Рефераты. Русская философия серебряного века






Русская философия серебряного века

План:

1. Вступительное слово - Шалашная В.М., преподаватель;

2. Философские идеи П.Я.Чаадаева - Зиятдинова С., студентка 112 группы;

3. Свобода и личность в русской философии - Амеличкина Е., студентка 113

группы;

4. Идея всеединства философского учения Вл. Соловьёва - Дёмкина А.,

студентка 112 группы;

5. Е. Трубецкой о смысле истории - Капитонова С., студентка 112 группы;

6. К. Леонтьев об исторической судьбе России - Кувшинова Н., студентка 112

группы;

7. Проблема творчества в учении Н. Бердяева - Скобелкина Л., студентка 111

группы;

8. И. Ильин о самобытности русской культуры - Андрианова Т., студентка 112

группы;

9. Л.Н. Толстой о смысле свободы и необходимости - Белолипецкая Е.,

студентка 111 группы.

Основные философские идеи П.Я. Чаадаева

(Зиятдинова С., студентка 112 гр.)

П. Я Чаадаев родился в 1794 году, 27 мая, в Москве, в семье отставного

полковника Якова Петровича Чаадаева. С 1808 по 1811 Пётр учился в

Московском университете. 12 мая 1812 года зачислен подпрапорщиком в лейб-

гвардии Семёновский полк. В 1812 (июнь) по 1814 (март) в составе

Семёновского, а затем Ахтырского гусарского полка участвует в Отечественной

войне и в заграничных походах русской армии. В 1812 году приказом по

Семёновскому полку Чаадаев произведён в прапорщики. В 1816 году (апрель)

переведён корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, квартировавшийся в

Царском Селе. В июне - июле Чаадаев знакомится с Пушкиным в доме Карамзина.

В августе Чаадаев произведён в поручики. В 1817 (декабрь) переезжает в

Петербург и назначается адъютантом к командиру гвардейского корпуса И.В.

Васильчикову. В 1819 году получает звание ротмистра. В 1821 году выходит в

отставку. В 1828 - 1830 годах работает над циклом “Философских писем”. В

1856 году 14 апреля Чаадаев скончался.

Долгое время Чаадаев находился в состоянии углублённого поиска и

создания нового единства собственной личности и мысли. Большое значение в

его творчестве имело знакомство с двумя молодыми женщинами - Авдотьей

Сергеевной Норовой и Екатериной Дмитриевной Пановой.

Норова происходила из старинной дворянской семьи и получила типичное

для того времени домашнее образование. В сельской глуши, как и в

присутствии “белой публики”, Пётр Яковлевич не терял ни праздничности

одежды, ни важности осанки, ни блистательности ума. Обаянием его личности и

беседы и была увлечена, вернее, покорена Дуня Норова, в лице которой

Чаадаев находит по началу едва ли не единственную слушательницу, с

молчаливым благоговением внимавшую его умным речам. Своеобразные отношения

Чаадаева с женщинами весьма важны для понимания его характера и философии.

В природной женской пассивности и сердечной предрасположенности к

самоотречению Чаадаев видит залог развития необходимой для подлинного

творчества способности покоряться “верховной воле”.

Предрасположенность женского сердца к самоотречению Пётр Яковлевич

ощущает как точку приложения сил, ведущих к последней степени совершенства

человеческого. Авдотья Сергеевна оказалась первой в числе тех женщин,

которых Пётр Яковлевич пытался “обратить” и направить их искреннюю

религиозность к “совершенству”. Петра Яковлевича настораживали полные

робкой и нежной застенчивости взгляды вразумляемой им женщины, что не

входило в расчёт возложенной им на себя миссии “пророка” и “сеятеля”

взыскуемого “царства истины”. Одновременно эта миссия позволяла Чаадаеву

сохранять необходимую дистанцию, сокращение которой налагало бы на него

непривычные обязательства и посягало бы на его независимость и свободу.

Такое же сложное сочетание чувств у Петра Яковлевича проявляется и в

его взаимоотношениях с другой соседкой - Екатериной Дмитриевной Пановой. В

пору знакомства с Петром Яковлевичем ей было 23 года. Вот уже 5 лет, как

она вышла замуж, но детей не имела. Они встретились нечаянно. Чаадаев

увидел существо, томившееся пустотой окружавшей среды, бессознательно

понимавшее, что жизнь его чем-то извращена, инстинктивно искавшее выхода из

заколдованного круга душившей его среды. Чаадаев не мог не принять участия

в этой женщине; он был увлечён непреодолимым желанием подать ей руку

помощи, объяснить ей, чего именно ей недоставало, к чему она невольно

стремилась, не определяя себе точной цели. Между ними завязалась переписка.

Чтобы систематизировать свои воззрения на бумаге, Чаадаев совершенно

уединяется от общества. Сидит один в заперти, читая и толкуя по-своему

Библию и отцов церкви. Реальные и мнимые заболевания заставляют его

совмещать воплощение философского замысла с тщательным изучением

медицинской литературы. В заботах о здоровье и путях материализации своей

мысли Пётр Яковлевич предался некоторого рода отчаянию. Человек света и

общества по преимуществу, сделался одиноким, угрюмым, нелюдимым... Уже

грозили помешательством его разуму...

В таком состоянии Чаадаев получает послание послужившее внешним

формообразующим толчком для систематизации его философии. В очередной раз

писала Панова, печалясь по поводу потери его благорасположения и делясь с

ним своими затруднениями. Обдумывая ответное послание и набрасывая первые

его строки Чаадаев не мог сдержать наплыва мыслей, которых метаморфозы

собственного сознания и душевного неустройства Пановой, различные

общественно-исторические ситуации и мировые цели перекликаются и

просматриваются друг через друга. Всё это подсказывает ему искомый жанр

выражения накопившихся проблем, соответствующий не только духовному

своеобразию адресату, но и по характеру его философии, её широкому

предназначению. Теперь начальные строки переделываются, привлекается

дополнительный материал и личное письмо в процессе работы превращается в

знаменитое первое философское письмо.

“...необходимо постараться безбоязненно и самоотверженно отдаваться

сердечным движениям, пробуждаемым религиозным чувством. Чтобы сохранить и

закрепить эти движения, следует упражняться в покорном служении богу, т.е.

строго соблюдать все церковные обряды, внушённые высшим разумом и

обладающие животворной силой. надо также и в повседневности сохранять их

дух. Однако осуществлению подобных намерений мешает “печальный порядок

вещей”, отсутствие в повседневной русской действительности “необходимой

рамки жизни, в которой естественно размещаются все события дня” и которая

нужна для нравственного здоровья, как чистый воздух для здоровья

физического. Речь идёт не о каких-то моральных принципах или философских

истинах, а “просто о благоустроенной жизни, о тех привычках и навыках

сознания, которые сообщают непринужденность уму и вносят праведность в

повседневную жизнь человека”. Без убеждений же и правил в повседневном

обиходе незаметно переходит он от личных проблем к социальным, не созревают

семена добра и в русском обществе, где нет развития элементарных идей

долга, справедливости, права, порядка и никто не имеет “определённой сферы

существования”. Идеи, связанные с таинственным смыслом исторического

процесса, с ролью России в судьбах всего человечества занимают центральное

место в его мыслительной деятельности и составляют главный стержень первого

философского письма. Во втором философском письме, говоря о пралелезации

материального и духовного миров, о путях и средствах познания природы и

человека, о пространстве, времени, движении, он разворачивает философские и

научные доказательства своей главной идеи: “В человеческом духе нет никакой

иной истины, кроме той, которую своей рукой вложил в него бог, когда

извлекал его из бытия”.

Значительная часть третьего философского письма посвящена рассмотрению

подчинения человеческого жизенепонимания высшему началу, внешней силе,

своеобразию обнаруживающей своё проявление и в физическом и в нравственном

мире.

В четвёртом философском письме, переходя к анализу движения физических

тел, Чаадаев заключат, что неумолимая логика заставляет говорить о нём как

о следствии находящегося вовне источника. А поскольку движение является

всеобщей формой существования любых явлений в мире, то движение умственное

и нравственное также имеет внешний побудитель.

В пятом философском письме автор как бы подводит итог рассмотрению

единства духовного и материального порядка бытия.

В шестом и седьмом философских письмах речь идёт о движении и

направлении исторического процесса.

В восьмом, и последнем, философическом письме, отчасти носящем

методологический характер, автор заключает: “Истинна едина: царство божие,

небо на земле, все евангельские обетования - всё это не иное что, как

прозрение и осуществление соединений всех мыслей человечества в единой

мысли; и эта единая мысль есть мысль самого бога, иначе говоря -

осуществленный нравственный закон.”

Удалившись от московского общества в 1828 по 1830 годах, Чаадаев в

основном завершил работу над циклом философских писем, что явилось для него

событием огромного значения, дающем сознание личной полноты и твёрдости

нового социального качества и способным вывести из тяжёлого кризиса.

Список использовавшейся литературы:

1. Тарасов Б.Н. “Чаадаев” - М.: Молодая гвардия, 1986 г.

2. Фролова И.Т. “Философский словарь” - М.: Политиздат, 1986 г.

“Свобода и личность в русской философии”

(Амеличкина Е., студентка 113 гр.)

Проблема личности - одна из главных теоретических проблем в истории

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.