) Природа и климат. “Душа народа находится в живой и таинственной

взаимосвязи с его природными условиями и по тому не может быть достаточно

объяснена и понята без учёта этой взаимосвязи”. Основываясь на его

собственном слове мы можем сказать, что он считал необходимым раскрыть этот

вопрос. Как пример этой взаимосвязи он берёт весеннее половодье:

“Интенсивное половодье: реки выходят из берегов, затапливают низины,

повсюду образуются проталины; дороги становятся непроезжими; пробуждается

от зимнего сна, и люди ходят как пьяные, с хмелем в крови и в душе”.

2) Темперамент. И.А. Ильин понимает русский темперамент. Он говорит о

нём языком бодрым, будоражащим, и этот самый темперамент чувствуется в нём

самом. Говоря о русском народе (“он наслаждается пространством, лёгким

напористым движением, ледоходом, лесной чащею, оглушительными грозами... он

упивается интенсивность бытия”), Ильин считает, что у русского человека

есть тяга к полному достижению цели, мечта о последнем и конечном, желание

заглянуть в необозримую даль, способность не страшиться смерти. В этом

вопросе вспоминает Пушкина и Достоевского. И делает такое заключение:

“Такова русская душа: ей даны страсть и мощь; форма, характер и

преображение суть её исторически жизненные задачи.

3) Свобода и гармония. По словам И. Ильина “моральное и духовное

равновесие русской души отражается в своеобразной свободе и гармонии”. Но

по мнению Ильина не правильно представлять русскую душу как “вечно кипящий

котёл”; “в буднях отлива русский предстаёт ровным и естественным, лёгким и

добродушным.” В это же вопросе Ильин вспоминает о народной песне. Зачем? Да

ведь именно в этом народном виде искусства является гармония; без

дерижёров, камертонов, и какой либо музыкальной подготовки русский хор

звучит от всей души, в свободном исполнении, из внутреннего чувства, слух и

вкуса. Здесь же вспоминается философом и культура церковного колокольного

звона, который часто импровизировался в зависимости от вкуса звонаря.

4) Первичная сила. И.Ильин не стремиться идеализировать русскую душу:

“что в ней есть, то есть; чего не достаёт, пусть отвоёвывает в страдании и

терпении”. Ильин стремиться указать на своеобразие русской души. Считают,

что теперь и Западная Европа должна признать это своеобразие. “Что бы

понять эту особенность русской души важно бы провести различие между

первичными и вторичными душевно-духовными силами. Первичные силы - это силы

жизнеопределяющие, творчески-духовно ведущие. Вторичные примыкают к

первичным и носят отпечаток последних. Русская же духа прежде всего есть

“душа чувства и созерцания”. “Её культурно-творецкий акт суть сердечное

видение и религиозно-совестливый порыв”. Любовь и созерцание при этом

свободны, как свободно пространство, равнина, как молящий дух, - вот почему

русский нуждается в свободе, ценит её. Русская культура построена на

чувстве и сердце, на созерцании, на свободе совести и свободе молитвы. Это

и есть, по мнению И Ильина, первичные силы русской души, которые формируют

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.